Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 84   85   86   87   88   89   90   91   92  93   94   95   96   97   98   99   100   101   102  » »»

представлений. Так,  о  Солнце  говорили:  "По  заре  зарянской
катится  шар вертлянский -- никому его не обойти, не объехать".
Сохранился также текст заговора, с которым нагая бабка  обносит
нагого  младенца  вокруг  бани.  "Заря,  зарина,  заря скорина,
возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные".  По
народным  повериям, жизнь ребенка с момента рождения зависит от
животворящей силы зари.
     У восточных славян и русских  Утренняя  Заря,  прогонявшая
Ночь,  считалась  Девой-воительницей,  Победительницей  Тьмы  и
одновременно -- Матерью Солнца, которое  она  в  прямом  смысле
рожала  каждый божий день, подобно тому, как птица сносит яйцо.
Такое представление восходит к  самым  глубинам  протоарийского
мировоззрения,  впоследствии расщепившегося на самостоятельные,
но  во  многом  перекрещивающиеся  индоевропейские   мифологии.
Рудиментами    первичного   миросозерцания   (в   Ригведе   оно
представлено концентрированно в виде Богини  Утренней  Зари  --
Ушас)   можно  считать  такие  русские  сказочные  образы,  как
Ненаглядная  Красота,  Марья  Моревна,   Царь-Девица,   которые
первоначально,  как  доказал  А.Н.Афанасьев,  были тождественны
Богине Утренней Зари.
     В  фольклоре  сохранились  и  другие  осколки   древнейшей
общеиндоевропейской мифологемы: Заря -- мать, Солнце -- сын или
дочь.  "Без  утренней  зорюшки  солнышко не взойдет", -- гласит
пословица. В Архангельской губернии записан заговор, обращенный
к ночному небу и утренней заре: "Заря-зорница, красная  девица,
сама  мати  и  царица, светел месяц, часты звезды... Среди ночи
приди ко мне хоть красной  девицей,  хоть  матерью-царицей".  В
новгородской   Хлудовской   псалтири   конца   XIII  века  есть
миниатюра: огнеобразная дева несет в руках Солнце, имя ее,  как
гласит подпись, "Зоря утрьняя"34.
     Представление  о  жизнедарящей  роли  зари  уходит  своими
корнями  в  самые  глубины  протоиндоевропейских  верований.  В
Ригведе  собрано  около  20 гимнов, посвященных Богине утренней
зари Ушас -- создательнице света, воспламеняющей своими  лучами
Небо,    своего    отца,   с   которым   Богиня   находится   в
кровосмесительном браке (слияние зари и неба воспринималось как
акт совокупления). Ушас олицетворяет вечный свет, который  был,
есть и будет и если исчезает ночью, то на время; Ушас -- гарант
его  неизбежного  возрождения  (в  этом  смысле  в  Ригведе она
именуется "знаменем бессмертия").
     Отзвук  имен  светозарных  Божеств  слышится  в  культурах
разных  эпох  и  народов:  пророк  Заратуштра (греч. Зороастр);
женские восточные имена -- Зара, Зарема, Зарина.  Были  попытки
сблизить  с общеиндоевропейскими корнями "зор -- зар" (ср. укр.
зирка -- заря) имя древнеегипетского  бога  Осириса  (Озириса),
истолкованного   как   Зарид,   т.е.  Озаренный  или  Осиянный.
Взаимодействие  между  индоевропейской   и   семитско-хамитской
культурами  и  мифологиями  на  разных  отрезках  исторического
развития бесспорно.  Бесспорны  также  древние  контакты  между
этносами. Так, статуэтка Осириса была найдена в Томской области
(а  статуэтка  Амона  --  в  Пермской  области)35. Что касается
генеологической связи, то следует отталкиваться  от  подлинного
древнеегипетского  звучания  имени  бога Осириса. В европейские
языки  вошел  его  древнегреческий   эквивалент,   который   на
древнеегипетском языке прочитывается как Усир (это при том, что
в древнеегипетском письме гласные звуки отсутствуют).
     Если  сближать  смысловое значение Осириса с озаренностью,
то тогда  напрашиваются  и  некоторые  фонетические  параллели:
древнеегипетское  имя  Усир  созвучно с древнеиндийским Ушас, а
последнее приводит к русскому "ужас", что  объяснимо  только  в
том случае, если исходить из общеизвестных функций Бога Осириса
как  владыки Царства мертвых, царя Преисподней и главного судии
на Страшном суде. Все становится на свои места, если вспомнить,
что зори бывают как утренние, так и вечерние:  первые  приносят
нарождение  дневного  света,  а  последние -- его смерть. Можно
подобрать  еще  одно   объяснение   тому   на   первый   взгляд
необъяснимому  факту,  почему  имя Богини Утренней Зари -- Ушас
превратилось в русский "ужас": это -- инцест (кровосмесительный
брак) дочери с отцом -- ужасное и  преступное  прелюбодеяние  с
точки зрения развитых родовых отношений.
     Космическую  сущность любви, о чем писали многие мыслители
Запада и Востока, -- в лапидарной форме выразил Данте: "Любовь,
что движет солнце и светила". В русском народном  мировоззрении
(как  и  в  мировоззрении  других  народов) обнаруживается иной
аспект данной темы: сам человек оказывается сыном  или  дочерью
небесных  светил,  тем самым образуя с ними небесно-космическую
семью.
     Впечатляющим  носителем  жизнетворящего   начала   природы
выступает  хорошо известный древнерусский и общеславянс-кий Бог
-- Ярило (рис. 116), олицетворяв-ший мужское естество  и
весеннее   плодородие.   Имя   Ярилы,   воплощавшего   яростное
детородное  (сексуальное)  начало,  одновременно  сливалось   с
понятием "яркий", "яр", "яровой" (весенний). В конечном счете и
сам   Бог   и   его  имя  восходит  к  гиперборейским  временам
общеиндоевропейской этнической нерасчлененности и  сопряжено  с
именем  и  функциями  Бога  Гермеса  ("ярого месяца", о чем уже
говорилось в предыдущей главе).
     Весенний праздник Ярилы, доживший до ХХ  века  и  детально
описанный   этнографами,   по   существу   являлся  исторически
трансформированным  на  славянской  почве   хорошо   известного
дионисийского  культа  с непристойным органистическим действом.
Аналогичным образом непременным атрибутом  русского  Ярилы  был
подчеркнут   большой   фаллос,  сделанный  из  полена,  а  само
празднество завершалось имитацией полового акта. В данной форме
он  является  отголоском  тех   далеких   древнеиндоевропейских
верований,  в соответствии с которыми для достижения плодородия
и получения высокого урожая требовалось  оплодотворить  женщину
на вспаханном поле.
     Несмотря  на  подчеркнуто  непристойный  характер,  Ярилин
праздник отмечался в России повсеместно еще в начале  ХХ  века,

Страницы: «« « 84   85   86   87   88   89   90   91   92  93   94   95   96   97   98   99   100   101   102  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси