Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»

     Таким образом, и в СССР  можно увидеть проявление  двух тенденций: одна
из  них--стремление  к максимально строгому  соблюдению  закона,  другая  --
подчеркивание   справедливости,   необходимости   преодоления    формального
применения законов, нежелание  видеть в законе  фетиш. В Советском Союзе эти
тенденции приобретают еще и особый политический аспект, поскольку  речь идет
не только  о том,  должно ли  право  быть более или менее строгим, а  прежде
всего о том, в какой мере уже сегодня  должно или можно предвидеть отмирание
права.  В  Советском Союзе  положительно относятся  к формулировкам  закона,
которые освобождают судью от формализма. Например, ст. 47 Основ гражданского
судопроизводства 1961 года  гласит: "Не  может быть  отменено  правильное по
существу решение суда по одним лишь формальным соображениям".
     194. Аутентичное толкование закона. Следует отметить характерную  черту
советского права  в отношении толкования закона, а  именно  наличие органов,
предназначенных для своеобразного аутентичного толкования  закона и издающих
в  этой  связи  специальные  директивы,  которые  адресуются  всем  органам,
осуществляющим отправление  правосудия.  Такими органами,  кроме  Президиума
Верховного Совета СССР, являются Верховный суд СССР и главный арбитр СССР.
     Роль Верховного суда СССР в настоящее время  состоит больше в выработке
таких директив для судей, чем  в проверке  решений по конкретным дела"... На
Верховный суд СССР возложена задача  общего наблюдения за тем, как толкуются
законы и  осуществляется правосудие  всеми  судами,  существующими в стране.
Если в  ходе выполнения этой  задачи Верховный суд обнаруживает колебания  и
расхождения в толковании закона,  он  тотчас  вмешивается и издает по  этому
поводу  соответствующую  директиву.  Судьи должны  следовать ей.  В качестве
примера такого руководящего указания приведем  Постановление Верховного суда
от 17  декабря  1971 года  о  порядке  применения  ст.  7 Основ гражданского
законодательства,   устанавливающей   ответственность   за   распространение
порочащих человека сведений.
     Сказанное  выше  можно   повторить  и  применительно  к  высшему  звену
государственного  арбитража СССР, который точно так  же  изучает арбитражную
практику, как Верховный  суд СССР  -- судебную, и издает  для  использования
нижестоящими государственными арбитражами инструкции того же свойства, что и
директивы Верховного суда СССР.
Отдел II. Другие социалистические страны
     195. Роль закона.  Как и в СССР,  во  всех европейских социалистических
государствах  основной  источник права  --  закон.  И  здесь государственная
власть  сконцентрирована  в   парламенте,  который   один   лишь  правомочен
определять политику страны и издавать законы.  Конституция Румынии 1965 года
четко   говорит   о   том,  что   не   существует  никакой   самостоятельной
регламентарной власти.
     Однако при сходстве принципиальной установки имеется немало различий. В
Югославии  в  1963  году  создан Конституционный  суд,  правомочный  просить
парламент  вновь   рассмотреть  принятый   им  закон,  который  суд  считает
неконституционным. Таким путем в парламент был возвращен ряд законов, в  том
числе  закон  о  социальном  обеспечении.  Создание   Конституционного  суда
предусмотрено в Чехословакии в целях  контроля за  правильным распределением
компетенции между федеральными  и  иными властями. Определенный контроль  за
конституционностью  законов  возможен  в  Румынии,  где   он  осуществляется
комитетом, созданным в парламенте.
     Югославия,  Чехословакия, как и  СССР,--  федеральные государства. Но в
первых двух распределение компетенции  между федеральными и республиканскими
властями иное, чем в СССР.
     Не в столь обширных и населенных в сравнении с Советским Союзом странах
и имеющих при этом более  глубокие  парламентские традиции, созыв парламента
проще и  деятельность его активнее, как, например,  в  Польше, где сейм  сам
принимает  большинство  законов, а  его  орган  --  Государственный совет  в
промежутках между сессиями сейма издает нормы лишь в исключительных случаях.
     196. Кодификация.  Сразу  же после прихода  к  власти  коммунистических
партий  были   проведены   значительные   кодификации,  особенно  в  Польше,
Чехословакии  и  Югославии,   где  ранее  право  не  было  унифицировано   в
общенациональном  плане.  Подготовленные  с  некоторой поспешностью  кодексы
впоследствии    заменялись   новыми,   отражавшими   достигнутое   на   пути
социалистического  развития.  В  Польше  в  1964  году  были  приняты  новые
Гражданский,  Семейный  и  Гражданско-процессуальный  кодексы.  Позднее были
опубликованы кодексы в  области уголовного и уголовно-процессуального права,
международного   частного   права,   морского  права,   трудового  права   и
административного процесса.  Были  попытки  кодифицировать  административное
право  и международное  торговое право  -- области,  где  органы, обладающие
нормотворческой компетенцией, создали сильно запутанную ситуацию.
     В   Чехословакии   в   1963   году   были   изданы    новые   Семейный,
Гражданско-процессуальный кодексы.  Закон  о международном  частном праве  и
Кодекс  международной торговли,  в  1964  году--Хозяйственный  и Гражданский
кодексы, в 1965 году -- Кодекс законов о труде.
     В  Германской  Демократической  Республике  в  1965  году  вышел  новый
Семейный кодекс,  в  1975  году  -- Гражданский и  Гражданско-процессуальный
кодексы и  Законы о применении права и о международном частном праве, в 1976
году -- Закон о международных хозяйственных договорах.
     В Албании,  Болгарии и Югославии были изданы комплексы крупных законов,
заменившие в самых разных сферах действовавшее ранее право. В Венгрии в 1959
году был принят Гражданский кодекс, которого ранее не было в
     этой стране.
     197.  Толкование законов. Оно мало чем  отличается от принятого в СССР.
Оно должно  быть  строгим, что  неоднократно  подчеркивалось  в  юридической
литературе  этих стран. Однако так подходят  к толкованию лишь нового права.
Что  касается законов, унаследованных от  прошлого  и остающихся в силе,  то
действуют  другие критерии.  Наиболее четкой в этом плане является  формула,
действующая в  Югославии: от применения таких законов можно отказаться, если
они противоречат основополагающим принципам нового строя.
     Однако старые законы постепенно сходили со сцены, а в отношении новых в
итоге  дискуссии   были   выработаны  более  гибкие   принципы   толкования,
способствующие усилению  связи между правом  и жизнью общества.  Конституция
ЧССР 1960 года в ст. 102 установила, что  судьи должны  толковать  законы  в
соответствии с социалистическим правосознанием, и это правило было развито в
Гражданском кодексе 1964 года.
     198.  Публикация  законов.  Правовые традиции сказались  и в том, что в
рассматриваемых   странах   хорошо  организована   публикация   всех   видов
регламентарных  актов.  Здесь  нет  сборников,   издаваемых  для  служебного
использования  в  рамках  какого-либо министерства,  и  потому  остающихся в
какой-то   мере  конфиденциальными.  Возможно,   поэтому  право  европейских
социалистических стран легче изучать, чем советское право.

Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности