|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » »» магическим действиям особой силы и неотвратимости шаман должен
был раздеться донага, выйти из яранги ночью при лунном свете и
обратиться к ночному светилу со следующими словами: "О, Луна! Я
показываю тебе тайные части своего тела. Прояви сожаление к
моим гневным помышлениям. Я не имею от тебя тайн. Помоги
мне..." Заклинания сопровождались экспрессивной жестикуляцией.
Приводится и чукотский рисунок голого шамана, молящегося
Луне103.
Исходя из сексуально-эротических функций Гермеса, его имя
сохранилось в русском языке в виде ненормативного слова,
образованного от первого слога греко-латинской вокализации
имени Бога -- Hermes (Хер). В немецком языке, напротив,
получила закрепление властительно-господствующая сторона
некогда единого для германских и славянских народов понятия: в
немецком языке слово Herr означает "господин".
Одновременно имя Гермеса входит и в само название народа --
"германцы" и в обобщенное наименования страны -- Германия. В
современном русском обиходе так же до сих пор сохранились имена
греческого происхождения, образованные непосредственно от имени
Гермеса: [Г]Ермолай (переводится "народ Гермеса") и устаревшее
Гермоген (переводится: "ведущий происхождение от Гермеса").
Славяне не утратили памяти и собственно о Боге Гермесе.
Отголосками древнейших верований может служить, к примеру,
практикующийся и поныне среди сербов и болгар обряд вызывания
дождя, известный как похороны Германа. Герман --
славянизированное имя Гермеса, -- представляет собой
изготовленную по магическому рецепту глиняную куклу с
несоразмерно большим фаллосом -- неотъемлемым атрибутом
Гермеса. Символические похороны итифаллической фигуры
сопровождаются всеобщим оплакиванием: считается, что обилие
слез непременно обернется обилием дождя104.
Но Гермес оставил о себе и другую память -- не менее
великую и столь же вещественно ощутимую.
Гермес-камнеохранитель, как уже отмечалось, неразрывно связан с
рукотворными каменными изваяниями, рельефами и сооружениями, а
также с нанесенными на них символами и знаками. Поэтому
загадочные лабиринты (спирали) и пирамиды из камней (северные
современницы или предшественницы египетских, мексиканских и
юкатанских пирамид) однозначно увязываются с личностью (или
образом) Гермеса с учетом поправок на время его существования и
деятельности в тех или иных регионах. Скорее всего,
просветительские функции Гермеса и его имя в различных
трансформациях передавались от поколения к поколению. И тот
Гермес-Яр Гиперборейский, чьи следы или символы сохранились на
Севере в виде спиралевидных лабиринтов и миниатюрных пирамид,
-- не тождественен абсолютно (в физическом воплощении, времени
жизни и фонетически-звуковом произнесении имени) Гермесу-Тоту
Египетскому, причастному и к великим пирамидам, и к
средиземноморским лабиринтам, и к тому тайному знанию, которое
распространилось по всему миру.
Спиральные изображения -- рисованные или рельефные -- не
обязательно воспринимать исключительно как плоскостные.
Спираль-лабиринт может представлять собой объемный конус: ее
витки уходят вниз, чтобы сойтись в общей точке. Если смотреть
на такую объемную спираль сверху и со стороны широкого витка,
то общая картина представится в виде проекции -- плоскостной
спирали. С другой стороны, если взглянуть на объемную
конусообразную спираль сбоку, то ее очертания будут
соответствовать герметическому знаку, прообразом которого стал
спиралевидный жезл Гермеса -- кадуцей. Почему понятие
"лабиринт" связано с Гермесом? Потому что, по мнению
исследователей-языковедов, слово "лабиринт" -- не только
догреческого, но и доиндоевропейского происхождения. Labra
означает "камень", а камень -- первосимвол и олицетворение
Гермеса. Отсюда, кстати, попавшее в русский язык через Византию
и сохранившееся по сей день название "лавра" -- "монастырь
[построенный из камня]". Labra означает также и
"пещеру"; следовательно, наименование Киево-Печерская лавра
соединило в себе оба древнейших смысла -- "пещеру" и "камень".
Следы герметического тайного знания обнаруживаются в самых
невероятных местах и самым немыслимым образом. Так, имя матери
Гермеса -- титаниды Майи -- в санскрите звучит как maya
и означает: 1) "силу волшебства", "магию", "колдовство"; 2)
"иллюзию", "обман" (и колдовство, и обман -- главные качества
Гермеса). Интересно также, что в дальнейшем Майя -- как
положительная магическая сила и иллюзия одновременно --
продолжает играть богородческие и боговоспитательные функции:
древняя и современная индийская традиция знает целых трех Май:
1) Майю (воплотившуюся в Дургу) -- воспитательницу Кришны; 2)
Майю (воплотившуюся в Рати) -- жену Бога любви Камы; 3) Майю --
мать великого Будды. Естественно, в этих образах Майи нетрудно
уловить глухие отголоски прежних доиндоарийских смыслов,
сближающих современные верования с незапамятными общими
воззрениями.
Тайные герметические знания сохранились и в русской
культуре, начиная с ее народных истоков. Что такое безобидный
рефрен русских сказок "Близко ли далеко, низко ли высоко"? Это
переосмысленная в народном сознании знаменитая формула
"Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста: "То, что внизу,
подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что
внизу"105. Точнее, и у народной присказки, и у средневекового
герметического текста был один общий древнейший источник. В
дальнейшем общее и тайное знание трансформировалось следующим
образом. В виде рефрена "Ни далеко -- ни близко; ни высоко --
ни низко" (общеславянский вариант первичной магической формулы)
оно вошло в фольклор. При этом рассказчик и слушатели понятия
не имели о происхождении и первоначальном смысле, который
предполагал (и содержал) ответ на поставленный вопрос: "ни
высоко и ни низко, а все -- едино суть: все вещи произошли от
Единого и через посредство Единого". С другой стороны, переходя
Страницы: «« « 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |