Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»

поэм   положено   некоторое   первичное   мифологическое  ядро,
относящееся к доэллинской истории. Кстати,  имя  самого  Гомера
также   допустимо  истолковать  как  прозвище,  подразумевающее
этническую принадлежность. Этноним "гомер" упоминается в Библии
и, по единодушному признанию историков, обозначает  киммерийцев
-- соперников   скифов   на   просторах  европейских  степей  и
лесостепей. Мог ли быть  Гомер  киммерийцем  или  их  потомком?
Вполне  --  подобно  тому,  как  Пушкин, например, был потомком
абиссинцев (эфиопов), оставаясь  при  этом  величайшим  русским
поэтом.  В  Гомеровой  "Одиссее"  (ХI,  12  --  19)  содержится
чрезвычайно важный рассказ о стране киммерийцев,  расположенной
на берегу океана. Одиссей приплыл туда и посетил один из
киммерийских  городов в разгар полярной ночи, описанной Гомером
вполне профессионально: "Закатилось солнце, и  покрылись  тьмою
все  пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там
народ и город людей киммерийских окутанные мглою  и  тучами;  и
никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами -- ни
тогда,  когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба
склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над
жалкими смертными" (подстрочный перевод В.В.Латышева).
     Даже из небольшого приведенного отрывка следуют по меньшей
мере два  бесспорных   вывода:   во-первых,   Гомер   прекрасно
представлял,   что  такое  полярная  ночь;  во-вторых,  маршрут
плаванья Одиссея  был  далеко  не  таким  простым,  как  обычно
рисуется  в  распространенных  комментариях.  Не  касаясь  всех
перипетий десятилетних  странствий  Одиссея,  напомним  только,
что,  помимо  киммерийцев,  он  посетил  также расположенные на
Севере владения Бога ветров Эола и семь лет провел  на  острове
Огигия  на  краю Океана (или в его центре), принадлежащем нимфе
Калипсо, дочери титана Атланта (по другим версиям,  Океана  или
же  Солнцебога  Гелиоса),  прижив  с  ней четверых детей. Каким
образом очутился Одиссей после  сожжения  Трои  на  самом  краю
Ойкумены,  с  точки  зрения  здравого смысла объяснить нелегко.
Скорее всего, в текст  Гомеровой  "Одиссеи"  были  вмонтированы
более ранние сказания и вписаны в общую сюжетную линию.
     История  самой Трои, разрушенной ахейцами, также оставляет
многие вопросы без ответа. Этимологически название  знаменитого
города-крепости происходит от общего для многих индоевропейских
языков  наименования цифры "три" и по смыслу могло означать что
угодно: "третья", "тройная",  "тройственная"  и  т.п.  Название
Трои  могло  происходить от прозвища трехглавого или трехликого
Божества,   у   разных   индоевропейских   народов   именуемого
по-разному:  у  индийцев  --  Тримурти,  у  славян  и балтов --
Триглав-Троян, которого помнит еще  "Слово  о  полку  Игореве".
Наконец,  есть  еще  одна  версия.  Дело  в  том, что Трояны --
собирательное имя трех братьев  в  славянском  фольклоре.  Так,
Троянами  были  упоминаемые в "Повести временных лет" три брата
-- основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. По общему имени  братьев
-- Трояны  --  в  украинских  легендах  зафиксировано и древнее
название Киева: он прозывался точно так же, как и  малоазийский
Илион   --   Троя.   От  имени  Киева-Трои  и  братьев  Троянов
образовались и другие  общезначимые  понятия  русской  духовной
жизни:  Троянова  земля  --  Русская  земля,  Трояновы  века --
русская старина, Троянова тропа --  исторический  путь  русской
жизни, то есть древняя русская история. Названия Троя и близкие
к  нему  по  звучанию  чрезвычайно  распространены  в русской и
украинской топонимике. Собственно Троя есть на  Полтавщине,  но
уже  Трояновка  встречается  и  под  Полтавой, и на Волыни, и в
Калужской области, а  Трояново  --  в  Орловской  и  Херсонской
областях, Троян -- в Крыму и Бессарабии и т.д.
     Но  вернемся,  однако,  к  Соловью  Будимировичу. Само имя
Соловей,   как   и   название    одноименной    птицы,    также
тотемно-космического    происхождения:   в   нем   закодировано
наименование дневного светила -- Солнца, и у  всех  слов  общий
корень  --  "сол".  Русский  былинный эпос знает двух Соловьев:
один  --  загадочный  Соловей   Будимирович   из   таинственной
заморской  страны  --  герой  положительный; другой -- не менее
таинственный Соловей-Разбойник -- герой с отрицательным знаком.
Нас здесь, однако, интересует  не  оценочный  аспект  (который,
кстати,    может   меняться   под   воздействием   изменяющихся
исторических  условий),  а  генетически-смысловой.   Совершенно
очевидно,  что  Соловей-Разбойник с его нечеловеческим свистом,
преклоняющим "темны лесушки к  земле",  --  носитель  буревого,
буйного  начала, что логически соотносит его с островом Буяном,
источником всех буйных сил.
     Имя Соловей наводит также на гипотетическое  предположение
о возможном местонахождении города Леденца и острова Буян. Есть
в   Белом   море   известный   архипелаг,   знаменитый   своими
культурно-историческими  и  духовно-символическими  традициями.
Это -- Соловецкие острова. Название Соловки -- исконно русское,
оно  содержит  в  себе  все ту же основу "сол", уходящую своими
корнями  в  гиперборейскую   старину,   когда   границы   между
индоевропейскими  и  неиндоевропейскими  языками были более чем
размыты. Если топоним "Соловецкие острова" подвергнуть  анализу
с  точки  зрения  археологии смысла, то этимология наименования
самих островов особых сомнений не вызывает: оно  образовано  от
слов  "соловей",  "солнце".  Первоначально,  быть  может, так и
звучало -- Соловейские острова и означало:  "Солнцем  овеянные"
или    "Солнцевеющие",    если    судить    по    аналогии   со
смыслообразованием таких слов, как "суховей" или "вьюговей".  В
древности  солнечный смысл распространялся на обширные северные
территории.  В  одной  из  рукописных  Космографий  XVII   века
приводится   второе   название   Мурманского   студеного   моря
(Северного Ледовитого океана) -- Соловецкая  пучина.  Не
приходится  сомневаться,  что и земли посреди и по берегам этой
Пучины также  именовались  Соловецкими  (Соловейскими).  Вот  и
найдено   исконное   (автохтонно-негреческое)  имя  Гипербореи,
называвшейся так в  честь  дневного  светила  --  Солнца  --  и
сохраненной  в  коллективной  памяти  русского  народа  в  виде
фольклорного   образа   Подсолнечного   царства   --   синонима

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси