|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 » »» проявляется скорее стремление обеспечить хорошее административное
управление, чем желание закрепить за руководителями предприятий определенную
свободу действий. Вполне возможен был бы полный отказ от договора в
отношениях между государственными предприятиями и учреждениями; для этого
достаточно максимально детализировать план и расширить воздействие
собственно органов управления. Тогда договор оказался бы ненужным. Впрочем,
соотношение административного акта и договора во многом зависит от того,
какая тенденция в экономической жизни и управлении окажется более полезной
-- централизации или децентрализации.
192. Трудности доступа к документальным источникам. В отличие от
публикации законов и других нормативных актов общего характера, которая
обеспечивает возможность ознакомления с ними, ситуация с другими актами и
инструкциями иная. Остается неясным, где проходит разделительная линия между
тем, что интересует всех, и тем, что представляет интерес лишь для
определенных предприятий, и соответственно тем, что должно публиковаться для
всеобщего сведения, а что -- нет. Здесь отсутствуют какие-либо
предустановленные критерии и господствует эмпиризм. Этот эмпиризм --
отражение исторической традиции. Приказы, бывшие в России предшественниками
министерств, создавали, каждый для себя, сборники актов, нужных для служащих
данного приказа и доступных только им. Если изобразить эту ситуацию,
используя современную терминологию, то можно сказать, что не было норм
публичного права и регламентов в собственном смысле слова, а имелись лишь
обычаи, административная практика, служебные инструкции, используемые
чиновниками. Некоторые западные авторы полагают, что современная ситуация
связана с этой традицией старых российских учреждений. Каждое министерство
издает для своих служащих и подведомственных организаций сборник или
сборники своих инструкций. Они предназначены для внутреннего пользования и
распространяются только среди своих адресатов; их нельзя купить или получить
в библиотеке. В газетах можно ознакомиться только с теми из этих актов,
публикацию которых по тем или иным причинам признали целесообразной. Все
остальные акты получают как бы конфиденциальный характер, подобно тому, как
это происходит с большинством циркуляров французской администрации. Все это
отнюдь не облегчает задачи тех, кто без всяких дурных намерений пожелает
изучить работу советских институтов. Да и советские авторы жалуются на
трудность доступа к этим источникам. В этом отношении ситуацию в советском
праве нельзя признать с точки зрения юридической науки удовлетворительной.
Не является она таковой и в буржуазных демократиях, где изучение права часто
ограничено лишь теоретическими аспектами, а практические аспекты
труднодоступны, поскольку им придан конфиденциальный характер, тем более для
иностранцев.
193. Толкование и применение закона. Советский Союз, руководимый
коммунистической партией, поставил своей целью создать с помощью своих
законов принципиально новый социальный строй. Как и всякое новое право,
советское право отличается императивным характером и требует толкования в
строгом соответствии с намерениями его авторов. От советских юристов и судей
ожидают толкования права, которое приведет именно к такому его применению,
какое имел в виду законодатель.
Однако из этого не следует, что толкование законов должно быть всегда
буквальным. В данном случае в Советском Союзе преобладают традиции
романо-германской системы. Марксистская доктрина вовсе не предполагает, что
законы следует применять исключительно в соответствии с их буквой, используя
лишь чисто грамматические методы толкования. Такое отношение может
превратить закон в фетиш, имеющий ценность сам по себе, независимо от
политики, являющейся его подлинной основой. Поэтому оно принципиально
неприемлемо для марксизма.
Толкование законов советскими судьями должно быть, следовательно, не
грамматическим, а логическим, направленным на то, чтобы увидеть в тексте
закона его подлинный смысл с учетом всей системы действующего права и
основных принципов государственной политики. В Советском Союзе отказались от
методов школы свободного права, точно так же как и от метода
телеологического толкования, применяемого в ряде стран, и особенно во
Франции.
Советскую позицию по вопросу толкования законов нельзя уяснить до
конца, если не учесть такого важного фактора, каким является учение
марксизма-ленинизма. Законы и иные акты издаются законодателем, который
руководствуется этим учением. Следовательно, чтобы полностью выявить
намерения законодателя, следует и толковать все акты в свете этого учения.
Роль марксистской доктрины как руководства для судейской деятельности
претерпела изменения в сравнении с ранними периодами развития Советского
государства. Тогда в течение длительного времени эта роль была
главенствующей; поскольку законов было мало, судья должен был в
соответствующих случаях искать решения спора в принципах марксизма. Из этой
необходимости исходили первые советские законы, когда они предписывали
судьям руководствоваться принципами политики Республики Советов и своим
социалистическим правосознанием. Слишком растяжимый характер данной формулы
в настоящее время представляется несовместимым со стремлением строгого
проведения в жизнь принципа социалистической законности и дисциплины.
Советские законы многочисленны и детализированы. Судья применяет их в
соответствии со своим правосознанием, но это последнее уже нет необходимости
объявлять автономным источником права. Очевидна и тенденция исключить из
законодательства общие формулы, характерные для кодексов периода НЭПа.
Издание Основ законодательства в 60-е годы позволило увидеть в
советской доктрине как отмеченную тенденцию, так и противостоящую ей. В
первоначально опубликованных проектах Основ отсутствовали какие-либо общие
формулы. Только ст. '4 проекта Основ гражданского законодательства уточняла,
что гражданские права и обязанности могут возникать и кроме случаев,
указанных в законе "в силу общих принципов и в соответствии со смыслом
гражданских законов". В проекте не было знаменитого правила ст. 1
Гражданского кодекса 1922 года, исключавшей защиту гражданских прав в тех
случаях, когда они осуществлялись в противоречии с их
социально-хозяйственным назначением. Однако интересно отметить, что
положение, воспроизводящее смысл этой статьи, в конце концов было введено в
Основы гражданского законодательства. "Гражданские права охраняются законом,
за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с
назначением этих прав в социалистическом обществе в период строительства
коммунизма" (ч. I, ст. 5). В Основы гражданского судопроизводства также была
включена статья, которой не было в проекте. "В случае отсутствия закона,
регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные
отношения, а при отсутствии такого закона суд исходит из общих начал и
смысла советского законодательства" (ч. III, ст. 12).
Страницы: «« « 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |