Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

полунощных  стран,  где  полгода  --  ночь,  а  полгода -- день
(царство же Подсолнечное потому, что оно к Солнцу ближе всех).
     Известны  и  другие  попытки  найти  автохтонное  название
древней   Гипербореи.   Рене  Генон,  например,  допускает  два
возможных варианта: либо Сирия  --  от  имени  арийского
Солнцебога Сурьи [отсюда же русские птицедевы сирины. --
В.Д.],   либо  просто  --  Борейская  земля,  исходя  из
архаичного содержания  эллинского  и  доэллинского  имени  Бор,
которое  выводилось  из  названий тотемов: кельтского "вепря" и
германского "медведя"  [немецкое  слово  "медведь"  звучит  как
"беер",   откуда,   кстати,   и  русское  слово  "берлога".  --
В.Д.]. Таким образом, по второму варианту, предложенному
Геноном, автохтонное название Гипербореи должно было  быть  или
Земля вепря, или Медвежья земля.
     О  культурной  древности  русских Соловков свидетельствуют
имеющиеся там каменные лабиринты (диаметром до 5 м),  наподобие
тех,  что  разбросаны  по  всему Северу Европы с перекочевкой в
крито-микенскую    (знаменитый    лабиринт    с    Минотавром),
древнегреческую  и другие мировые культуры. Предлагалось немало
объяснений,  касающихся  предназначения   соловецких   каменных
спиралей:  могильники,  жертвенники, макеты рыболовных ловушек.
Последнее по времени: лабиринты -- модели антенн  для  связи  с
внеземными  или  параллельными цивилизациями (см.: Никитин А.Л.
Древние лабиринты -- радары иных  миров  //  Наука  и  религия.
1996. No7).
     Не лишено вероятности, что Соловецкий монастырь -- краса и
гордость  современных  Соловков  --  построен  на месте древних
дохристианских святилищ. Известный искусствовед и исследователь
древнерусской культуры проф.  Вера  Григорьевна  Брюсова
поделилась    с   автором   личными   впечатлениями   о   своих
многочисленных поездках  на  Север:  у  нее  сложилось  твердое
убеждение,   что   многие   православные   культовые  постройки
возведены на месте древних языческих капищ.  Данные  наблюдения
подкрепляются и другими свидетельствами. В Швейцарии в одной из
деревень  есть  католическая церковь, построенная в XII веке на
месте, где с незапамятных времен находился  каменный  столб  --
менгир.   Строители  церкви  не  уничтожили  древний  священный
камень, наоборот  --  включили  его  в  комплекс  христианского
храма.  Теперь  этот  сравнительно  невысокий  (около  1  м над
землей) менгир из песчаника возвышается внутри церкви  рядом  с
алтарем.
     У Соловья-Разбойника, помимо прозвища, было, как известно,
и отчество  --  Рахманович. Оно приводит к еще одной любопытной
аналогии.  Рахманы  --   загадочные   персонажи   древнерусских
сказаний. Они -- обитатели Островов Блаженных на краю Океана --
последнего    прибежища    титанов,    хорошо   известного   из
древнегреческой мифологии.  Конечно,  в  специфических  русских
условиях   сказания   эти  за  многие  тысячелетия  существенно
трансформировались. Древнерусская литература знает  по  меньшей
мере  два  сюжета,  связанных  с  рахманами. Первый -- "Слово о
рахманах  и  предивном  их  житии",   где   описывается   жизнь
долгожителей-рахманов,  полная изобилия и радости. Их остров на
краю Океана якобы посетил Александр Македонский во время похода
на Индию. В данной связи принято считать, что  рахманы  --  это
индийские жрецы брахманы. Но имеется и второй источник, гораздо
более   распространенный  среди  древнерусских  книжников,  где
никакая Индия не упоминается. Те же Острова Блаженных и царящая
там райская жизнь подробно описаны в  апокрифе,  известном  под
названием  "Хождение  Зосимы  к  Рахманам" (в обиходе -- просто
"Зосима"). Здесь рассказано,  как  к  пустыннику  Зосиме  после
40-дневного  поста  явился  ангел и указал путь к далекой земле
Блаженных, отделенной от грешного мира  глубокой,  как  бездна,
рекой,  недосягаемой  ни для птиц, ни для ветра, ни для Солнца,
ни для  дьявола.  По  волшебному  дереву,  склонившемуся  перед
отшельником, Зосима переправился через реку и очутился в стране
Блаженных,   в   русском   апокрифе   она  описывается  в  духе
классического "золотого  века"  с  поправками  на  христианские
представления о праведности65.
     Обитатели той блаженной страны -- рахманы -- живут в своей
неприступной  земле без греха, верные завету праотца Рехома, не
испытывая ни в чем никакой нужды. Безмятежно течет их праведная
жизнь: нет у них числа лет, "но вси дние аки един день  ес".  В
данном   пассаже  налицо  несомненные  полярные  реминисценции:
скрытые в иносказательную форму представления о долгом полярном
дне, объединяющем много обычных дней. Далее Зосима повествует о
том, как рахманы встречают день своей смерти. Описание это живо
напоминает рассказы античных авторов о кончине гиперборейцев.
     О таинственных северных морских  святилищах  естественного
или  искусственного происхождения сохранились свидетельства и в
других древнерусских источниках. Так, в известном памятнике XIV
века -- "Послании Василия Новгородского  ко  владыке  Тверскому
Феодору  о  земном  рае" рассказывается о том, как две лодки из
Новгорода долго  носило  ветром  по  Студеному  морю,  пока  не
прибило  к  высокой горе. "И видеша на горе той... свет бысть в
месте том  самосиянен,  яко  не  мощи  человеку  исповедати;  и
пребыша  долго  на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть
многочастный, светлуяся паче солнца, а на горах  тех  ликования
много  слышахут,  и  веселия  гласы  вещающа"66.  Кормчий велел
одному из спутников  взобраться  по  мачте  на  скалу  (высокий
берег?),  что  тот  проделал,  и,  увидев  нечто необыкновенное
наверху, с радостным возгласом исчез за каменным гребнем. То же
произошло и  со  вторым  посыльным.  Тогда  привязали  третьего
веревкой  за  ногу  и  стащили  вниз после того, как он обозрел
сияние за береговым кряжем. К несчастью, третий моряк  оказался
мертвым,  и  новгородцы  в  страхе  и  панике  спешно  покинули
загадочный остров.
     Наконец еще  одно,  сравнительно  недавнее  и  неожиданное
свидетельство  о  Гиперборее  обнаружилось  в переписке Николая
Клюева. За год  до  расстрела  он  сообщает  о  невесть  какими
судьбами  попавшей  к  нему  берестяной  книге, где упоминаются

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси