|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» под себя от вожделения (при этом в оригинале употребляется
крепкое нецензурное выражение). Не устояла перед сексуальными
чарами Чурилы и сама княгиня Апраксия. Прохождение Чурилы и его
окружения перед восхищенной толпой вообще весьма похоже на
традиционное народное Ярилино шествие. В-третьих, в былинах
обнаруживаются черты Гермеса как Лунного Бога. Терем Чурилы
описывается следующим образам:
Да все в терему-де по-небесному,
Да вся небесная луна-де принаведена была...
В одном из вариантов именно былины о Чуриле полностью
воспроизводится знаменитый фрагмент "чуда в тереме",
процитированный выше. В-четвертых, постоянно подчеркивается,
что Чурила носит золотой колпак, похожий на головной убор
Гермеса; к тому же перед ним еще и несут подсолнечник (это уже
намек на ярильные особенности). Есть немало и других штрихов.
Почему же не называется само имя Гермеса? Потому, что в
древнерусском миропредставлении оно претерпело определенные
изменения, в том числе и языковые. Кроме того, подлинное имя
эзотерического существа, тем более Бога, по правилам магической
и шаманской практики, не обязательно должно было произноситься
вслух: оно табуировалось, замещалось другим вербальным
эквивалентом. Впрочем, имя Гермеса все же всплывает в былине о
Чуриле, но несколько неожиданным образом: старика-соперника
Чурилы, у которого тот соблазнил молодую жену, в разных текстах
зовут по-разному -- чаще всего Бермята или Пермята, но в ряде
случаев -- Ерма. Ерма (или Ермий) -- это русифицированное имя
Гермеса. Отсюда и имя (точнее, прозвище) завоевателя Сибири
Ермака (символично и знаменательно, что имя всемирного
покровителя путешественников досталось русскому землепроходцу).
Но почему же имя Гермеса расщепилось на два прямо
противоположных образа? Таковы перипетии устного народного
творчества: память о доисторических временах доходит в
искаженном, подчас неузнаваемом виде. Былое представление о
древнем герое может и раздвоиться (это случается не так уж и
редко и даже получило специальное наименование -- дупликация),
и, как эхо в горах, многократно повториться с разных сторон.
Кроме того, учитывая, что у большинства древних Богов (особенно
у эллинских и египетских) бывало до нескольких десятков
прозваний (напомним, что только Гермес-Тот имел 170 разных
имен), вполне уместно предположить, что сказанное
распространялось и на верования протославян -- прапредков
русских. В этом смысле Чур мог бы быть истолкован как
Деревянный (Древесный, Лесной) Гермес, точно так же, как
Яр-Мес[яц] выступает Гермесом Лунным, а Her[mes] -- Гермесом
Фаллическим.
Память о гиперборейской Прародине русского народа
сохранилась не только в былинах. В середине прошлого века
записано предание о предках вятичей, поселившихся по берегам
одноименной реки еще в те незапамятные времена, когда, согласно
легенде, на Руси не было царей и князей, когда она управлялась
своими родоначальниками. Предводительствовал русскими
переселенцами богатырь по имени Оноха. Он и двенадцать его
братьев построили городище, а в нем -- большой дворец. Но
пришельцы не были первыми на Вятской земле. Здесь давно уже
проживал богатырь Никулица с красавицей дочерью. К ней-то и
посватался Оноха. Никулица выдвинул коварные и заведомо
невыполнимые условия: добыть "с закату" (т.е. от Солнца)
камней-самоцветов, что дают негасимый свет ночью и днем. Оноха
остался заложником, а его братья поскакали догонять Солнце.
Назад поспеть нужно было к утру -- иначе Оноху повесят (по
другой версии -- посадят на кол) и вороны его расклюют, а
братья-богатыри окаменеют. К несчастью, так и произошло.
Солнечные осколки-самоцветы братья раздобыли, но назад к
двенадцатым петухам не поспели и превратились в камни.
Хитростью Онохе удалось вырваться из плена, бежать вместе с
названной невестой в свой город-крепость. Однако и Никулица с
дружиной не дремал: на быстролетных крылатых конях беглецов
настигли и Оноху сожгли на том месте, где схватили, а кости
закопали вместе с солнечными негасимыми самоцветами.
Такова вкратце канва легендарных событий, сочетающих и
волшебную сказку, и былину, и глубочайшую архаику Каменного
века, летающих гиперборейцев, солнечный культ и 12-месячный
годовой цикл (12 братьев -- знаменитые славянские 12 Месяцев).
Пересказанный сюжет был чрезвычайно популярен среди местного
населения. Повсюду распевали песню про богатыря Оноху -- ее
наизусть знали каждый крестьянский мальчик и каждая
крестьянская девочка, подчеркивал автор публикации в "Вятских
губернских ведомостях" за 1861 г. No 1.
Кто же такой Оноха и к какому времени следует отнести его
появление на территории, вплотную примыкающей к Русскому
Северу? Легенда наверняка восходит к отголоску Каменного века
-- Святогорову циклу русских сказаний, и богатырь Никулица --
вятский неидеализированный прообраз былинного Микулы (Никулы)
Селяниновича. Но есть ли в мировом фольклоре параллели для
загадочного Онохи? Есть! -- давным-давно определили
исследователи: русский Оноха -- никто иной, как ветхозаветный и
апокрифический Енох (Энох).130 Оноха (или в более привычной
вокализации -- Аноха) -- в прошлом весьма распространенное на
Руси имя, о чем свидетельствует фамилия многочисленных
современных Анохиных. В народном истолковании "аноха" --
"простак", "недоумок" (см. Словарь Даля). Вместе с тем в народе
однозначно представляли, что Аноха -- это библейский Енох
Праведный, которого Бог вознес на небо. В быту так и говорили
-- Аноха-праведник (известны и другие поговорки: "Время плохо
-- стал указчиком Аноха"; "Аноха Аноху, да впряг в соху" и
др.).
Особой популярностью среди всех слоев населения
пользовался ветхозаветный апокриф "Книга Еноха Праведного".
Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |