Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»

области русского духовного стиха, статья III: Алатырь в местных
преданиях  Палестины  и  легенды  о  Грале.  СПб., 1881. С.25).
Впрочем,  высказывалось  и  резко   отрицательное   мнение:   о
фонетической невозможности происхождения названия камня Алатыря
из  слова  "олътарь"  (см.:  Бодуэн  де  Куртенэ -- Фасмер Ц.И.
Камень латырь и город  Алатырь//  Известия  Отделения  языка  и
словесности   Академии   наук.   1914.   Т.XIX.  Кн.2).  Однако
возражения основываются  на  традиционных  ползуче-эмпирических
методах анализа индоевропейских и околоиндоевропейских языковых
связей  без  учета  возможности макроэтимологического анализа и
вскрытия  глубинных  языковых  пластов,  таких,  например,  как
взаимосвязь  между  корнями  "лат"  --  "лад"  -- "лед". В этом
смысле  слово  Алатырь  напрямую  связано  с  исконно  народным
космическим  понятием  Лад.  Само  понятие  "алтарь"  ни в коем
случае  не  является  позднехристианским,   а   имеет   древнее
происхождение,  корни  которого уходят в гиперборейские времена
(об этом, в  частности,  свидетельствует  однозначная  привязка
Алатырь-камня   к   легендарному   острову  Буяну  --  смутному
воспоминанию о гиперборейской прародине). Священный  камень  не
терпел  глумления: как известно, былинный удалец Васька Буслаев
поплатился за неуважение к святыне: решил перескочить через нее
не передом, а задом  --  "да  расколол  свою  буйную  голову  и
остался лежать тут до веку".
     С   небесно-огненно-световой   стихией   связаны  еще  два
древнерусских Божества -- Перун (рис. 104) и  Стрибог
(рис.   105).  Оба  знамениты  необычайно:  первый  --  как
наиболее упоминаемый (и  проклинаемый)  в  дошедших  письменных
источниках;  второй  --  по  поэтическим строкам "Слова о полку
Игореве" о ветрах, Стрибожьих внуках, что веют с моря  стрелами
на  храбрые  полки Игоревы. Отсюда делался поспешный вывод, что
Стрибог --  он  и  есть  Бог  Ветра.  Однако  "Слово"  не  дает
оснований  для  такого  прямолинейного  заключения.  Безымянный
автор именует Ветры  внуками  Стрибога,  то  есть  он  является
только  прародителем,  хотя  и  связан  с  буревой  и молниевой
стихией.
     Настоящий  же  Бог  грозы,  грома  и  молнии   --   Перун,
классический  Бог-громовник,  русский аналог Зевса-громовержца.
Как верховное Божество дохристианской Киевской  и  Новгородской
Руси  Перун  считался  также  покровителем князя и его дружины,
принимая на себя одновременно и функции Бога войны.
     Не стоит тешиться заблуждением, что  вера  в  Перуна  сама
собой  сошла  на  "нет" после того, как Владимир Святой повелел
разрушить все языческие святилища, а деревянное изваяние Перуна
бросить в Днепр. Еще в XIV  веке  священнослужители  продолжали
жаловаться:  "Но  и  ныне  по сукраинам молятся ему, проклятому
Богу Перуну"28. А у болгар почитался и в XVIII веке:  во  время
засухи  для  вызывания  дождя  практиковалось  некое  языческое
действо с ряжением молодежи  и  хождение  по  домам  с  пением,
прославляющим  Перуна  в  надежде,  что  он  как владыка грозы,
молнии и  грома  ниспошлет  на  страждущую  землю  долгожданный
дождь.
     Бог  войны  известен  в  древнеславянском  пантеоне  и под
другими именами, упомянутыми различными латинскими авторами.  У
некоторых  славян  (оборитов,  моравцев,  словаков)  это был, к
примеру, Радегаст (рис. 106), и по внешнему  виду  и  по
своему  прямому  назначению  очень  близкий  Богу войны древних
германцев и скандинавов.
     Одним из верховных Божеств и родоначальников древнерусских
и древнеславянских Богов был Род -- прародитель  мира  и
человека,  Божество  всей  природы и плодородия. Он олицетворял
Космическую Жизнь во всем богатстве оттенков. Человеческий  род
ведет  свою  родословную  от  верховного  Божества -- Рода. Имя
владыки мира было настолько смыслозначимым,  что  по  сей  день
живет  в  русской речи. Как Бог Род породил все живое и неживое
во  Вселенной  и  саму  Вселенную,  так  слово  (корень)  "род"
породило целую семью однокоренных понятий, имеющих непреходящее
значение для русских людей: "родина", "природа", "народ", "род"
(семья,   племя,   династия),   "родня",   "родичи",  "порода",
"родник", "родить", "рожать", "урожай".
     Какого-либо  антропоморфного  изображения  бога  Рода   не
сохранилось.  Изображение  объектов  и их атрибутов, близких по
функциональному назначению к  функциям  древнеславянского  Бога
Рода,   возможно,   осталось   в   многочисленных  скульптурах,
мелкопластичных поделках и амулетах, в форме мужских и  женских
гениталий, имеющих непосредственное отношение к половой жизни и
продолжению  рода. Кроме того, Родом считалась некая внутренняя
духовная  и  генетическая  связь  между  близкими  и   дальними
родственниками.   Бог   Род   --  хранитель  родственных  уз  и
выразитель семейной любви и пламенного братства (рис. 107).  Он
же -- распорядитель Книги судеб, откуда поговорка: "Что на роду
(Родом) написано -- того не миновать никому!".
     Как  уже  говорилось, в процессе длительного исторического
развития общие в прошлом слова и корни подвергаются в различных
языках значительным  изменениям.  Сплошь  и  рядом  наблюдается
чередование  или  утрата  гласных  или согласных звуков. Однако
даже по прошествии многих  тысячелетий  в  языках  давным-давно
разделившихся  народов,  живущих  подчас  далеко друг от друга,
общая лексическая  основа  легко  узнаваема  --  особенно  если
выстраиваются    этимологические   цепочки   или   составляются
сравнительно-объединенные словеснокорневые гнезда. В этом легко
убедиться при этимологическом анализе имени  Род.  Обратимся  к
санскриту  и древнеиндийской мифологии. В прямом звучании здесь
нетрудно   обнаружить   близкие   по   смыслу   слова:   Родаси
(rуdas-i),  --  Богиня, олицетворяющая молнию (жена Бога
Рудры);  rуd-as  --  "небо  и  земля"   вместе   взятые;
roda -- "вопль" (от боли), ср.: "роды", сопровождающиеся
криком.
     Абсолютные    лексические   и   семантические   совпадения
обнаруживаются и при  обращении  к  древнегреческой  мифологии.
Разные  античные авторы по-разному сообщают о детях всесильного

Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси