|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 » »» ительмены, долганы, алеуты и особенно -- эскимосы.
Вообще же древний солнечный символ получил широчайшее
распространение во всех частях света и практически на всех
отрезках исторического развития, начиная с каменного века. Из
древних культур, помимо египетской и китайской, следует
отметить еще древнеперсидскую и эгейскую, а также другие
древнеевропейские культуры -- вплоть до Британских островов и
Ирландии. На Американском континенте солярная символика
зафиксирована, в частности, в Древней Мексике и современном
Перу -- наследнике культуры инков; в Африке -- в Древнем Бенине
и во многих современных государствах Африки. Все это
подтверждено скрупулезным статистическим подсчетом77. Этнографы
и археологи в подавляющем большинстве воздерживаются от
объяснения причин столь глубокой внедренности
солярно-циркульной символики в мировую культуру. Действительно,
без опоры на концепцию единой Прародины и единой Пракультуры
трудно объяснить столь стойкую повсеместную привязанность к
кружковому орнаменту и циркульной символике аборигенов Европы и
Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Океании. Среди народов
России кружково-циркульный орнамент распространен в виде
вышивок, резьбы, росписи и т.п. не только на Севере, но и в
Сибири и на Дальнем Востоке (якуты, буряты, ульчи, алтайцы,
тувинцы, шорцы, хакасы), в Поволжье (татары, мордовцы, удмурты
и др.).
Естественно, популярны солярные символы и в русском
орнаменте, где точка встречается как в круговом, так и в
ромбическом обрамлении (кстати, в последнем случае это
полностью совпадает с соответствующим древнекитайским
иероглифом). Солярные знаки зафиксированы на вышивках,
предметах и изделиях из кости, дерева, металла -- на
украшениях, перстнях, подвесках, пряслицах, игральных костях и
т.п. В начале нынешнего века при углублении русла реки Десны
был найден ствол древнего дуба, инкрустированный в его нижней
части четырьмя челюстями дикого кабана. Костяные амулеты сплошь
испещрены магическими знаками -- спиралями и солярными кружками
с точками посередине (см. фото в кн.: Болсуновский К.В.
Памятники славянской мифологии. Вып. 2. Перунов дуб. Киев,
1914. С.13). Запоминается также подвесной гребень X -- XI вв. с
двумя смотрящими друг на друга Солнечными конями -- на каждом
из них по 17 солярных знаков.
Множественность солярно-кружковых знаков на фигурках --
характерная черта древнерусского декоративно-прикладного
искусства. В музеях страны хранятся мелкие бронзовые изделия,
относящиеся к первым векам нынешнего тысячелетия, из
Смоленщины, Приладожья, других краев и областей: утки, гуси,
собачки, зайцы, разные "неведомые звери" -- сплошь испещренные
солнечными и иными "небесными" символами. До недавнего времени
в Архангельской губернии (Холмогоры) процветал косторезный
промысел по изготовлению орнаментированных ларцов, украшенных
резными кружками с точками посередке. Наконец, нельзя не
отметить, что древние (языческие) славяно-русские святилища в
проекции сверху также представляли собой громадный круг с
"точкой" (идолом или костром) посередине. Любопытно, что
культовые сооружения точно такой же конфигурации и с множеством
костров -- но в виде изгородей из срубленных молодых деревьев и
кустов -- отмечены этнографами также у североамериканских
индейцев78.
Итак, налицо тождественность славяно-русской солярной
символики с древнеегипетской иероглификой. Какие еще
свидетельства или хотя бы намеки имеются в истории мировой
культуры в пользу контактов между Крайним Севером и Египтом? И
есть ли они вообще? Есть! Вспомним хотя бы классический
древнегреческий миф о скиталице Ио. К ней, дочери Аргосского
царя Инаха и жрице Геры, воспылал страстью Зевс-громовержец.
Чтобы скрыть возлюбленную от ревнивой супруги, владыка Олимпа
обратил девушку в белую корову. Но Гера разгадала уловку,
завладела коровой и велела стеречь ее тысячеглазому Аргусу,
сыну Геи-Земли. Гермес, по наущению Зевса, убил Аргуса камнем и
освободил Ио. Гера же в отместку натравила на царевну
гигантского овода (по другим версиям -- шершня), и тот начал
преследовать несчастную жертву. Преследуемая жалящим насекомым
Ио достигла северной оконечности земли и очутилась в окутанной
мраком стране скифов и киммерийцев (Аполлодор, II 1,3), где на
берегу океана был прикован к скале непокорный Прометей. Этому
событию посвящен центральный эпизод трагедии Эсхила (вслед за
Ио здесь появляется и Гермес). По комментариям одного из
древних схолиастов, дедом Ио был титан Иапет (Иафет) (см.:
Р.Грейвс. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 151), брат
Прометея. Существует также версия, что отцом Ио был сам
Прометей (см.: Ф.Любкер. Реальный словарь классической
древности. СПб. М., 1888. С. 515). Но Эсхил не разделяет ни ту
и ни другую точку зрения. Так или иначе, Ио появилась в
исконном краю титанов -- на Крайнем Севере -- не случайно. По
существу, она пришла на родину своих предков и всех яфетических
народов. Провидец-Прометей предсказал Ио ее великую судьбу: она
станет родоначальницей великих племен и героев, среди них будут
и египетские фараоны, и Геракл, которому суждено освободить
Прометея, и Персей, который несколько поколений спустя придет в
те же северные края, чтобы сразиться с Горгоной Медусой, за что
получит прозвище Гиперборейского.
То, что события "Прометея Прикованного" развертываются на
Крайнем Севере, доказывает и маршрут, начертанный Прометеем
опекаемой девушке: через территории северных народов к Кавказу,
оттуда -- к названным в честь Ио Босфору ("Коровий брод") и
Ионическому морю и, наконец, -- на побережье Африки, где
на Берегу Нила будет положено начало египетскому народу и всей
древнеегипетской цивилизации. Согласно Аполлодору, сын Ио Эпаф
(будущий Бог -- Бык Апис) основал Мемфис -- столицу Древнего
царства, дочь Ливия дала названия части африканского
Средиземноморья, а правнук Египет стал родоначальником и
Страницы: «« « 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |