Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»

Однокоренные  слова  и  имена  раскрывают  полифункциональность
древнего Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших дней
сохранился  архаический рефрен "Дид-Ладо", который современными
слушателями воспринимается чуть ли не как междометие:

     А мы просо сеяли, сеяли
     Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

     На самом деле перед нами древнейшее обращение  (звательный
падеж)  к общеславянскому Богу Ладу. Верховный владыка Солнца и
Неба величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94)  (отсюда  и
обращение   --   Дид   Ладо).   Отголоски   былых  верований  о
небесно-солнечном деде по имени Лад бытовали среди крестьян еще
в прошлом веке8.
     Наряду с мужским Божеством в славянской мифологии известна
и Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном.
Имеются описания ее изображений (впоследствии уничтоженных  при
введении    христианства):   молодая   прекрасная   женщина   с
золотоцветными волосами и  венком  из  роз,  одетая  в  русскую
одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку
она держала младенца -- бога любви Леля9. В литовской мифологии
и  фольклоре  также известна богиня Лада или Диди Лада (Великая
Лада)10 (did -- в литовском языке --  корень  в  словах,
означающий "большой, великий").
     Следовательно,  русский космос в древности через верховных
богов Лада и Лады мыслился как единство  порядка  и  любви.  Но
"лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (см.:
"Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля);
отсюда:  "ладный"  --  "красивый",  "милый",  "любимый". Корень
"лад" образует также  слова  со  смыслом  "владеть",  "власть".
Кроме  того,  слово  "ладно" в древнерусском понимании означало
также  "равно",  "одинаково"  или,  говоря   научно-философским
языком, -- "тождественно". Все эти смыслы неизбежно впитывало в
себя  и понятие русского Космоса-Лада, которое распространялось
на  всю  жизнь.  Василий   Белов   совершенно   справедливо   и
исключительно   точно   --   в   духе   традиционного  русского
миросозерцания назвал свою  известную  книгу  очерков  народной
эстетики и исконных обычаев -- "Лад".
     Археология  языка  предполагает  археологию смысла и связи
между смыслами, что, в свою очередь, влечет за собой  мысленную
реконструкцию    той    невообразимо   далекой   эпохи,   когда
человечество (или цивилизованная часть его) представляла  собой
нераздельное  целое  --  с  единым  языком,  единой  культурой,
едиными ценностными ориентациями в виде религиозных традиций  и
морали.
     Поясним  сказанное  вначале  на  примере интересующего нас
слова "Лад", означавшего на некоторых (но далеко  не  на  всех)
этапах  общеславянского  развития понятие "Космос". Слово "лад"
(или слова с этим корнем) означает в  ряде  языков  (словацкий,
ирландский,  древнерусский)  другое  понятие,  близкое  лишь по
созвучию, -- "лед". Налицо  взаимотрансформация  звуков  "а"  и
"е".   Слова   "лад"   и   "лед",  таким  образом,  оказываются
генетически  взаимосвязанными.  Другими  словами,  на  каких-то
очень  древних  этапах  развития нерасчлененной индоевропейской
общности они  обозначали  группу  близких  по  смыслу  понятий,
которые  впоследствии  в процессе возникновения самостоятельных
языковых, этнических и культурных структур дифференцировались и
трансформировались.
     Наконец,  нельзя  не   коснуться   одной   из   древнейших
славяно-русских  морфем,  в  которой, по мнению ряда самобытных
маргинальных     мыслителей     (С.Дружинин,      Е.Гиреевский,
Я.Абрамов)11,  сокрыто  имя  архаичного  доязыческого Божества.
Звали его Раз (Рас). (На  этой  основе  С.Дружинин  даже
основал  движение  "разовцев",  к  которому примкнуло несколько
единомышленников.) Не приходится сомневаться, что "раз" ("рас")
-- одна из широко употребительных морфем.  Она  так  или  иначе
присутствует более чем в 350 словах русского языка. И еще около
3000    слов    содержат    ее   в   трансформированном   виде:
раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с).
     Еще более поражает смысловая емкость  и  полисемантичность
слова  "раз".  "Единица",  "начало счета", "фиксация временного
мгновения" --  эти  значения  понятия  "раз"  общеизвестны.  Но
морфема   "раз"   ("рас")   входит   еще   и   в  состав  таких
смыслозначимых  понятий,  как  "разум",  "разить",  "разинуть",
"разница", "разлука", "расти", "растение" и т.п. Расценивать ее
только как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.
Археология  языка и реконструкция смысла указывают на глубинные
корни данного архаичного слова.
     Высказывалось, между прочим, вполне  обоснованное  мнение,
что  морфема  "расърос"  сопряжена  и  с  этнонимом  "росс"  --
русский (откуда  ведет  свое  происхождение  и  название
страны  --  Россия). Но первичным все же следует считать
имя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в виде
на первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом  же  деле
Раз  (Рас)  открывает  целый  ряд доязыческих Божеств, память о
которых  сохранилась  исключительно  в  языке   и   фольклорных
текстах. Среди них -- Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.
     Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла быть
совсем  иной,  нежели  сейчас,  все же по сегодняшним значениям
можно уловить и тот  смысл,  который  слова  и  имена  имели  в
далеком  прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В
русском языке  морфема  "раз",  когда  она  выступает  в  форме
префикса,          имеет          явственно          выраженный
расширительно-разделительный  смысл.  Вместе  с  тем  отдельное
слово  "раз" означает "единицу" -- монистическую по самой своей
природе. Отсюда и гипотетическое  Божество  Раз  должно,
так  сказать,  по  определению  выступать  в  качестве  символа
доязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Бога.
А время, когда в мире господствовал Раз,  с  достаточной
степенью    условности    может    быть    названо   "языческим

Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси