|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» совершенно справедливо отождествляли его с эллинским Богом
Солнца -- Гелиосом. "Слово о полку Игореве" называет
Дажьбожьими внуками всех русских людей.
Что касается второго Бога солнечного пантеона --
Хорса, то здесь прослеживаются более глубокие и
неожиданные связи. Об этом уже говорилось в 1-й части, где на
примере развития и распространения тотема сокола была
продемонстрирована прямая этимологическая и культурологическая
связь между древнерусским и древнеегипетским Солнечными
Божествами -- Хорсом и Хором (Гором).
Само имя Хорс на первый взгляд представляется непривычным
и даже чужеродным для русского языка. Но это не так. Лежащий в
основе имени Бога корень прочно прижился в современном языке:
"хорошо", "хоромы" (производное слово -- "храм"), "хоробрый"
("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорониться", "хорохориться"
и др. Тот же корень входит также в название южнославянского
народа хорваты, которые переселились на Балканы уже в новую
эру. Аналогичным образом словенцы, находившиеся в составе
Австро-Венгрии, именовались хорутанами. В честь Солнца бога и
Хорса наименован древнерусский крымский город -- Хорсунь
(Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь,
по-видимому, от исконно русского наименования, хотя корень
"херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя
Бога Гермеса -- Hermes). Более того, он уходит в глубь
доиндоевропейского прошлого и обнаруживается хотя бы в
семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой
Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте
явился Бог, -- именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) -- по
названию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых
богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай (см.
Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой
летописи, что имя одного из трех братьев -- легендарных
основателей Киева -- тоже было Хорив. Удивительное это
совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основе
созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот
же доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий
к общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий,
относящихся к Солнцу, свету и благу ("хорошо!"). Потому-то
данная корневая основа так часто встречается в теонимах
различных религий и культур. Помимо вышеупомянутых, можно также
вспомнить этрусскую Богиню Хорту (и этрусский город того же
названия)15.
К этому же этимологическому гнезду относятся слова с
корнем "хар" (с учетом чередования гласных "о" и "а"). Вспомним
Харит -- благодетельных древнегреческих Богинь милости и добра,
дочерей Солнцебога Гелиоса (вот он искомый солнечный смысл).
Того же корня устаревшее русское слово "харный", "гарный" (см.:
украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строго
говоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный"
однокоренные. Отсюда же слова "ухарь" и "харя" с диаметрально
противоположными смыслами (последнее первоначально не имело
ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому же
этимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи",
"характер", а также название города Харьков, причем вполне
допустимо, что вторая его часть в украинском произнесении
Харь-кiв образована, как и название Киева, от имени
древнерусского князя -- Кия.
Классический обрядовый танец -- хоровод (у болгар он
называется "хоро", у румын -- "хора") имитирует солнечный круг
и в старину несомненно был связан с поклонением Солнцу. Что
касается происхождения имени Хорс и соответствующей лексической
основы, то их нетрудно установить путем сопоставления с
соответствующими санскритскими словами. Аналогичный корень
фигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце"
и "петух". Персидское обозначение обожествленного сияющего
Солнца -- Xur-et. По сообщению Плиния, скифы персов
именовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же и
ираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм. Этот
топонимический ряд может быть продолжен и в других
пространственно-временных измерениях: достаточно вспомнить
название столицы древнего тангутского государства -- Хара-Хото,
разрушенной дотла Чинзгисханом, или манчжуро-китайский город
Харбин. Одна из народностей Тибета также именуется -- хоро.
В древнерусских текстах встречаются намеки на еврейское
происхождение имени и самого Бога Хорса. И не только потому,
что в еврейских словах встречается созвучный корень. В одном из
вариантов апокрифической "Беседы трех святителей" Перун
называется эллинским Богом, а Хорс -- жидовским. Комментируя
данный пассаж, И.Е.Забелин писал: "Это [жидовство Хорса] подает
намек на самое место, где существовало поклонение Хорсу, именно
у хазар, перешедших потом в Моисеев закон и оттого известных
больше под именем жидов хазарских"16. Вполне возможно, что так
оно и было: Хорсу поклонялись и хазары17, и славяне. А
обусловлено это было общими истоками их культур, верований и в
конечном счете -- языков. Подтверждение тому не одни
русско-хазарские контакты и свидетельства современных им
авторов. Оно обнаруживается и в культурах многих древних
цивилизаций, их космических воззрениях и языках.
Солнечный пантеон древнерусских Божеств не был неизменным.
В разное время, на разных стадиях разделения славянских народов
количество верховных существ, сопряженных с Солнцем, менялось.
Не менялось, однако, солярное мировоззрение русских людей.
Арабские путешественники, побывавшие на славянских территориях
задолго до введения христианства, застали и описали храмы
Солнца, предназначенные не только для культовых отправлений, но
и для астрономических наблюдений18. Однако почитание Солнечного
семейства богов, которым пронизана вся жизнь русского народа,
уходит корнями в незапамятные времена, к самым истокам
становления древнерусской, древнеславянской и древнеарийской
народности. Солнечные сюжеты обнаруживаются в древних
Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |