Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»

императором Священной Римской империи  к  запорожским  казакам,
обнаружил  огромный культовый деревянный столб не где-нибудь, а
в одной из пещер  Киево-Печерской  лавры  (!),  возле  каменной
гробницы  великана-богатыря Чоботка, прозванного так за то, что
сумел перебить  нападавших  врагов  сапогом-чоботом.  Вопрос  о
тождественности  Чоботка  и  Ильи  Муромца  (на  чем настаивают
некоторые ученые) остается открытым, так как, по  свидетельству
все  того  же  Лассоты,  могила Ильи находилась совсем в другом
месте -- в разрушенном пределе Софийского собора. "Против  того
алтаря  [где  похоронен  Чоботок. -- В.Д.], -- описывает
польский путешественник,  --  стоит  деревянный  столб  во  всю
высоту  пещеры,  такой  толщины,  что  человек может обнять его
руками. Рассказывают, что человек, страждущий тяжкою  болезнью,
излечивается,  если, быв привязан к этому столбу, проведет ночь
в таком положении"87.
     Культ камней и фаллических стел в виде обтесанных  столбов
с  закругленной  верхней  частью  играл главенствующую роль и в
верованиях древних семитов, а также других  народов,  живших  в
Месопотамии,  Финикии,  Палестине  и  т.д.,  в  том  числе -- у
древних  евреев  и  арабов.  Библия  наполнена  упоминаниями  о
каменных   фетишах,  впоследствии  вытесненных  и  искорененных
иудаизмом, христианством и исламом  (хотя  намек  на  "каменное
происхождение"   сохранился   в   одном   из  главных  эпитетов
древнееврейского Бога -- Скала  Израиля).  Точно  так  же  и  у
арабов  до  возникновения  ислама  камни  были одним из главных
объектов поклонения. Один из  них  --  так  называемый  "черный
камень"  (предположительно  метеоритного  происхождения) до сих
пор  остается  одной  из   важнейших   мусульманских   святынь,
хранящихся в кубическом храме Кааба в Мекке. Но и сохранившиеся
древние  фаллические  столбы,  именуемые  "массеба", продолжают
служить у арабов объектом суеверного почитания (фото одного  из
таких  фаллических менгиров выше человеческого роста см. в кн.:
Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии.  М.,
1937. С. 109).
     Арабский историк VIII в. н.э. Ибн аль-Кальби в свое
время  написал  целый  трактат  "Книга об идолах", где подробно
описал  древние  камни-фетиши,   которым   поклонялись   арабы.
Впоследствии   множество   таких  камней  было  обнаружено  при
археологических раскопках -- особенно в  Палестине.  Аль-Кальби
сообщает предание о возникновении каменных идолов. Первым, кого
создал   Бог,  был  Адам.  Когда  он  умер,  сыны  Шета  (Сифа)
похоронили его в пещере на горе Нод. Но один из сынов -- Кабиль
(Каин)   --   вырезал   изображение   Бога   из    камня    для
жертвоприношений.   А   затем   сделал  еще  5  изваяний  своих
сородичей,  положив  тем  самым  начало   поклонения   каменным
идолам88.
     Следы  фаллического  культа зафиксированы и в другом конце
Евразии -- в Китае. Так, в  святилище  (храме)  Бога  земли  --
покровителя одной из общин -- находился древний каменный столб,
его  ритуальные  функции  были  сходны  с теми, что известны из
древнеегипетской и  древнееврейской  религии.  По  мнению  ряда
ученых,   древнекитайский   каменный  столб-фаллос  олицетворял
мужское  плодородие  и  сексуальную  потенцию89.  На  остальных
континентах  и в других областях земного шара также сохранились
каменные фаллические изваяния, что само по себе свидетельствует
о  значительной  древности  культа:  общие  в  далеком  прошлом
верования были разнесены по всему свету по мере распространения
миграционных волн некогда единого пранарода (поклонение Гермесу
в  этом смысле -- лишь один из их отголосков, причем достаточно
поздний). В качестве иллюстрации  приведем  лишь  один  рисунок
менгиров,  находящихся  на островах Фиджи в Океании (рис. 81) и
особенно интересных тем, что на них изображены солярные знаки.
     Существует  множество   объяснений   сути   и   назначения
мегалитических  сооружений  во  всем их разнообразии. В прошлом
доминировали        культово-оргиастические        истолкования
древнекаменных   комплексов:   кромлехи   именовались  храмами,
дольмены -- гробницами, менгиры --  кумирами.  Ныне  возобладал
естественнонаучный  подход:  в  кромлехах  усматривают  древние
обсерватории,  в  дольменах  --  астрономические  и  физические
приспособления,  геомагнитные  и  чуть  ли  не  физиологические
установки90.    Но    одно     не     противоречит     другому.
Сексуально-оргиастический  смысл  мегалитов неразрывно связан с
их  космической  предназначенностью,  включая  и  геофизические
аспекты.  Ибо, в соответствии с наидревнейшими представлениями,
Космос во всех его ипостасях и есть  первоисточник  сексуальной
энергии,  как  в  масштабах  Вселенной, так и в ее проекциях на
каждого  отдельно  взятого  человека.  Такое  понимание  уходит
своими  корнями  в самые глубины попыток обобщенного осмысления
законов     природы.     Древнекитайское,      древнеиндийское,
древнеегипетское,   древнегреческое,   древнеримское  и  другие
древние мировоззрения опирались именно на такую  картину  мира,
где  Божественный  Эрос  выступал если не первой, то, во всяком
случае, одной из главных космогонических потенций. Впоследствии
данные воззрения были восприняты  в  ряде  философских  учений.
Типичным  образцом  может  служить  теория Эроса у Платона, где
всепронизывающая  сексуально-творческая   космическая   энергия
упорядочивает Вселенную, создает Богов и людей.
     Отголоски  древнего  языческого  миропонимания пронизывают
все жанры русского фольклора и  связанных  с  ними  обрядов.  К
сожалению,   данная   сторона   традиционной   народной   жизни
длительное время считалась  непристойной  и  игнорировалась  по
религиозным,   идеологическим   или   цензурным   соображениям.
Исследования этого мощнейшего  и  древнейшего  пласта  народной
культуры  если и проводились, то их результаты намертво оседали
в  архивах.  Публикации  были  крайне  редки  и,  как  правило,
сопровождались  купюрами  или отточиями. Лишь в последнее время
положение изменилось и изучение эротического фольклора попало в
правильную колею. Появились научные издания текстов, многие  из
которых  с XVIII века пролежали под спудом (например, некоторые
песни из "Сборника Кирши Данилова"), не говоря уж о  "заветных"

Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси