|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 » »» содержит 64 статьи, в то время как соответствующие Основы -- 39; число
статей в Уголовном кодексе РСФСР составляет 269 (в Основах -- 47), а в
Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР--413 (в Основах--54). Гражданский
кодекс РСФСР содержит 569 статей, опирающихся на 129 статей Основ
гражданского законодательства. Эти цифры интересны, поскольку они содержат
указание на степень автономии, предоставленной союзным республикам. В целом
эта автономия используется в достаточно скромной степени. Какого-либо
органа, призванного координировать подготовку кодексов и обеспечивать их
единообразие, не существует. Но сложилась практика, когда проект кодекса,
подготовленный в одной союзной республике, сообщается другим республикам.
Кодексы весьма схожи между собой.
187. Указы Президиума. Порядок деятельности Верховного Совета СССР и
Верховных Советов союзных республик таков, что принимаемые ими законы в
собственном смысле слова немногочисленны. К принятию законов Верховным
Советом прибегают тогда, когда хотят придать закону особую значимость.
Практически чаще всего используется форма указа, издаваемого Президиумом
Верховного Совета; такая практика кажется настолько естественной, что к ней
прибегают в некоторых случаях даже для внесения изменений в Конституцию.
Верховный Совет ограничивается тем, что на своей очередной сессии
утверждает, не входя в обсуждение деталей, все указы, принятые в интервале
между этой и предыдущей сессиями.
Законы и указы -- основа советского правопорядка. И с теми, и с другими
легко ознакомиться. Они публикуются в официальных общесоюзных и
республиканских периодических изданиях. Часто издаются различного рода
хронологические и систематические сборники как общесоюзного, так и
республиканского законодательства.
188. Другие акты. Принимаемые на основе и во исполнение законов
Советами Министров, союзными и республиканскими министерствами акты по своей
природе и формам весьма различны. Мы встречаем среди них постановления и
решения Совета Министров, в том числе принимаемые совместно с Центральным
Комитетом партии; общие условия поставки и правила перевозки, одобренные
одним или несколькими заинтересованными министерствами; примерный устав
треста или предприятия;
инструкции, адресованные управлению в определенной области или той или
иной группе предприятий. Сложность всей этой регламентации весьма
значительна; она даже больше того, на что жалуются ныне в буржуазных
странах. Однако такая модификация роли, отведенной закону, имеет свою
причину, а именно обобществление национальной экономики. К рассмотрению
этого факта мы и переходим.
189. Роль управления в советской экономике. Вследствие обобществления
средств производства и властного государственного дирижизма, определяющего
развитие народного хозяйства, управление в сфере экономики в
социалистических странах призвано выполнять такие задачи, которые решительно
превосходят задачи управления в этой же сфере в буржуазных странах. Различие
здесь не только количественное, но и качественное. Хозяйственные предприятия
при социализме являются государственной собственностью и выступают как
учреждения публичного права: несмотря на то, что они обладают финансовой
автономией, демаркационная линия между административным актом во всех его
формах, с одной стороны, и договором, заключаемым между предприятиями или
группами предприятий,-- с другой стороны, является весьма произвольной.
В демократиях либерального типа (они все более и более удаляются от
этого типа) можно увидеть массу различного рода регламентов, декретов,
постановлений, определяющих порядок применения законов, принятых
парламентом. Вместе с тем в этих странах существует обширный сектор, где
может осуществляться свободная игра частного предпринимательства. Правда,
промышленные, торговые и сельскохозяйственные предприятия все более и более
подпадают под регламентацию, определяющую рамки организации их деятельности;
тем не менее они сохраняют очень большую свободу в отношении направления и
масштабов деятельности, создания тех или иных филиалов, в выборе
контрагентов и т. д. Свобода главы предприятия, принцип свободы договора все
более подвергаются ограничениям, однако именно они являются правилом. Это и
позволяет еще, несмотря на все ограничения, говорить о либеральной
демократии.
В Советском Союзе, который является социалистической демократией,
положение иное. Цель предприятий здесь -- выполнение плана развития
народного хозяйства. Их деятельность сразу же четко фиксируется и вводится в
определенные рамки статутом, который они получают от государства, и
плановыми предписаниями. Они должны делать то, что им вменяется планом, и
они не могут делать того, что выходило бы за рамки их статута. Это двойное
правило и обусловливает то невиданное еще значение, которое приобретает в
Советском Союзе административно-правовая деятельность. Именно управление
должно путем издания различного рода постановлений, распоряжений и т. д.
взять на себя осуществление большей части экономической задачи, которая в
буржуазных странах выполняется с помощью инициативы частных предприятий.
Отсюда и беспрецедентный рост административной регламентации.
В западных странах доктрина проводит четкое различие между
постановлением, распоряжением или каким-либо другим административным актом,
с одной стороны, и договором -- с другой. Это различие стирается, если не
исчезает, в советском праве.
190. Нормативные, управленческие и ведомственные акты. Существенное
различие между нормативными актами и разного рода инструкциями и циркулярами
состоит в том, что первые содержат нормы, обязательные для всех, а вторые --
лишь указания тем или иным управленческим органам: они не создают правовых
норм. Практически в буржуазных странах администрация никогда не ставит
вопрос о законности ведомственных инструкций и циркуляров, которые она
получает; она применяет их на равных основаниях с нормами права. В Советском
Союзе такой подход и это смешение стали еще больше, поскольку здесь все
основное в сфере экономики выполняется государственными организациями.
Последние выступают как субъекты права, обладающие автономией; однако они не
становятся независимыми от министерства и вряд ли проводят различие между
нормативными актами и адресованными им циркулярами.
191. Административный акт и договор. В условиях советской экономики
различия между двумя этими явлениями стираются. Основой договоров,
заключаемых между государственными организациями, являются предписания
народнохозяйственного плана. Их роль сводится по преимуществу к тому, чтобы
конкретизировать данные плана, дополнением к которому они и являются. Эти
договоры лишь по внешнему виду похожи на характерные для либеральной
экономики договоры, заключаемые по свободной инициативе, или, как говорят
марксисты, анархически. В СССР было признано полезным сохранить в
обобществленном секторе такой технический инструмент, как договор. Но в этом
Страницы: «« « 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |