|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 » »» день). Однако второе имя -- Купало (рис. 103) --
никакого отношения к христианству не имеет. В имени Купало --
два пласта: более поздний, связанный с водной стихией и словом
"купать(ся)", и более древний, первичный, связанный с
огненно-световой стихией и словом "купава", что означает "белый
(цветок)", а "белый" в древнерусском представлении -- синоним
света.
В восточноевропейских средневековых документах,
относящихся к запретам празднования Иванова (Янова) дня у чехов
и словаков есть прямые указания на то, что почитание огня и
костров неотделимо от культа общеславянского бога Световита
(Свановита)27, о котором уже говорилось.
С Мореною-смертью, с Мореною-мороком (ночью) связаны и
светлые солнечные праздники встречи Весны. Здесь ненавистнице
жизни также уготавливается сжигание. В весенних календарных
обрядах Морена выступает еще в одном своем смертоносном обличии
-- в виде зимы, мороза. Древнерусская форма слова "мороз" --
"мразъ", от него более широкое понятие -- "мразь" -- не только
в смысле "мерзости" -- слово того же корня -- но и в смысле
природно-погодной характеристики (ср. "изморозь", "моросить").
Сжигание Морены в виде соломенного чучела происходило и на
Масленицу. Древние языческие корни этого буйного и веселого
праздника не только в огненном действе, но и в массовом
поедании блинов, символизировавших Солнце: тем самым кажный
человек как бы приобщает себя к солярной природе, часть которой
он просто-таки физическим образом растворял в себе. Во время
огненных действ существовал также обычай (неповсеместный)
катать зажженные колеса, которые также символизировали горящее
Солнце.
Соломенные и деревянные чучела, олицетворяющие древних
славянорусских Богов, сжигались и в процессе других народных
праздников. К наиболее известным относятся праздники Костромы
(женское воплощение плодородия) и Ярилы (мужское воплощение
плодородия). Оба праздника связаны с весенним пробуждением,
летней победой Солнца и света над зимним холодом и мраком, с
животворящими процессами в природе. Как и в купальских
празднествах, огонь играет здесь центральную роль. Имя
Кострома вроде бы само указывает на свое происхождение
-- Костровая (мать?), хотя в самом обряде чучело Костромы чаще
всего топится в реке или разрывается на части.
Итак, космическая сущность огня в представлении народа
была связана с его неотделимостью от света и Солнца, молнии и
звезд. Огонь -- источник тепла, которое помогает победить зиму
и знаменует приход весны и лета. Но тепло как неотъемлемый
атрибут огня -- одновременно и животворящая сила (без тепла и
семя не прорастает, и птенцы из яиц не появляются). В огненном
горниле плавился металл, обжигались посуда и кирпичи. Огонь
очищал от болезней и порчи. И главное, огонь -- помощник в
выпечке хлеба и приготовлении пищи. Эта жизненно важная функция
огня тесно переплеталась с его космической предопределенностью
в форме вечности. "Вечный огонь" столь же древнее понятие, как
и сам человек разумный. Помимо священнодействия и магического
обряда -- получения "живого огня" существовала строго
соблюдаемая традиция поддерживать и сохранять огонь -- в
пещере, в очаге, в печи. Это таинственное качество
воспреемственности и непрерывного возрождения порождало
представление о бессмертии самого огня, о его вечности.
Субстанция огня представлялась неуничтожимой, одной и той же на
фоне постоянно меняющейся природы. Огонь и вечность стали
синонимичными понятиями. А вечность -- это лик Космоса.
Есть в преданиях русской старины еще один загадочный
световой образ, имеющий явно космическую причастность --
Бел-горюч камень. Первоначальный смысл слова "Бел-горюч"
-- сияюще-горящий или светоогненный. Но огненносветовой
природой не ограничиваются особенности этого чудо-камня, он еще
и средоточие всех сил небесных (читай -- космических, тем более
что в одном из вариантов Голубиной книги так и сказано: он
связан со всей Вселенной). В Голубиной книге, как и в других
источниках, Бел-горюч камень имеет собственное имя -- Алатырь и
назван отцом всех камней:
Белый латырь-камень всем камням отец,
Почему же он всем камням отец?
С-под камешка, с-под белого латыря
Потекли реки, реки быстрые,
По всей земле, по всей вселенную,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.
Народ хорошо знал об этом неземном всесилии огненного
Бел-камня, дающего могучую силу, излечивающего от всех
болезней, кормящего и поящего. Существовало поверие, что можно
перенять эту чудодейственную силу, приобщиться к вселенскому
источнику энергии с помощью особых заклинаний. Сохранился
вариант одного из таких заклинаний: "На море-окияне лежит
бел-алатръ камень, а на камне сила небесная. Пойду я поближе,
поклонюсь пониже: силы небесные! пошлите свою помощь и силу на
наш скот -- милый живот -- в чистое поле, в зеленые луга, в
темные леса".
А.Н.Афанасьев, который приводит текст заговора (а также
вариант из Голубиной книги) во 2-м томе "Поэтических воззрений
славян на природу", считает слово "Алатырь" хотя и древним, но
не поддающимся расшифровке. Между тем ключ к расшифровке
напрашивается сам собой. Имя алатырь созвучно с хорошо
известным ритуальным понятием "алтарь" и восходит к древнейшей
эпохе, когда камни играли роль жертвенников. Автор
самостоятельно пришел к данному выводу, однако при подготовке
данного издания с удовлетворением обнаружил, что аналогичная
идея была выдвинута задолго до него, еще в конце прошлого века
академиком Веселовским (см.: Веселовский А.Н. Разыскания в
Страницы: «« « 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |