|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» материнского начала претерпела изменения. Была канонизирована,
к примеру, многогрудость, что нашло свое законченное воплощение
в классическом образе Артемиды Эфесской (рис. 113).
Важным для понимания жизнетворящих функций Бога Рода и
рожаниц является истолкование космогонических мифов -- и в
частности индоевропейских -- как обобщенного опыта половой
жизни, процесса зачатия и родов. С этой точки зрения космогония
вообще сродни эмбриогонии, поэтому каждый человек носит в себе
подсознательные сведения о собственной эмбриональной жизни,
появлении на свет в процессе родов, а космогонический миф дает
людям возможность косвенным образом снова пережить -- через
макроскопическую проекцию -- свое прошлое внутриутробное
состояние и соответствующие ощущения30.
Перенос на Космос выводов из житейского сексуального опыта
-- это лишь одна сторона проблемы. Вторая же состоит в том, что
в космическо-небесных силах видели и первоисточник сексуальной
энергии -- мужской и женской. В наибольшей степени данный
аспект был развит в тайных оргиастических мистериях и ритуалах,
а впоследствии получил отражение в многочисленных трактатах о
любви -- китайских, индийских, японских, арабских и т.п. По
канонам христианским половая любовь всегда считалась чем-то
греховным, требующим очищения и жесткой регламентации. Однако в
народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви
и властей, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные,
главным образом -- небесные силы, которые якобы и обусловливали
всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном,
так и в отрицательном направлении. Александр Блок, написавший о
поэзии русских заговоров и заклинаний главу для "Истории
русской литературы", называл это постоянным ощущением древней
души любовного единения с природой31.
В народном сознании таинственная и правящая всем миром
сила -- могучая и которой "нет конца" -- связывалась в основном
с понятным каждому образом огня (пламени), его качествами и
производимыми им действиями: "ажги ты, сила могучая, ее кровь
горючую, ее сердце кипучее на любовь к полюбовному молодцу".
Стихия огня, скрывающая в себе все потенции любви, теснейшим
образом сопрягается с силами небесными. "Зажечь горячую кровь и
ретивое сердце", чтоб кипели они да горели, можно лишь встав
"под утреннюю зорю, под красное солнце, под млад месяц, под
частые ярые звезды". (При этом поминается и древняя Прародина
мировых цивилизаций с полярной горой Меру посреди Вселенной:
"Под частыми ярыми звездами стоит гора белокаменна..."32
В представлении многих народов Небо -- не только часть или
полное выражение Космоса, но и активная сторона
космогонического или теогонического процесса. В большинстве
древних культур Небо имело мужское обличие (редкое исключение
-- древнеегипетская мифология, где Небо -- Нут -- женского
рода), оно наделялось мужской потенцией и представлялось с ясно
выраженной мужской атрибутикой. В связи с распространенными
сказаниями о браке Земли и Неба Млечный путь представлялся
фаллосом Небесного Бога. Так, древние греки полагали, что
Млечный путь -- гигантский фаллос Бога Урана. Отголоском
общеарийских воззрений может служить русская народная сказка из
сборника "Русских заветных сказок" А.Н.Афанасьева о волшебном
кольце, благодаря которому фаллос героя вытягивается на семь
верст и достигает неба33. Аналогичные мотивы обнаруживаются в
символике погребальных курганов, где наряду с отдельными
небесными светилами воспроизводится весь Млечный путь в виде
гигантского детородного члена (рис. 114).
Впрочем, имеются и другие объяснения и соответственно
народные наименования Млечного пути. У индоевропейских народов
со времени, зафиксированного в Гомеровой "Одиссее", небесная
река из звезд именуется Повозкой (или Возом, или Телегой).
Названий Млечного пути множество и у каждого народа -- самые
разные, только в польском языке их зафиксировано около сотни. У
северных народов Млечный путь -- Лось, хотя у финно-угорских
суоми, карелов, мордовцев, марийцев, коми, удмуртов, манси --
это Путь Птиц (Путь Диких Гусей, Журавлиная Дорога). У
некоторых славянских народов Млечный путь именовался точно так
же: Гусиная (Журавлиная) дорога. Тюрки, арабы, иранцы, армяне,
албанцы, венгры и балканские славяне именовали Млечный путь --
Дорогой, устланной соломой, тунгусские народы -- Лыжным следом,
чукчи и коряки -- Пыльной рекой; корейцы -- Серебряной рекой;
китайцы, японцы, вьетнамцы -- Небесной рекой и т.д.
Укоренившееся в современном русском языке и обиходе
название Млечного пути несомненно сопряжено с древними
мифологическими представлениями о сказочной Молочной реке или
благословенной стране, где текут молочные реки (Беловодье).
Интерес Голубиной книги к вопросу о происхождении утренней
и вечерней зари обусловлен тем, что в общеарийской
мифологической традиции зори представлялись плодом соития Неба
и Земли (сама заря, то есть покраснение неба, воочию
демонстрировала такой процесс соития).
В славянской и всей индоевропейской культуре особенно
развит и распространен был культ утренней Зари (рис.
115), предвозвестницы дневного света (рассвет). По
древнеиндийской традиции Утренняя заря (богиня Ушас) -- дочь
неба. В славянском фольклоре утренняя заря зовется Оком (или
окном) Божьим. "Зори утренни от очей Господних", --
подтверждает Голубиная книга. Отсюда понятна однокоренная
родственность слов "заря-зори" с лексическим гнездом: "взор";
"зоркий"; "зрак", "зреть", "позор", "зариться". Иначе: слова,
означающие небесный или огненный свет (ср.: "зарево"),
родственны словам со смыслом "видеть-глаз".
В русском языке и народно-поэтических воззрениях понятия
"зари-зорьки" относятся к числу наиболее стойких и
укоренившихся: от ласкательного эпитета "зоренька ясная" и
сказочных имен Заря-богатырь, Иван-Зорькин (ср. также кличку
животных -- Зорька) до древнейших присловий и заговоров.
Владимир Даль приводит пример подобных народных
Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |