|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » »» захоронениях, а также на предметах (керамика, украшения),
добытых при археологических раскопках в местах традиционного
обитания славян.
Солнце было не просто почитаемым Божеством. Оно входило
составной частью в родоплеменные отношения. Еще в XII веке
русские люди продолжали считать Солнце космическим членом
своего рода, именуя себя внуками Дажьбога, что нашло отражение
в "Слове о полку Игореве". Четыре князя -- участники похода --
именуются здесь просто "четыре Солнца". Те же представления
запечатлены в фольклоре. В сказке из сборника А.Н.Афанасьева
"Солнце, Месяц и Ворон Воронович" Солнце сватается к одной из
девушек и берет ее в жены, а тесть наведывается к зятю-Солнцу в
гости (родственные отношения также налицо). Посещают Солнце и
его небесный дворец и другие герои, как, например, в сказке о
Солнцевой сестре: "Подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой
сестрицы и закричал: "Солнце, Солнце! Отвори оконце". Солнцева
сестрица отворила окно и царевич вскочил в него вместе с
конем".
А русские дети еще в начале нынешнего века помнили
доставшееся им от пращуров древнее представление о родственных
узах человека и Солнца:
Дедушка-солнышко,
выгляни в окошечко, --
поется в бесхитростной детской песенке.
О стойкости древних космологических поверий
свидетельствуют этнографические исследования, проведенные в
конце прошлого века среди крестьян Тульской губернии на границе
с Мценским уездом Орловской губернии. По общему мнению, Солнце
-- женское лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном из
звезд (по другой версии -- летает на собственных крыльях).
Одежда его разноцветная и вся усыпана звездами. На ночь Солнце
уходит в свой дом, где у него есть мать, братья и сестры. Они
сменяют Солнце при обходе неба, так как имеют такую же
огненно-световую природу. Солнце, как женское лицо, ночью
ездить боится, поэтому его сменяет братец-месяц. Если ночью все
люди спали и везде было смирно, то утром Солнце взойдет
радостное, веселое -- и день будет хороший. Если же народ вел
себя ночью несмирно, то солнце встанет пасмурное и днем будет
плохая погода. (Здесь в наивной форме народного космизма
содержится представление о взаимообусловленности состояния
солнечной активности и поведения людей.) Некоторые утверждают,
что Солнце не летает, а ездит на огромном коне, от которого
происходят свет и теплота19.
Одно из древнеиндийских имен Солнечного Божества --
Савитар (savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало в
качестве животворящей силы, творящей законы, которым
подчиняются все живые существа. В конечном счете путем
метаморфоз звучаний и смыслов образовалось русское слово
"сивый", означающее "сияющий", "ясный" (эквивалентом русского
"ясного сокола" в сербском фольклоре выступает "сивый (сияющий)
сокол с золотыми перьями"). У славян известна была также Богиня
Сива, однако каких-либо развернутых сведений о ней не
сохранилось. Одни знатоки мифологии отождествляют ее с Богиней
Живой20, другие (исходя из смысла "седая", "белая") -- с
Селеной-Луной. С именами древнеиндийского бога Солнца Савитара
и древнеславянской Богини Сивы (Севы), по всей вероятности, так
или иначе связано и название части света -- Север. Если так, то
данный факт служит лишним подтверждением теории Тилака о
полярном происхождении индоарийских народов и полярной родине
Вед. Имя Сива с учетом его смысловой нагрузки является также
составной частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки.
Наиболее приемлемой, хотя и достаточно неожиданной
представляется версия, согласно которой имя Сивы этимологически
связано с именем знаменитого индуистского Божества -- Шивы21,
происходит от него по смыслу и функциям. Санскритское слово
зiva (Шива) имеет следующие смысловые значения:
"дружественный", "добрый", "благосклонный", "целебный", а также
означает "благо" и "счастье". Следовательно, все эти
лексические значения по определению, так сказать, должны были
быть экстраполированы на функциональные особенности славянского
Божества -- Сивы. Однако и собственные неповторимые качества,
выражающие единство созидательных и разрушительных сил в
универсуме и воплощение космической энергии, -- неизбежно
должны были наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этот
не мог не быть диалектически противоречивым и в силу
происхождения самого образа Шивы, его истоки уходят в
доарийские времена и верования коренных народов Индостана,
создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен,
которые поглотили культуру своих предшественников и
заимствовали из нее множество образов и идей. Впрочем, если
исходить из теории общего происхождения языков и культуры
народов мира, -- соприкосновение мифологий и идеологий
существовало задолго до того, как протоиндоевропейские народы
пришли в движение и распространились по всей Евразии. Так что
вопрос о том, что первично и что вторично в мифологии, остается
открытым. Косвенным подтверждением связанного являются имена
верховных Божеств у других народов: урартский Бог Солнца
iwini, хеттский Бог iu-nu и др.
Другие ведийские Боги также не исчезли бесследно из памяти
русского народа, сохраняясь в словах, несущих подчас иную
смысловую нагрузку, но тем не менее указывающих на древнейший
первоначальный смысл. Во вводной части уже говорилось об
этимологическом и семантическом родстве слов и понятий Вишну и
(Все)вышний. Аналогичным образом имя еще одного великого Бога
индоариев Индры сохранилось в русском фольклоре в форме
фантастического Индрик-зверя -- согласно Голубиной книге он
"всем зверям отец".
Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |