|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» основы -- множество производных слов, среди них наиболее
созвучное русскому Сварогу -- svar-gб, означающее также
"небо"; оно же -- рай Индры, расположенный на вершине горы
Меру, один из семи миров, в который переселяются души умерших
праведников.
К этому ряду примыкают близкие по смыслу слова с корнем
"вар", первоначально имевшим в древнерусском языке значение
"жар", "зной", а также "кипящая вода, смола", -- отсюда слово
"варить" и все от него производные. Но здесь сама собой
напрашивается аналогия, точнее, несомненная связь
древнеарийского корня "вар" с именем величайшего из богов
ведийского пантеона -- Варуны -- вседержителя вселенной и
самодержца над миром и людьми, главного из адитьев. Варуна --
несомненно один из источников представлений о законах Вселенной
у потомков древних ариев, его черты нашли отражение в божествах
неба и света в славянской мифологии. Космические же функции
Варуны вкратце таковы: он -- тот, кто сотворил мир и удерживает
его, он заполняет воздушное пространство, расширяет землю,
укрепляет Солнце, измеряет Землю Солнцем, поднимает на небо;
небо и земля подвластны ему; день и ночь -- его одежда. Варуна
дал движение Солнцу; оно его глаз; сам он тысячеглаз.
Сварог -- отец Солнца и олицетворяющего его Дажьбога.
"...Сего ради прозваша и Бог Сварогь, -- отмечает Ипатьевская
летопись (1114 г.), -- и по семь царствова сынъ его именемъ
Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ".
Ипатьевская летопись именует Верховное древнерусское Божество
Отцом Сварогом, выводит его из Древнего Египта и отождествляет
с античным Богом Гефестом (Феостом). Отсюда Сварог -- не только
Бог Неба, но и властелин Огня. По Ипатьевской летописи, Сварог
(Феост) научил людей ковать оружие (до той поры они бились
камнями и палицами) и установил цивилизованные
морально-правовые нормы, в частности моногамию в брачных
отношениях: "...Установил одному мужчине одну жену иметь и жене
за одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон --
ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом и
почитали египтяне". Здесь налицо прямое и внятное указание как
на контакты между египтянами и праславянами, так и на общие
корни их верований (о чем более подробно речь пойдет дальше).
Десять веков христианизации практически полностью
вытравили имена старых языческих богов. И все же еще в конце
прошлого века на юге России отмечались Зворожины (Сварожины) --
совместная трапеза вокруг специально вырытого овального рва, с
поминанием предков и прославлением за чашей с хмельным медом
давно забытого Бога Сварога: "Щоб добра була Зворожина!". Обряд
предполагал избрание ведуньи -- З(а)ворожьей Бабы, которая
гадала всем желающим, предсказывала будущее и рассказывала
детям сказку про волшебный языческий рай -- Ирий.
А та Птица всем Птицам Птица!
А куда она летит, туда и все.
А летит она в Ирий славный,
а перо у нее не простое,
а Золотое!
Крестьяне в этом краю звали созвездие Стожары --
Зворогами7. Из сказанного также видно, что исконно русские
слова "ворожить", "ворожба", "ворожея" одного корня с именем
Сварог и связаны с ним функционально.
Имя Сварог происходит от того общеарийского корня, который
получил в санскрите звучание iзvara: 1) "бог",
"всевышний"; 2) "господин", "повелитель"; 3) "хозяин",
"владелец"; 4) "супруг" (от iз -- "владеть", "властвовать",
"управлять", "мочь").
Некоторые исследователи настаивают, что изначально Сварог
именовался Исварог (что полностью соответствует древнеарийскому
корню). Можно и дальше предположить, что в процессе языковой
эволюции и разделения народов общеарийское понятие Божества --
Исвара соединилось с общеславянским именем Рарог ("огонь" и,
кроме того, "сокол"). Получилось Исвара Рарог (Бог Огонь), что
в дальнейшем превратилось в более краткое имя -- Сварог.
Интересна трансформация образа главного небесного Бога и
его имени в мифологиях разных народов по мере их разъединения и
самостоятельного развития. Общеарийский корень var и его
модификации присутствуют в именах трех небодержателей
древнеславянского, древнеиндийского и древнегреческого
пантеона: Сварог -- Варуна -- Уран. Этимолог без труда
констатирует здесь постепенную утрату первоидущих согласных и
чередование гласных в корневой основе. Культуролог и
метаисторик обратят внимание прежде всего на смысловую
идентичность всех трех понятий-имен, несмотря на последующую
дифференциацию функций.
Человеческая жизнь, по мнению наших предков, с момента
рождения зависела от того, что написано в "небесно-звездной
книге". Сохранившееся по сей день выражение "родиться под
счастливой звездой" -- вовсе не результат поздних
заимствованных астрологических поверий, а исконно русское
понимание неотделимости жизни индивида от космической жизни
звезды. В старинных свадебно-обрядовых песнях пелось: "звезды
ясные, сойдите в чашу брачную". Это значит, что счастье
супружеской жизни представлялось предопределенным звездами. И
не только счастье в смысле "совет да любовь", но и главное -- в
смысле многодетного брака, нетрудных (и не дай Бог --
смертельных) родов.
В народном миропонимании издревле существовало сокровенное
слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений,
которые впоследствии были объединены под заимствованным из
греческого понятием "Космос". Русскими синонимами данной
общенаучной категории выступало не только понятие "мир", но и
"лад". Лад -- исконно русский Космос.
Само понятие Космос-Лад многозвучно и многозначно.
Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |