Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»

ительмены, долганы, алеуты и особенно -- эскимосы.
     Вообще же  древний  солнечный  символ  получил  широчайшее
распространение  во  всех  частях  света  и практически на всех
отрезках исторического развития, начиная с каменного  века.  Из
древних   культур,   помимо  египетской  и  китайской,  следует
отметить  еще  древнеперсидскую  и  эгейскую,  а  также  другие
древнеевропейские  культуры  -- вплоть до Британских островов и
Ирландии.  На  Американском   континенте   солярная   символика
зафиксирована,  в  частности,  в  Древней Мексике и современном
Перу -- наследнике культуры инков; в Африке -- в Древнем Бенине
и  во  многих  современных   государствах   Африки.   Все   это
подтверждено скрупулезным статистическим подсчетом77. Этнографы
и   археологи   в  подавляющем  большинстве  воздерживаются  от
объяснения     причин     столь      глубокой      внедренности
солярно-циркульной символики в мировую культуру. Действительно,
без  опоры  на  концепцию единой Прародины и единой Пракультуры
трудно объяснить столь  стойкую  повсеместную  привязанность  к
кружковому орнаменту и циркульной символике аборигенов Европы и
Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Океании. Среди народов
России   кружково-циркульный   орнамент  распространен  в  виде
вышивок, резьбы, росписи и т.п. не только на  Севере,  но  и  в
Сибири  и  на  Дальнем  Востоке (якуты, буряты, ульчи, алтайцы,
тувинцы, шорцы, хакасы), в Поволжье (татары, мордовцы,  удмурты
и др.).
     Естественно,   популярны  солярные  символы  и  в  русском
орнаменте, где точка  встречается  как  в  круговом,  так  и  в
ромбическом   обрамлении   (кстати,   в  последнем  случае  это
полностью   совпадает   с    соответствующим    древнекитайским
иероглифом).   Солярные   знаки   зафиксированы   на  вышивках,
предметах  и  изделиях  из  кости,  дерева,   металла   --   на
украшениях,  перстнях, подвесках, пряслицах, игральных костях и
т.п. В начале нынешнего века при углублении  русла  реки  Десны
был  найден  ствол древнего дуба, инкрустированный в его нижней
части четырьмя челюстями дикого кабана. Костяные амулеты сплошь
испещрены магическими знаками -- спиралями и солярными кружками
с точками посередине (см. фото в кн.: Болсуновский  К.В.
Памятники  славянской  мифологии.  Вып.  2.  Перунов дуб. Киев,
1914. С.13). Запоминается также подвесной гребень X -- XI вв. с
двумя смотрящими друг на друга Солнечными конями --  на  каждом
из них по 17 солярных знаков.
     Множественность  солярно-кружковых  знаков  на фигурках --
характерная   черта   древнерусского    декоративно-прикладного
искусства.  В  музеях страны хранятся мелкие бронзовые изделия,
относящиеся  к   первым   векам   нынешнего   тысячелетия,   из
Смоленщины,  Приладожья,  других  краев и областей: утки, гуси,
собачки, зайцы, разные "неведомые звери" -- сплошь  испещренные
солнечными  и иными "небесными" символами. До недавнего времени
в  Архангельской  губернии  (Холмогоры)  процветал  косторезный
промысел  по  изготовлению орнаментированных ларцов, украшенных
резными  кружками  с  точками  посередке.  Наконец,  нельзя  не
отметить,  что  древние (языческие) славяно-русские святилища в
проекции сверху  также  представляли  собой  громадный  круг  с
"точкой"   (идолом  или  костром)  посередине.  Любопытно,  что
культовые сооружения точно такой же конфигурации и с множеством
костров -- но в виде изгородей из срубленных молодых деревьев и
кустов  --  отмечены  этнографами  также  у  североамериканских
индейцев78.
     Итак,   налицо  тождественность  славяно-русской  солярной
символики   с   древнеегипетской   иероглификой.   Какие    еще
свидетельства  или  хотя  бы  намеки  имеются в истории мировой
культуры в пользу контактов между Крайним Севером и Египтом?  И
есть  ли  они  вообще?  Есть!  Вспомним  хотя  бы  классический
древнегреческий миф о скиталице Ио. К  ней,  дочери  Аргосского
царя  Инаха  и  жрице Геры, воспылал страстью Зевс-громовержец.
Чтобы скрыть возлюбленную от ревнивой супруги,  владыка  Олимпа
обратил  девушку  в  белую  корову.  Но  Гера разгадала уловку,
завладела коровой и велела  стеречь  ее  тысячеглазому  Аргусу,
сыну Геи-Земли. Гермес, по наущению Зевса, убил Аргуса камнем и
освободил   Ио.   Гера  же  в  отместку  натравила  на  царевну
гигантского овода (по другим версиям -- шершня),  и  тот  начал
преследовать  несчастную жертву. Преследуемая жалящим насекомым
Ио достигла северной оконечности земли и очутилась в  окутанной
мраком  стране скифов и киммерийцев (Аполлодор, II 1,3), где на
берегу океана был прикован к скале непокорный  Прометей.  Этому
событию  посвящен  центральный эпизод трагедии Эсхила (вслед за
Ио здесь  появляется  и  Гермес).  По  комментариям  одного  из
древних  схолиастов,  дедом  Ио  был  титан Иапет (Иафет) (см.:
Р.Грейвс. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.  151),  брат
Прометея.  Существует  также  версия,  что  отцом  Ио  был  сам
Прометей (см.: Ф.Любкер. Реальный  словарь  классической
древности.  СПб. М., 1888. С. 515). Но Эсхил не разделяет ни ту
и ни другую  точку  зрения.  Так  или  иначе,  Ио  появилась  в
исконном  краю  титанов -- на Крайнем Севере -- не случайно. По
существу, она пришла на родину своих предков и всех яфетических
народов. Провидец-Прометей предсказал Ио ее великую судьбу: она
станет родоначальницей великих племен и героев, среди них будут
и египетские фараоны, и  Геракл,  которому  суждено  освободить
Прометея, и Персей, который несколько поколений спустя придет в
те же северные края, чтобы сразиться с Горгоной Медусой, за что
получит прозвище Гиперборейского.
     То,  что события "Прометея Прикованного" развертываются на
Крайнем Севере, доказывает  и  маршрут,  начертанный  Прометеем
опекаемой девушке: через территории северных народов к Кавказу,
оттуда  --  к  названным  в честь Ио Босфору ("Коровий брод") и
Ионическому морю и, наконец, -- на побережье Африки, где
на Берегу Нила будет положено начало египетскому народу и  всей
древнеегипетской  цивилизации. Согласно Аполлодору, сын Ио Эпаф
(будущий Бог -- Бык Апис) основал Мемфис  --  столицу  Древнего
царства,   дочь   Ливия   дала   названия   части  африканского
Средиземноморья,  а  правнук  Египет  стал  родоначальником   и

Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси