Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»

совершенно  справедливо  отождествляли  его  с  эллинским Богом
Солнца  --  Гелиосом.  "Слово   о   полку   Игореве"   называет
Дажьбожьими внуками всех русских людей.
     Что   касается   второго   Бога   солнечного  пантеона  --
Хорса,  то  здесь  прослеживаются   более   глубокие   и
неожиданные  связи.  Об этом уже говорилось в 1-й части, где на
примере  развития  и   распространения   тотема   сокола   была
продемонстрирована  прямая этимологическая и культурологическая
связь  между  древнерусским   и   древнеегипетским   Солнечными
Божествами -- Хорсом и Хором (Гором).
     Само  имя Хорс на первый взгляд представляется непривычным
и даже чужеродным для русского языка. Но это не так. Лежащий  в
основе  имени  Бога корень прочно прижился в современном языке:
"хорошо", "хоромы" (производное слово  --  "храм"),  "хоробрый"
("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорониться", "хорохориться"
и  др.  Тот  же  корень входит также в название южнославянского
народа хорваты, которые переселились на  Балканы  уже  в  новую
эру.  Аналогичным  образом  словенцы,  находившиеся  в  составе
Австро-Венгрии, именовались хорутанами. В честь Солнца  бога  и
Хорса   наименован  древнерусский  крымский  город  --  Хорсунь
(Корсунь).   Греки   называли   его   Херсонес,   отталкиваясь,
по-видимому,  от  исконно  русского  наименования,  хотя корень
"херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит  имя
Бога  Гермеса  --  Hermes).  Более  того,  он  уходит  в  глубь
доиндоевропейского  прошлого  и  обнаруживается   хотя   бы   в
семитских  языках.  Так, библейская гора в Египте, близ которой
Моисей пас овец и где ему впервые  в  пылающем  терновом  кусте
явился  Бог,  --  именуется  Хорив  (Исх.  3.1  и  посл.) -- по
названию   нагорья   в   Синае,   а,   по   мнению    некоторых
богословов-комментаторов,   вообще  синонима  горы  Синай  (см.
Толковую Библию,  т.1).  Общеизвестно,  однако,  из  Несторовой
летописи,  что  имя  одного  из  трех  братьев  --  легендарных
основателей  Киева  --  тоже  было  Хорив.   Удивительное   это
совпадение  свидетельствует  прежде  всего  о том, что в основе
созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и  тот
же  доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий
к общему  праязыку,  где  он  охватывал  совокупность  понятий,
относящихся  к  Солнцу,  свету  и  благу ("хорошо!"). Потому-то
данная  корневая  основа  так  часто  встречается  в   теонимах
различных религий и культур. Помимо вышеупомянутых, можно также
вспомнить  этрусскую  Богиню  Хорту  (и этрусский город того же
названия)15.
     К этому  же  этимологическому  гнезду  относятся  слова  с
корнем "хар" (с учетом чередования гласных "о" и "а"). Вспомним
Харит -- благодетельных древнегреческих Богинь милости и добра,
дочерей  Солнцебога  Гелиоса  (вот он искомый солнечный смысл).
Того же корня устаревшее русское слово "харный", "гарный" (см.:
украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый".  Строго
говоря,  по  своему  происхождению  слова  "хороший" и "харный"
однокоренные. Отсюда же слова "ухарь" и "харя"  с  диаметрально
противоположными  смыслами  (последнее  первоначально  не имело
ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К  этому  же
этимологическому  гнезду,  возможно,  относятся  слова "харчи",
"характер", а также  название  города  Харьков,  причем  вполне
допустимо,  что  вторая  его  часть  в  украинском произнесении
Харь-кiв образована, как  и  название  Киева,  от  имени
древнерусского князя -- Кия.
     Классический  обрядовый  танец  --  хоровод  (у  болгар он
называется "хоро", у румын -- "хора") имитирует солнечный  круг
и  в  старину  несомненно  был связан с поклонением Солнцу. Что
касается происхождения имени Хорс и соответствующей лексической
основы,  то  их  нетрудно  установить  путем  сопоставления   с
соответствующими   санскритскими  словами.  Аналогичный  корень
фигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце"
и  "петух".  Персидское  обозначение  обожествленного  сияющего
Солнца  --  Xur-et.  По  сообщению  Плиния, скифы персов
именовали   хорсарами   (Chorsaros).   Отсюда    же    и
ираноязычные    названия    Хоросан,    Хорог,   Хорезм.   Этот
топонимический  ряд   может   быть   продолжен   и   в   других
пространственно-временных   измерениях:   достаточно  вспомнить
название столицы древнего тангутского государства -- Хара-Хото,
разрушенной дотла Чинзгисханом,  или  манчжуро-китайский  город
Харбин. Одна из народностей Тибета также именуется -- хоро.
     В  древнерусских  текстах  встречаются намеки на еврейское
происхождение имени и самого Бога Хорса. И  не  только  потому,
что в еврейских словах встречается созвучный корень. В одном из
вариантов   апокрифической   "Беседы   трех  святителей"  Перун
называется эллинским Богом, а Хорс  --  жидовским.  Комментируя
данный пассаж, И.Е.Забелин писал: "Это [жидовство Хорса] подает
намек на самое место, где существовало поклонение Хорсу, именно
у  хазар,  перешедших  потом в Моисеев закон и оттого известных
больше под именем жидов хазарских"16. Вполне возможно, что  так
оно  и  было:  Хорсу  поклонялись  и  хазары17,  и  славяне.  А
обусловлено это было общими истоками их культур, верований и  в
конечном   счете   --   языков.   Подтверждение  тому  не  одни
русско-хазарские  контакты  и  свидетельства   современных   им
авторов.  Оно  обнаруживается  и  в  культурах  многих  древних
цивилизаций, их космических воззрениях и языках.
     Солнечный пантеон древнерусских Божеств не был неизменным.
В разное время, на разных стадиях разделения славянских народов
количество верховных существ, сопряженных с Солнцем,  менялось.
Не  менялось,  однако,  солярное  мировоззрение  русских людей.
Арабские путешественники, побывавшие на славянских  территориях
задолго  до  введения  христианства,  застали  и  описали храмы
Солнца, предназначенные не только для культовых отправлений, но
и для астрономических наблюдений18. Однако почитание Солнечного
семейства богов, которым пронизана вся жизнь  русского  народа,
уходит   корнями   в  незапамятные  времена,  к  самым  истокам
становления древнерусской,  древнеславянской  и  древнеарийской
народности.   Солнечные   сюжеты   обнаруживаются   в   древних

Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси