|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 » »» вышли все славянские и индийские Боги.
Современная художница Надежда Антипова предприняла попытку
воссоздать образы древнеславянских Богов -- пятиглавого
Поренута (рис. 91) и семиглавого Руевита (рис. 92) -- оба они
входили в языческий пантеон балтийских славян. Ниже приводятся
и другие иллюстрации Н.Антиповой, заимствованные из кн.: Грушко
Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород,
1995.
Место пребывания Богов -- небо во всей своей космической
красоте и неисчерпаемости. Оно -- обитель Солнца, Луны, мириад
звезд, утренней и вечерней зари, чудесных и обыденных явлений
-- северного сияния, падающих и светящихся метеоров, радуги,
молнии и грома, ветра, облаков, туч, низвергающих дождь, снег,
град и т.п. Это -- самоочевидный факт, не требующий для своего
осмысления особых умственных усилий. Но во всякое время, на
протяжении веков и тысячелетий, небесное величие внушало
восхищение, трепет, а подчас и страх, становилось объектом
суеверного почитания и религиозного преклонения.
В рукописном служебнике с требником XVI века содержится
вопрос, который духовник должен был задавать на исповеди:
"Кланялся чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, или
зари?"3 Приведенные слова исповедника неотвратимо
свидетельствуют о том, что еще в эпоху Ивана Грозного, от
которой нас отделяют какие-то 12 поколений, наши предки
по-прежнему поклонялись Солнцу, Месяцу, звездам и заре, а
официальная церковь усматривала в этом прямую угрозу
собственной идеологии.
Спустя некоторое время, уже в пору правления новой
династии, в челобитной, поступившей из Белгородчины на имя царя
Алексея Михайловича, сообщалось: "...Сходятся многие люди
мужского и женского пола позором, и в ночи чародействуют,
солнечного восхода, первого дни луны смотрят, и в громовое
громление на реках и озерах купаются, чают себе от того
здоровья, и прочие всякие бесчинства делают"4. Как видим, в
XVII веке по-прежнему сохраняются рецидивы языческого
поклонения Солнцу и Луне, а также Богу-громовержцу, коим на
Руси считался Перун. Ответом на процитированный донос явился
специальный царский указ, установивший наказание не только за
волхование и чародейство, но и за пение "на улицах и на полях
богомерзких и скверных песен", под которыми подразумевалось
классическое народное обрядовое и лирическое творчество.
Между прочим, сразу же за появлением царского указа, как
правило, следовали жестокие репрессии. В сборнике, откуда
заимствован вышеприведенный царский рескрипт, опубликованы и
другие документы, красноречиво свидетельствующие о последствиях
конкретных мер, принимаемых местными властями по отношению к
приверженцам исконно народных традиций. Один из документов
озаглавлен так: "Сыск о жестоких пытках над стрелецкой женой,
обвинявшейся в чародействе". В следующем документе просто
констатируется смерть во время пыток обвиняемого в чародействе.
Многих из обвиненных в чародействе после допросов "с
пристрастием" сжигали на костре или в срубе. Чтение
сохранившихся челобитных -- занятие не для слабонервных. Одно
бесспорно: искусство русских "заплечных дел мастеров" мало чем
уступало западноевропейским инквизиторам.
Гигантское естественное театральное действие, ежедневно,
ежечасно, ежеминутно разыгрываемое Матерью-природой на небесах,
имело своих постоянных героев, наделенных особыми чертами
характера и собственными именами. Небо во всех своих ипостасях
и личинах (а не только в виде одной лазури) всегда считалось и
почиталось как всеобъемлющий Бог, космических масштабов,
охватывающий все живое и неживое и проявляющий на собственном
теле-пространстве различные знаки, символы, заклания и
письмена.
В заговорах и заклинаниях русский человек (как, впрочем, и
любой человек вообще) нередко не просто призывал на помощь
космические силы, но как бы сам стремился раствориться во
вселенской стихии, уподобляясь небесным явлениям и как бы
обретая их потенции. В конце XIX века были опубликованы образцы
подобных заклинаний, заимствованные из судейских материалов
(судных дел) XVIII в., но, вне всякого сомнения, имеющие более
древнее происхождение. Вот подлинные слова заговора:
"...Облакаюся в облак свете и попояшуся светлою зарею, обтычуся
частыми звездами, украшаю себя от какова (макова?) цвету, дай
же мне, Господи, красоту светлого солнца, зрение от
облака-света, очи от быстры реки; дай же мне, Господи, силу от
сильных то (туч?) грозу, от грозныя тучи страх, от страшного
грома храбрость, от буйного ветра быстрость"5. Залогом
неотвратимости исполнения заклинания может выступать
космическая пятерица -- "красное солнце и светлый месяц. белая
заря и светлая луна и частые звезды".
В народном мировоззрении небо вообще являлось одним из
синонимов Космоса. Именно такое разъяснение содержится и в
Словаре Владимира Даля: небо -- это бесконечное пространство,
"вся ширь и глубь Вселенной". Но не только в народном
миропредставлении -- в науке и в философии понятия "Космос",
"Вселенная", "Небо" на протяжении двух последних тысячелетий
употреблялись как идентичные. Самый знаменитый космологический
трактат древности, принадлежащий Аристотелю и породивший
необозримое количество подражаний и комментариев, -- называется
"О Небе". Здесь неоднократно повторяются дефиниции, вроде
следующей: "...Мы имеем обыкновение называть Небом [мировое]
Целое и Вселенную"6, а термины "Небо" и "Космос" используются
как синонимы.
В славянской мифологии небо как выражение космической
полноты и безбрежности олицетворял Бог Сварог (рис. 93)
-- одна из центральных фигур древнерусского пантеона. Его
происхождение теряется в глубине веков, однако этимологические
корни обнаруживаются в санскрите, где svar означает и
"небо", и "солнце", и "солнечный свет". От исходной корневой
Страницы: «« « 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |