Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 34   35   36   37   38   39   40   41   42  43   44   45   46   47   48   49   50   51   52  » »»

Марксизм-ленинизм  раскрыл законы,  определяющие развитие  общества и способ
создания  в  будущем общества,  основанного на  гармонии и  согласии.  Таким
образом,  марксизм-ленинизм  --  это  одновременно  и  объяснение   мира,  и
руководство к действию.
     131.  Исторический   материализм.  Марксистское   учение,  основателями
которого являются Карл Маркс (1818--1883 годы) и Фридрих Энгельс (1820--1895
годы)   исходит,  с  одной  стороны,  из  материалистической  философии,   с
другой--из идеи  развития.  Согласно  материалистическому подходу,  объекты,
существующие  в природе,  первичны; мысль,  дух, сознание  -- это  отражение
материального мира.  Идея развития означает,  что в природе нет ничего раз и
навсегда данного, все изменяется в процессе постоянной эволюции.
     Дарвин  в  1859  году  в  своей  книге "Происхождение  видов"  объяснил
принцип, управляющий эволюцией в  сфере  биологии. Маркс и Энгельс полагали,
что  и  в области общественных  наук -- а не только  естественных -- имеются
законы,  управляющие  развитием  человечества.  Они  стремились  открыть эти
законы  и таким  путем  поставить на  место старого утопического  социализма
научный социализм.
     Их отправная точка  -- гегелевский тезис о  диалектическом развитии; за
тезисом  следует антитезис,  а противоречие между  ними решается  в синтезе,
который  и  есть  двигатель прогресса. Однако Маркс и Энгельс по-иному,  чем
Гегель, понимали причинные зависимости в ходе  эволюции. Гегель -- идеалист,
и развитие общества  он  объяснял  прогрессом человеческого  разума.  Учение
Маркса и  Энгельса  --  исторический материализм:  объективное обусловливает
сознание, реальность рождает идеи, человек -- прежде всего Ното faber и лишь
затем  Ното  sapiens.  "Анатомию  гражданского  общества  следует  искать  в
политической экономии,--  писал  Маркс.--  Способ  производства материальной
жизни  обусловливает  социальный,  политический  и  духовный  процессы жизни
вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их  общественное
бытие определяет их сознание"'.
     132.  Базис  и надстройка. Марксистское  учение отнюдь  не носит печати
фатализма. Оно отводит человеку важную роль в реализации законов истории. Но
тем не менее его возможности ограниченны, ибо, как писал  Ф.  Энгельс, "люди
сами делают  свою историю,  однако в данной,  их  обусловливающей среде,  на
основе уже существующих действительных отношений"2.
     Решающую роль в обществе играют экономическая  инфраструктура, условия,
в которых используются  средства производства. Вслед за Сен-Симоном марксизм
говорит о том,  что принципы политической  экономии первичны по  отношению к
принципам гражданского права. Все  находится в зависимости  от экономической
структуры -- идеи людей, нравы, мораль, религия.
     Точно  так же  и право --  это  не  более чем надстройка,  его реальное
назначение  -- служить интересам тех, в чьих руках находятся рычаги власти в
данном  обществе.  Оно --  инструмент,  используемый теми, кому  принадлежит
власть и кто распоряжается средствами производства.  Право  -- это  средство
подавления  эксплуатируемого класса.  Оно справедливо  только с субъективной
точки зрения господствующего класса. Говорить о справедливом праве вообще --
это значит обратиться  к  идеологии, то  есть ложному  отражению реальности.
Справедливость  --  это историческое  понятие,  зависящее  от  условий жизни
определенного  класса.   Право   буржуазного   государства,   пренебрегающее
интересами  пролетариата,  является,   с   его   точки   зрения,  отрицанием
справедливости.
     Таким  образом, марксистская трактовка права прямо противоположна нашим
традиционным представлениям о нем. Чтобы несколько глубже разобраться в этом
вопросе,   а   также  понять,  как  представляется  в  этой   связи  будущее
коммунистическое  общество,  следует обратиться к взглядам  Ф.  Энгельса  на
государство  и  право,  изложенным  в  книге "Происхождение  семьи,  частной
собственности и государства" (1884 год).
     133. Марксистская концепция государства и права. По  Энгельсу, в начале
истории мы видим общество без классов, где все его члены находились в равном
положении  по отношению к орудиям производства.  Все  были равны, независимы
друг  от друга, ибо эти  орудия находились  в  свободном распоряжении  всех.
Правила  поведения  соблюдались, но,  походя на  нравы и не  будучи снабжены
принудительными санкциями, эти правила не были нормами права.
     Позднее в  результате  общественного  разделения  труда  в  примитивном
обществе  произошло расслоение и выделилось два  класса. Один из них овладел
средствами производства и начал эксплуатировать  другой класс, лишенный этих
средств.  В  этот момент  появляются право  и государство. Между этими двумя
явлениями марксист видит прямую связь. Право -- это такое правило поведения,
которое в отличие от всех других содержит принудительный момент, возможность
вмешательства  государства.  Властвующее  в  обществе  государство,  угрожая
принуждением или  применяя  его, обеспечивает соблюдение  этого правила. Нет
права  без  государства  и государства  без  права.  Это два  слова, которые
обозначают одно и то же явление.
     Не  всякое  человеческое  общество  знает  государство и право.  Они --
продукты  определенной экономической  структуры  и не возникают  до тех пор,
пока не произойдет раскола общества на классы, из которых один эксплуатирует
другой   или  другие.  Господствующий  класс   использует  в  этих  условиях
государство и право, чтобы укрепить и продлить свое господство.
     Право  --  это  орудие  классовой  борьбы,  служащее  защите  интересов
господствующего   класса  и   сохранению  выгодного  для  него   социального
неравенства. Оно  может быть  определено как  совокупность социальных  норм,
которые  регламентируют отношения  господства между правящим и  подчиненными
классами в той  части,  в какой эти отношения не могут сохраняться без опоры
на  принудительную  силу  хорошо  организованного государства. Что  касается
государства,  то  это организация  господствующего класса, с помощью которой
этот класс  обеспечивает подавление  эксплуатируемого  класса и охрану своих
интересов.
     Право  и  государство  существовали не  всегда.  Их  появление  --  это
"диалектический скачок".  Переход от общества  без  государства  и  права  к
обществу  с  правом  и  государством --  это  невиданная  дотоле  социальная
революция. Все последующее развитие носило скорее  "количественный" характер
в том смысле, что лишь видоизменяло уже существующее государство и право, но
в  рамках  классового  общества, основанного  на  частной  собственности  на
средства  производства.  История  общества -- это  по  преимуществу  история
борьбы   классов.   Повороты   истории   связаны   с  победой   части  ранее
эксплуатируемого класса, который отныне становился эксплуататорским классом.
Появление нового социального класса прогрессивно,  ибо  соответствует  более
развитому  состоянию  способа  производства,  техническому прогрессу,  общим
устремлениям  общества. Однако средства производства  по-прежнему в  частной
собственности небольшого числа  лиц и, следовательно, сохраняется деление на
эксплуататоров и эксплуатируемых.

Страницы: «« « 34   35   36   37   38   39   40   41   42  43   44   45   46   47   48   49   50   51   52  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности