Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

захоронениях,  а  также  на  предметах  (керамика,  украшения),
добытых  при  археологических  раскопках в местах традиционного
обитания славян.
     Солнце было не просто почитаемым  Божеством.  Оно  входило
составной  частью  в  родоплеменные  отношения.  Еще в XII веке
русские  люди  продолжали  считать  Солнце  космическим  членом
своего  рода, именуя себя внуками Дажьбога, что нашло отражение
в "Слове о полку Игореве". Четыре князя -- участники похода  --
именуются  здесь  просто  "четыре  Солнца". Те же представления
запечатлены в фольклоре. В сказке  из  сборника  А.Н.Афанасьева
"Солнце,  Месяц  и Ворон Воронович" Солнце сватается к одной из
девушек и берет ее в жены, а тесть наведывается к зятю-Солнцу в
гости (родственные отношения также налицо). Посещают  Солнце  и
его  небесный  дворец и другие герои, как, например, в сказке о
Солнцевой сестре: "Подскакал Иван-царевич к  теремам  Солнцевой
сестрицы  и закричал: "Солнце, Солнце! Отвори оконце". Солнцева
сестрица отворила окно  и  царевич  вскочил  в  него  вместе  с
конем".
     А  русские  дети  еще  в  начале  нынешнего  века  помнили
доставшееся им от пращуров древнее представление о  родственных
узах человека и Солнца:

     Дедушка-солнышко,
     выгляни в окошечко, --

     поется в бесхитростной детской песенке.

     О     стойкости     древних     космологических    поверий
свидетельствуют  этнографические  исследования,  проведенные  в
конце прошлого века среди крестьян Тульской губернии на границе
с  Мценским уездом Орловской губернии. По общему мнению, Солнце
-- женское лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном  из
звезд  (по  другой  версии  --  летает на собственных крыльях).
Одежда его разноцветная и вся усыпана звездами. На ночь  Солнце
уходит  в  свой дом, где у него есть мать, братья и сестры. Они
сменяют  Солнце  при  обходе  неба,  так  как  имеют  такую  же
огненно-световую  природу.  Солнце,  как  женское  лицо,  ночью
ездить боится, поэтому его сменяет братец-месяц. Если ночью все
люди спали  и  везде  было  смирно,  то  утром  Солнце  взойдет
радостное,  веселое  -- и день будет хороший. Если же народ вел
себя ночью несмирно, то солнце встанет пасмурное и  днем  будет
плохая  погода.  (Здесь  в  наивной  форме  народного  космизма
содержится  представление  о  взаимообусловленности   состояния
солнечной  активности и поведения людей.) Некоторые утверждают,
что Солнце не летает, а ездит на  огромном  коне,  от  которого
происходят свет и теплота19.
     Одно   из  древнеиндийских  имен  Солнечного  Божества  --
Савитар (savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало  в
качестве    животворящей   силы,   творящей   законы,   которым
подчиняются  все  живые  существа.  В  конечном   счете   путем
метаморфоз   звучаний  и  смыслов  образовалось  русское  слово
"сивый", означающее "сияющий", "ясный"  (эквивалентом  русского
"ясного сокола" в сербском фольклоре выступает "сивый (сияющий)
сокол с золотыми перьями"). У славян известна была также Богиня
Сива,   однако   каких-либо   развернутых  сведений  о  ней  не
сохранилось. Одни знатоки мифологии отождествляют ее с  Богиней
Живой20,  другие  (исходя  из  смысла  "седая",  "белая")  -- с
Селеной-Луной. С именами древнеиндийского бога Солнца  Савитара
и древнеславянской Богини Сивы (Севы), по всей вероятности, так
или иначе связано и название части света -- Север. Если так, то
данный  факт  служит  лишним  подтверждением  теории  Тилака  о
полярном происхождении индоарийских народов и  полярной  родине
Вед.  Имя  Сива  с учетом его смысловой нагрузки является также
составной частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки.
     Наиболее  приемлемой,  хотя   и   достаточно   неожиданной
представляется версия, согласно которой имя Сивы этимологически
связано  с  именем знаменитого индуистского Божества -- Шивы21,
происходит от него по смыслу  и  функциям.  Санскритское  слово
зiva   (Шива)   имеет   следующие   смысловые  значения:
"дружественный", "добрый", "благосклонный", "целебный", а также
означает  "благо"   и   "счастье".   Следовательно,   все   эти
лексические  значения  по определению, так сказать, должны были
быть экстраполированы на функциональные особенности славянского
Божества -- Сивы. Однако и собственные  неповторимые  качества,
выражающие   единство  созидательных  и  разрушительных  сил  в
универсуме  и  воплощение  космической  энергии,  --  неизбежно
должны  были  наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этот
не  мог  не  быть  диалектически  противоречивым   и   в   силу
происхождения   самого   образа   Шивы,  его  истоки  уходят  в
доарийские времена  и  верования  коренных  народов  Индостана,
создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен,
которые    поглотили    культуру   своих   предшественников   и
заимствовали из нее множество образов  и  идей.  Впрочем,  если
исходить  из  теории  общего  происхождения  языков  и культуры
народов  мира,  --  соприкосновение   мифологий   и   идеологий
существовало  задолго  до того, как протоиндоевропейские народы
пришли в движение и распространились по всей Евразии.  Так  что
вопрос о том, что первично и что вторично в мифологии, остается
открытым.  Косвенным  подтверждением  связанного являются имена
верховных  Божеств  у  других  народов:  урартский  Бог  Солнца
iwini, хеттский Бог iu-nu и др.
     Другие ведийские Боги также не исчезли бесследно из памяти
русского  народа,  сохраняясь  в  словах,  несущих  подчас иную
смысловую нагрузку, но тем не менее указывающих  на  древнейший
первоначальный  смысл.  Во  вводной  части  уже  говорилось  об
этимологическом и семантическом родстве слов и понятий Вишну  и
(Все)вышний.  Аналогичным  образом имя еще одного великого Бога
индоариев  Индры  сохранилось  в  русском  фольклоре  в   форме
фантастического  Индрик-зверя  --  согласно  Голубиной книге он
"всем зверям отец".

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси