|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 » »» отношение к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих жизней,
-- Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания
"кажут Солнцу путь", ей подвластны сами Боги, бессильные
изменить уготовленное Судьбой. От древнего языческого
мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе
выражения: "нить жизни", "нить судьбы", "узловой момент",
"завязка", "развязка". Сюда же примыкает "повитуха",
"повивальная бабка" (от слова "вить"), которая перевязывала
повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного,
соединяя его тем самым с космической нитью жизни. Прялку и
веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно
смело назвать первой моделью Космоса. Многие русские прялки
изукрашены резьбой и рисунками Вселенной, Солнца, Луны, звезд,
их символического движения по небосклону. Это -- космизм
народный, породивший впоследствии и серьезные философские
обобщения. Так, в "Государстве" -- великом произведении
великого Платона -- подробно описывается модель Мироздания в
виде светового веретена Ананки (Необходимости).
В результате беспощадной борьбы с язычеством, когда
деревянные идолы сжигались, а каменные дробились на мелкие
куски, не осталось сколь-нибудь достоверных изображений
древнерусских дохристианских Богов. Однако новая религия была
вынуждена не только искоренять старую, но и приспосабливаться к
ней. Так пережили тысячелетия многие архаичные праздники:
Коляда, Святки, Масленица, Ярило, Купало, Семик и др., уходящие
своими корнями в древнейшие пласты общеславянских и
общеиндоевропейских ритуалов. Некоторые языческие Боги
оказались замещенными новыми христианскими персонажами и
святыми: Илья-пророк заменил Перуна, место Велеса занял Святой
Власий. Даже день рождения Иисуса Христа, о дате которого в
Евангелиях ничего не сказано, был приурочен решением
Вселенского собора к соответствующему дню декабря (по старому
стилю), так как народ традиционно отмечал в это время
праздники, связанные с рождением языческих Богов -- Осириса и
Диониса, -- или же справлял сатурналии в память о Золотом веке
-- царстве Сатурна (Крона), отголоском чего в конечном счете
являются и русские зимние святки в честь позабытого древнего
Солнцебога Колы-Коляды с непременным колядованием (сбором
даров) и распеванием архаичных колядок. Но и образ
древнерусской Богини Судьбы не исчез бесследно. В киевском
Софийском соборе сохранилось изображение Богородицы с веретеном
(рис.72-а), вне всякого сомнения, навеянное более ранними
дохристианскими представлениями о Небесной Пряхе и Великой
Праматери.
Соловецкие лабиринты, к которым мы вновь возвращаемся,
характерны еще тем, что рядом с ними находятся горки
(пирамидки) камней. Вопрос о них особый: отдельно, без
лабиринтов, они встречаются по всему миру и также
свидетельствуют об общей древней традиции. Удивительно, что
вообще сохранились эти каменные спирали-лабиринты и пирамидки
на Русском Севере. Знание, заключенное в них, было давным-давно
утрачено, ключ к их расшифровке потерян. Мало кого они
интересовали, и никто не догадывался об их истинном назначении;
хорошо хоть не тронули эти "бесовские следы". Впрочем,
последнее утверждение не вполне точно. Просуществовав
тысячелетия, каменные лабиринты и пирамидки Большого
Соловецкого острова, где расположен монастырь, были уничтожены
и полностью исчезли где-то в 50-е годы. Однако по настоянию
историков, археологов и краеведов они были вскоре восстановлены
по сохранившимся планам и картам, но уже в виде имитации. Уже в
прошлом веке соловецкие монахи были убеждены, что лабиринты
были сложены по указанию Петра I. Настолько коротка
человеческая память, если ее не культивировать и не передавать
целенаправленно от старших поколений к младшим.
Соловецкие лабиринты наиболее известны и показательны по
своей сконцентрированности и относительной доступности. Но это
вовсе не единственные мегалитические объекты Русского Севера.
Каменные спирали распространены вплоть до самого побережья
Северного Ледовитого океана. На Кольском полуострове к
настоящему времени найдено и описано 10 каменных лабиринтов: в
Кандалакше, на реках Поной, Варзина и Харловка, в бухте Вящина.
Описанный лабиринт в устье Колы был разрушен еще при постройке
Кольского острога. Точно так же были варварски уничтожены еще
несколько лабиринтов. Все известные кольские лабиринты
расположены на берегу моря, как правило, за первым -- наиболее
древним -- береговым валом, от современного уровня воды его
отделяют еще несколько береговых валов, фиксирующих процесс
отступления моря. Профессор Н.Н.Гурина, посвятившая изучению
арктических лабиринтов всю жизнь, отвергает саму возможность
сближения критских и северных мегалитов. Эта категорическая
точка зрения аргументируется абсолютно беспомощно. Критяне,
дескать, не могли посещать Кольский полуостров, так как им
потребовалось бы несколько лет, чтобы по Атлантическому океану
в обход Скандинавии достичь Баренцева моря, хотя Одиссей, как
известно, добирался до Итаки не менее 10 лет. И наконец, чисто
психологический "довод": "Надо хотя бы на минуту представить
себе жителей Средиземного моря, пробирающихся по скалам
Кольского полуострова, чтобы понять фантастичность такого
представления"73.
Однако ни к какой фантастике прибегать не придется, если
только встать на почву реальности и представить процесс
распространения лабиринтов в обратном порядке -- не с Юга на
Север, а наоборот -- с Севера на Юг. Действительно, сами
критяне -- создатели Эгейской цивилизации -- вряд ли посещали
Кольский полуостров, хотя полностью это не исключено, так как
он входил в зону Гипербореи, имевшей постоянные контакты со
Средиземноморьем. Зато прапредки критян и эгейцев наверняка
обитали на севере Европы, включая Кольский полуостров, где
оставили сохранившиеся по сей день следы-лабиринты, прообразы
всех последующих сооружений подобного рода.
Страницы: «« « 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |