|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» Однокоренные слова и имена раскрывают полифункциональность
древнего Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших дней
сохранился архаический рефрен "Дид-Ладо", который современными
слушателями воспринимается чуть ли не как междометие:
А мы просо сеяли, сеяли
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
На самом деле перед нами древнейшее обращение (звательный
падеж) к общеславянскому Богу Ладу. Верховный владыка Солнца и
Неба величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94) (отсюда и
обращение -- Дид Ладо). Отголоски былых верований о
небесно-солнечном деде по имени Лад бытовали среди крестьян еще
в прошлом веке8.
Наряду с мужским Божеством в славянской мифологии известна
и Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном.
Имеются описания ее изображений (впоследствии уничтоженных при
введении христианства): молодая прекрасная женщина с
золотоцветными волосами и венком из роз, одетая в русскую
одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку
она держала младенца -- бога любви Леля9. В литовской мифологии
и фольклоре также известна богиня Лада или Диди Лада (Великая
Лада)10 (did -- в литовском языке -- корень в словах,
означающий "большой, великий").
Следовательно, русский космос в древности через верховных
богов Лада и Лады мыслился как единство порядка и любви. Но
"лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (см.:
"Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля);
отсюда: "ладный" -- "красивый", "милый", "любимый". Корень
"лад" образует также слова со смыслом "владеть", "власть".
Кроме того, слово "ладно" в древнерусском понимании означало
также "равно", "одинаково" или, говоря научно-философским
языком, -- "тождественно". Все эти смыслы неизбежно впитывало в
себя и понятие русского Космоса-Лада, которое распространялось
на всю жизнь. Василий Белов совершенно справедливо и
исключительно точно -- в духе традиционного русского
миросозерцания назвал свою известную книгу очерков народной
эстетики и исконных обычаев -- "Лад".
Археология языка предполагает археологию смысла и связи
между смыслами, что, в свою очередь, влечет за собой мысленную
реконструкцию той невообразимо далекой эпохи, когда
человечество (или цивилизованная часть его) представляла собой
нераздельное целое -- с единым языком, единой культурой,
едиными ценностными ориентациями в виде религиозных традиций и
морали.
Поясним сказанное вначале на примере интересующего нас
слова "Лад", означавшего на некоторых (но далеко не на всех)
этапах общеславянского развития понятие "Космос". Слово "лад"
(или слова с этим корнем) означает в ряде языков (словацкий,
ирландский, древнерусский) другое понятие, близкое лишь по
созвучию, -- "лед". Налицо взаимотрансформация звуков "а" и
"е". Слова "лад" и "лед", таким образом, оказываются
генетически взаимосвязанными. Другими словами, на каких-то
очень древних этапах развития нерасчлененной индоевропейской
общности они обозначали группу близких по смыслу понятий,
которые впоследствии в процессе возникновения самостоятельных
языковых, этнических и культурных структур дифференцировались и
трансформировались.
Наконец, нельзя не коснуться одной из древнейших
славяно-русских морфем, в которой, по мнению ряда самобытных
маргинальных мыслителей (С.Дружинин, Е.Гиреевский,
Я.Абрамов)11, сокрыто имя архаичного доязыческого Божества.
Звали его Раз (Рас). (На этой основе С.Дружинин даже
основал движение "разовцев", к которому примкнуло несколько
единомышленников.) Не приходится сомневаться, что "раз" ("рас")
-- одна из широко употребительных морфем. Она так или иначе
присутствует более чем в 350 словах русского языка. И еще около
3000 слов содержат ее в трансформированном виде:
раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с).
Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичность
слова "раз". "Единица", "начало счета", "фиксация временного
мгновения" -- эти значения понятия "раз" общеизвестны. Но
морфема "раз" ("рас") входит еще и в состав таких
смыслозначимых понятий, как "разум", "разить", "разинуть",
"разница", "разлука", "расти", "растение" и т.п. Расценивать ее
только как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.
Археология языка и реконструкция смысла указывают на глубинные
корни данного архаичного слова.
Высказывалось, между прочим, вполне обоснованное мнение,
что морфема "расърос" сопряжена и с этнонимом "росс" --
русский (откуда ведет свое происхождение и название
страны -- Россия). Но первичным все же следует считать
имя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в виде
на первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом же деле
Раз (Рас) открывает целый ряд доязыческих Божеств, память о
которых сохранилась исключительно в языке и фольклорных
текстах. Среди них -- Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.
Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла быть
совсем иной, нежели сейчас, все же по сегодняшним значениям
можно уловить и тот смысл, который слова и имена имели в
далеком прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В
русском языке морфема "раз", когда она выступает в форме
префикса, имеет явственно выраженный
расширительно-разделительный смысл. Вместе с тем отдельное
слово "раз" означает "единицу" -- монистическую по самой своей
природе. Отсюда и гипотетическое Божество Раз должно,
так сказать, по определению выступать в качестве символа
доязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Бога.
А время, когда в мире господствовал Раз, с достаточной
степенью условности может быть названо "языческим
Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |