Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»

     134. Предвидение общества без права. Марксизм как политическая доктрина
исходит  из  того,  что  причиной всех зол  в  обществе  является антагонизм
социальных классов, который исчезнет лишь тогда, когда  будет положен  конец
частному присвоению средств производства и они будут переданы в распоряжение
всех и использоваться в интересах всех. Так появится новое, коммунистическое
общество,  не знающее  эксплуатации человека человеком  и  руководствующееся
принципом  "от каждого по способностям, каждому по потребности". Принуждение
станет  ненужным,  а его носители  --  государство и  право --  отомрут. Эта
доктрина   полностью    противоположна   фашистской,    превозносящей   роль
государства, всемогуществу которого приносятся в жертву интересы индивидов.
     Переход к  новому обществу  без  государства и  права -- это  еще  один
диалектический  скачок в  истории,  но обратный  тому, о котором  говорилось
выше. Человек становится свободным, он  принадлежит самому себе и  не должен
продавать  свою рабочую силу  в интересах эксплуататоров  из господствующего
класса.  Нормы  поведения,  которые   сложатся  в  этом  будущем   обществе,
приобретут такой  же характер, как и в ранних  обществах,  то есть это будут
правила  морали,  обычаи, технические  предписания.  Они  будут  соблюдаться
спонтанно в силу убежденности в их соответствии общему  интересу и подлинной
справедливости.  Все  граждане в  меру своих способностей примут  участие  в
управлении  делами  общества.  Уровень  производства позволит  удовлетворить
разумные потребности каждого.
     135.   Марксизм    как   теория    действия.   Марксистская   доктрина,
сформулированная в основных чертах в 1848 году в "Манифесте Коммунистической
партии", развивалась затем  Марксом и Энгельсом на протяжении всей их жизни.
Они защищали ее от противников, уточняли для последователей. Маркс и Энгельс
были  не  только  мыслителями,  но  и  партийными деятелями. Они внимательно
следили за событиями своего времени, анализировали ситуации,  возникавшие  в
разных  странах,  и  формулировали выводы о  том,  какова должна  быть линия
поведения,  призванная привести  к  конечному успеху  сторонников  доктрины.
Марксизм, таким образом,-- это не только объяснение истории, но и основанное
на  диалектическом  методе   руководство  по  политической  деятельности   и
революционной практике.
     136. Марксизм-ленинизм. В отличие  от исторической и философской частей
марксистского  учения  его  политическая часть требовала  постоянного  учета
изменяющихся условий, и особенно после того, как партия большевиков пришла к
власти в России в 1917 году. Роль Ленина в этой связи была настолько велика,
что и в Советском Союзе, и в других странах марксизм  в наше  время называют
марксизмом-ленинизмом.
     Ленинизм  был  особенно  необходим для определения  линии  поведения  в
переходный от капитализма  к коммунизму  период.  Маркс и  Энгельс не  могли
предвидеть, в какой стране впервые произойдет революция,  приведшая к власти
марксистскую партию,  и  какова  будет обстановка в мире в этот  момент  и в
последующем.  В  трудах  Маркса  имелось  лишь  указание  на  то, что  между
капитализмом  и   коммунизмом   должен  быть   переходный   период.   "Между
капиталистическим  и  коммунистическим обществом лежит период революционного
превращения первого во второе.  Этому периоду соответствует  и  политический
переходный период, и  государство  этого периода  не может быть ничем  иным,
кроме  как революционной диктатурой пролетариата"'. После завоевания  власти
надо   было   определить,   каковы   должны   быть   структура    и   задачи
социалистического государства. Ленинизм как политическая доктрина во  многом
развил и дополнил учение Маркса. Он именно дополнил это учение и ни  в какой
мере   не  является  его  отрицанием.  Ленинизм  опирается   на  марксизм  и
последовательно верен ему. Он воспринимает диалектику и философию марксизма.
     137. Важность марксизма-ленинизма.  Нельзя понять советский строй, если
не  подходить   к  нему  в  свете   марксистско-ленинского  учения,  которое
признается  здесь единственно  истинным.  В свете  этого  учения многие вещи
приобретают иной смысл, чем тот, к которому  мы привыкли.  Такова, например,
новая  концепция морали: быть нравственным  --  это значит отдавать все свои
силы   и   энергию   делу  строительства  коммунизма.   Свобода   отнюдь  не
упраздняется, но так же понимается иначе и в определенном смысле  напоминает
концепцию, которая  господствовала во  Франции  до  XVIII  века  и  выражена
Монтескье в "О духе законов" следующим образом: "Свобода состоит совсем не в
том,  чтобы... делать  то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где
есть законы, свобода  может заключаться лишь в  том, чтобы... делать то, что
должно   хотеть,  и  не  быть  принуждаемым  делать  то,  чего   не   должно
хотеть"2.  Марксизм  как  научная  теория,  призванная  объяснить
человеку, что он должен хотеть, создает тем самым  условия для его подлинной
свободы.
     Равным  образом  своеобразен и подход к  праву,  весьма отличающийся от
концепций, распространенных в Западной Европе'. Роль социалистического права
состоит не столько в том, чтобы  установить определенный  порядок и принципы
решения  конфликтов,  но   прежде  всего  в  том,  чтобы   служить   орудием
преобразования общества,  его движения  к коммунистическому идеалу.  Открыто
признается, что право -- это инструмент, используемый властями  государства,
которые  в  социалистических  странах  (в  отличие  от  буржуазных),  будучи
вооружены учением марксизма-ленинизма, знают цели, к которым нужно следовать
в  соответствии  с  объективными  закономерностями,  определяющими  развитие
общества. У права те же цели, что и у политики.
     Экономический  базис,  который обусловливает  советское  право, а также
свойственная  этому  праву  воспитательная  роль решительно отличают его  от
буржуазного права, которое действует как бы вслепую, ибо оно не опирается на
такую основу,  как марксистско-ленинское знание. Именно в силу своей связи с
этим  учением  советское  право  "не  такое,  как  другие", и  его  изучение
предполагает знание марксистско-ленинского  учения, которое  определяет  его
цели, пути развития, толкование и применение.
138.   Отношения    между    советскими   и   иностранными    юристами.
Марксистско-ленинский подход к советскому праву ставит определенные  границы
на  пути его сравнения  с  буржуазными  правовыми системами. Это  связано  с
различием экономических  структур,  которые  и  обусловливают оценку  права:
советского как  хорошего, буржуазного как плохого. Марксистский подход ведет
к недоверию  буржуазным юристам, которые намеренно или  неосознанно защищают
интересы  буржуазного  класса2.  Меры,  проводимые  в  буржуазном
обществе,  хотя и  могут  частично быть уступками  пролетариату, но в  целом
направлены на упрочение власти господствующего класса.
     Очевидно,  таким  образом,  что  на  уровне  принципов  согласие  между
советскими  и  буржуазными юристами  достигнуто  быть не может  и  сравнение
соответствующих    правовых    систем    будет    плодотворным   только    в
юридико-техническом плане.  Несмотря на различие политических систем, и тут,
и  там   могут  возникать  сходные  проблемы,  порожденные   экономическими,
социальными  и  моральными  причинами.  Принципиальные  расхождения  нередко

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности