Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»

Глава II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Отдел I. Советский Союз
     199. Советская концепция. Роль  судебной  практики  в  СССР  и западных
странах оценивается по-разному. Если спросить советского юриста, какова роль
судебной практики в  Советском Союзе,  он убежденно  ответит,  что  эта роль
значительна.  Если же  затем спросят  его,  является  ли  судебная  практика
источником  права,  то  последует  незамедлительный  и  четкий отрицательный
ответ. Какая  же роль отводится  в СССР судебной практике? Чтобы понять это,
нужно  знать советскую  организацию  судов,  а  также некоторые институты, с
помощью которых происходит несудебное разбирательство споров.
     § 1. Судебная организация
     200.   Система  судов.   Принципы,   определяющие  советскую   судебную
организацию,  сформулированы  в  гл.  20  Конституции  СССР. Действуют также
Основы законодательства о судоустройстве, принятые в 1958 году (они заменили
Общесоюзный    закон    1938    года).    Основы    дополнены    последующим
законодательством.
     Судебная система СССР состоит из четырех  ступеней, начиная от народных
судов, составляющих  ее основу,  и  далее, через областные суды  и верховные
суды союзных республик, к  ее вершине -- Верховному суду СССР. Гражданские и
уголовные дела в зависимости от их характера отнесены законом  к компетенции
той  или  иной инстанции. Общее  правило  -- подсудность районному народному
суду, но закон предусматривает категории дел,  по которым в  качестве первой
инстанции   выступает  областной  суд   и  даже   более  высокие  инстанции.
Обжалование допускается в следующую  вышестоящую  инстанцию, то есть решения
народного суда  могут быть обжалованы в областной суд, решения последнего --
в Верховный суд республики,  а  решения  этого суда -- в Верховный суд СССР.
После  1954  года  стало возможным обжалование  в  рамках  самой  инстанции,
рассматривавшей  дело;  решения,  вынесенные  коллегиями  --  уголовной  или
гражданской -- областного суда или Верховного суда союзной республики, могут
быть в ряде случаев  пересмотрены в кассационном порядке или порядке надзора
президиумом этого же суда.
     Все изложенное  выше не  может удивить или показаться странным  юристу,
знакомому  с  судебной  организацией  какой-либо   страны  романо-германской
правовой  системы.  Существенные  различия  проявляются  лишь  тогда,  когда
приступают к рассмотрению, во-первых, того, как создается  советский суд и в
каком  составе  он  действует,  и, во-вторых, системы  обжалования  судебных
решений в СССР.
     201. Судебный персонал. Состав советского суда отличен от состава судов
в буржуазных  странах. Суд первой инстанции всегда состоит из двух категорий
лиц:  собственно  судьи  или судей и  народных  заседателей.  В  вышестоящих
инстанциях мы встречаем только судей. Следует остановиться на вопросе о том,
кто же эти судьи и какую роль  играют народные заседатели. Характерные черты
советского  судьи состоят прежде  всего в том, что он  всегда выборный, и  в
том, что он не обязательно должен быть юристом.
     202.  Система  избрания   судей.   Все  без  исключения  судьи  в  СССР
избираются. Судьи  народных судов -- путем всеобщих и  прямых выборов. Судьи
других инстанций  избираются  Советами (Верховным Советом  СССР,  Верховными
Советами республик, краевыми и областными Советами).  Все  судьи  избираются
сроком на пять лет, но избирателям предоставлено  право отзыва того, кто был
ими избран. Возможность  отзыва  используется лишь в исключительных случаях,
однако  примеры  такого  рода  все  же имеются,  и даже в  отношении  членов
Верховного Суда СССР.
     Принцип выборности  судей был предусмотрен еще в 1903 году  в Программе
Коммунистической  партии  в  силу   его  демократичности.  Выборность  судей
представляется  вполне естественной  в стране,  где  всячески подчеркивается
принцип  народного суверенитета  и связь права  с политикой. Демократическое
мышление  требует, чтобы  не  только правотворчество,  но и применение права
было доверено избранникам  народа.  Нет необходимости особо оговаривать, что
на  выборы  судей,  как  и  вообще  на  выборы  в  СССР,  оказывает  влияние
доминирующая  роль коммунистической  партии.  Это  обстоятельство  позволяет
избегнуть многих  неудобств,  которые  вызвала бы  в других  странах система
выборностей судей.  В  1977 году в  РСФСР 95  процентов всех избранных судей
составляли члены партии и комсомола; 35 процентов судей --женщины.
     Советский  судья не должен обязательно быть юристом. Никакие условия, в
том  числе  образование  и  стаж,  не  должны  лимитировать  свободу  выбора
избирателей.  Кроме этого принципиального соображения,  нужно  помнить  и об
исторических причинах данного правила, которые относятся к исканиям  периода
военного коммунизма.  Тогда  еще могли  верить, что право очень быстро может
быть заменено  социалистическим  правосознанием. Кроме  того, сразу же после
революции было просто  невозможно найти юристов, заслуживающих политического
доверия.  Однако последовательное и все усиливающееся  утверждение  принципа
социалистической законности привело к пересмотру этой позиции. Все в большей
и  большей  мере  кандидаты,  выставляемые  на  выборах,  имеют  или  высшее
образование,  или практический  стаж,  подтверждающий  квалификацию  юриста.
Заработная плата судьи равна заработку рабочего средней квалификации.
     203.  Принцип   коллегиальности.  Один   из  важных  принципов  это  --
коллегиальность  в  осуществлении  правосудия.  В  рассмотрении дела  всегда
участвуют  несколько судей, будь то  низшая или высшая инстанция. Даже когда
дело  рассматривается  по  первой инстанции,  судья  никогда не  решает  его
единолично, за  исключением нескольких  предусмотренных  законом  случаев. В
соответствии  с  Конституцией  в  рассмотрении  дел  во всех судах участвуют
народные заседатели.
     204. Народные заседатели. Подобно присяжным, народные заседатели -- это
граждане, которые в соответствии с заранее установленным списком призываются
в  суд  для  рассмотрения  и  решения  дел.  Занесенные  в  список  народные
заседатели избираются  на два  с  половиной  года  или на собраниях рабочих,
служащих, крестьян (список для народных судов), или Советами разных ступеней
(другие списки).  Как уголовные,  так и гражданские дела в  первой инстанции
всегда рассматриваются судом  с участием  народных  заседателей.  В народном
суде их двое; в других судах число народных заседателей различно, но таково,
что они составляют большинство. На время  исполнения своих функций (не более
двух недель  в  год) народные  заседатели  освобождаются от  своей  основной
работы. И  в  стадии судебного разбирательства, и в стадии вынесения решения
народные  заседатели  полностью  равноправны   с  судьей:  голос   народного
заседателя равен голосу  судьи независимо от того, решается ли вопрос  факта
или   вопрос  права.  Практически  судья,  поскольку  он  является  юристом,
очевидно, оказывает значительное влияние  на народных заседателей, и случаи,
когда он  остается  в меньшинстве, являются исключением. Тем  не  менее  они
бывают.
     Каков  смысл института  народных  заседателей? Присяжные  и  шеффены, с

Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности