|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 » »» императором Священной Римской империи к запорожским казакам,
обнаружил огромный культовый деревянный столб не где-нибудь, а
в одной из пещер Киево-Печерской лавры (!), возле каменной
гробницы великана-богатыря Чоботка, прозванного так за то, что
сумел перебить нападавших врагов сапогом-чоботом. Вопрос о
тождественности Чоботка и Ильи Муромца (на чем настаивают
некоторые ученые) остается открытым, так как, по свидетельству
все того же Лассоты, могила Ильи находилась совсем в другом
месте -- в разрушенном пределе Софийского собора. "Против того
алтаря [где похоронен Чоботок. -- В.Д.], -- описывает
польский путешественник, -- стоит деревянный столб во всю
высоту пещеры, такой толщины, что человек может обнять его
руками. Рассказывают, что человек, страждущий тяжкою болезнью,
излечивается, если, быв привязан к этому столбу, проведет ночь
в таком положении"87.
Культ камней и фаллических стел в виде обтесанных столбов
с закругленной верхней частью играл главенствующую роль и в
верованиях древних семитов, а также других народов, живших в
Месопотамии, Финикии, Палестине и т.д., в том числе -- у
древних евреев и арабов. Библия наполнена упоминаниями о
каменных фетишах, впоследствии вытесненных и искорененных
иудаизмом, христианством и исламом (хотя намек на "каменное
происхождение" сохранился в одном из главных эпитетов
древнееврейского Бога -- Скала Израиля). Точно так же и у
арабов до возникновения ислама камни были одним из главных
объектов поклонения. Один из них -- так называемый "черный
камень" (предположительно метеоритного происхождения) до сих
пор остается одной из важнейших мусульманских святынь,
хранящихся в кубическом храме Кааба в Мекке. Но и сохранившиеся
древние фаллические столбы, именуемые "массеба", продолжают
служить у арабов объектом суеверного почитания (фото одного из
таких фаллических менгиров выше человеческого роста см. в кн.:
Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. М.,
1937. С. 109).
Арабский историк VIII в. н.э. Ибн аль-Кальби в свое
время написал целый трактат "Книга об идолах", где подробно
описал древние камни-фетиши, которым поклонялись арабы.
Впоследствии множество таких камней было обнаружено при
археологических раскопках -- особенно в Палестине. Аль-Кальби
сообщает предание о возникновении каменных идолов. Первым, кого
создал Бог, был Адам. Когда он умер, сыны Шета (Сифа)
похоронили его в пещере на горе Нод. Но один из сынов -- Кабиль
(Каин) -- вырезал изображение Бога из камня для
жертвоприношений. А затем сделал еще 5 изваяний своих
сородичей, положив тем самым начало поклонения каменным
идолам88.
Следы фаллического культа зафиксированы и в другом конце
Евразии -- в Китае. Так, в святилище (храме) Бога земли --
покровителя одной из общин -- находился древний каменный столб,
его ритуальные функции были сходны с теми, что известны из
древнеегипетской и древнееврейской религии. По мнению ряда
ученых, древнекитайский каменный столб-фаллос олицетворял
мужское плодородие и сексуальную потенцию89. На остальных
континентах и в других областях земного шара также сохранились
каменные фаллические изваяния, что само по себе свидетельствует
о значительной древности культа: общие в далеком прошлом
верования были разнесены по всему свету по мере распространения
миграционных волн некогда единого пранарода (поклонение Гермесу
в этом смысле -- лишь один из их отголосков, причем достаточно
поздний). В качестве иллюстрации приведем лишь один рисунок
менгиров, находящихся на островах Фиджи в Океании (рис. 81) и
особенно интересных тем, что на них изображены солярные знаки.
Существует множество объяснений сути и назначения
мегалитических сооружений во всем их разнообразии. В прошлом
доминировали культово-оргиастические истолкования
древнекаменных комплексов: кромлехи именовались храмами,
дольмены -- гробницами, менгиры -- кумирами. Ныне возобладал
естественнонаучный подход: в кромлехах усматривают древние
обсерватории, в дольменах -- астрономические и физические
приспособления, геомагнитные и чуть ли не физиологические
установки90. Но одно не противоречит другому.
Сексуально-оргиастический смысл мегалитов неразрывно связан с
их космической предназначенностью, включая и геофизические
аспекты. Ибо, в соответствии с наидревнейшими представлениями,
Космос во всех его ипостасях и есть первоисточник сексуальной
энергии, как в масштабах Вселенной, так и в ее проекциях на
каждого отдельно взятого человека. Такое понимание уходит
своими корнями в самые глубины попыток обобщенного осмысления
законов природы. Древнекитайское, древнеиндийское,
древнеегипетское, древнегреческое, древнеримское и другие
древние мировоззрения опирались именно на такую картину мира,
где Божественный Эрос выступал если не первой, то, во всяком
случае, одной из главных космогонических потенций. Впоследствии
данные воззрения были восприняты в ряде философских учений.
Типичным образцом может служить теория Эроса у Платона, где
всепронизывающая сексуально-творческая космическая энергия
упорядочивает Вселенную, создает Богов и людей.
Отголоски древнего языческого миропонимания пронизывают
все жанры русского фольклора и связанных с ними обрядов. К
сожалению, данная сторона традиционной народной жизни
длительное время считалась непристойной и игнорировалась по
религиозным, идеологическим или цензурным соображениям.
Исследования этого мощнейшего и древнейшего пласта народной
культуры если и проводились, то их результаты намертво оседали
в архивах. Публикации были крайне редки и, как правило,
сопровождались купюрами или отточиями. Лишь в последнее время
положение изменилось и изучение эротического фольклора попало в
правильную колею. Появились научные издания текстов, многие из
которых с XVIII века пролежали под спудом (например, некоторые
песни из "Сборника Кирши Данилова"), не говоря уж о "заветных"
Страницы: «« « 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |