Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»

владыки морей Посейдона, названных совершенно  по-русски:  дочь
Рода  --  от нереиды Амфитриты (Аполлодор 1, 4, 6) и сын Род --
от самой Афродиты (Диодор Сицилийский IV, 6). Для  эллинов  это
была  такая  давняя  давность, что они не помнили ничего, кроме
имен да некоторых важнейших генеологических связок.  Так,  Рода
стала  супругой  Бога Солнца Гелиоса и нарожала ему кучу детей,
да еще дала свое имя одному из самых  островов  Средиземноморья
-- Родосу.
     Но  нас-то  здесь  в  первую  очередь волнует другое: явно
досредиземноморское и абсолютно полное совпадение  эллинских  и
проторусских   Божеств,  поименованных  Родами.  Не  приходится
сомневаться, что их корни уходят в глубины общих этнокультурных
пластов. В таком случае к той же эпохе  следует  отнести  и  их
родителей  -- Посейдона, Афродиту, Амфитриту. Здесь воображение
способно разыграться необычайно. Но пора и ему дать успокоение.
     Другой  разительный  пример  --   вдохновитель   постройки
Вавилонской   башни  и  властитель  нерасчлененных  народов  --
Немврод. Так как в конечном счете он явился  виновником  утраты
этнической   однородности   и   единого   праязыка,   Данте   в
"Божественной комедии" обрек его на вечные муки  и  поместил  в
колодце  гигантов в 8-м круге Ада. Библия упоминает о нем очень
глухо  и  называет  Нимродом;  в  самом  сюжете  о  вавилонском
столпотворении  он вообще не присутствует. Агада (ветхозаветные
устные предания евреев)  сообщает,  что  Нимроду  достались  по
наследству  кожаные одежды Адама и Евы. Вообще же он был внуком
Ноя и сыном Хама. Самые  подробные  сведения  о  Немвроде  дает
Иосиф  Флавий  в "Иудейских древностях". В русских апокрифах он
звался еще короче -- Неврод. С точки зрения археологии языка  и
реконструкции смысла не может не вызвать интереса второй слог в
имени   ветхозаветного   патриарха,  понятный  без  перевода  и
объяснений. Вряд ли это случайное совпадение, на чем тотчас  же
начнут  настаивать  ученые  педанты.  Перед  нами  опять лишний
аргумент в пользу былой общности языков и культур.
     Фонетические   трансформации   в   процессе   развития   и
дифференциации  языков  привели к чередованию гласных "о", "а",
"у" и согласных  "д"  и  "т"  (какие  из  них  были  изначально
первичными, определить чрезвычайно сложно). В результате корень
"род"  превращался  в  новые  лексические основы "руд" и "рад",
последняя же фигурировала в форме "рат". В итоге получаем целый
набор  на  первый  взгляд  разрозненных,  но  на   самом   деле
взаимосвязанных  понятий.  Корень "руд" легко просматривается в
слове  "руда".  В  прошлом  оно  означало  "кровь"  ("От   чего
кровь-руда  наша?"  -- спрашивается в Голубиной книге). От него
образовались слова: "рдеть" ("краснеть") и "рдяный" ("алый"). В
санскрите  также  четко  просматривается   понятие   rudhira
("кровь"; "красный", "кровавый"). Но главное -- в ведийском
контеоне    действует    свирепый   бог   Рудра   --   носитель
разрушительного начала во Вселенной,  супруг  богини  Родаси  и
предтеча великого Шивы.
     Корень  "рад"  лежит  в  основе таких слов, как "радость",
"рада" ("совет"), "радетель"  (от  "радеть"  --  "заботиться"),
"радуга",  "радение"  ("страдание",  в  том числе "коллективное
религиозно-обрядовое действие"), "радуница" (древнейший  обычай
поминания  умерших на могилах). Сюда же примыкают древнерусские
имена  Радомысл,  Радогост,  Радим  (производное  от  Радимир).
Последний  явился  родоначальником  восточнославянского племени
радимичей.  Ср.   также:   наименование   древнего   литовского
княжеского  рода  --  Радзвиллы  и южнославянские женские имена
Рада, Радмила. Современное имя Родион греческого происхождения:
считается,  что  оно  ведет  свое  происхождение  от   названия
средиземноморского  острова  Родос;  но,  как  только  что было
продемонстрировано,   в   основе   этого   наименования   лежит
общеиндоевропейский   корень   "род"   --   как  и  в  названии
балканского  горного   массива   Родопы.   Из   древнегреческой
мифологии  известно также имя Радаманта -- сына Зевса и Европы,
самого справедливого из всех  людей.  Он  же  --  сопрестольник
Крона,  как  именует  его  Пиндар,  --  царствует  на  Островах
Блаженных,  "овеваемых  веяньями   Океана   (Ледовитого),   где
нескончаемо длится "золотой век".
     В  санскрите слова со значением "радости" находим в словах
с  глухим  согласным  звуком  на   конце   ("д"ъ"т"):   rata
("удовольствие",  "наслаждение");  rati  ("радость",
"наслаждение", "покой"); (Рати --  супруга  Бога  любви  Камы);
ratha  ("радость", "наслаждение"). Одновременно ratha
означает "воина (сражающегося на колеснице)",  "воителя"  и
"героя".  Это значит, что русские слова "рать" и "ратник" берут
начало отсюда и из общего для них и санскрита источника.
     Какие  же  выводы  следуют  из  краткого  этимологического
экскурса  и  исторических аналогий? Прежде всего обнаруживаются
мифологические пары противоположных по функциям Богов  Рудра  и
Родаси:  разрушительного  космического начала, с одной стороны;
Рати --  вместе  с  Камой  выражающая  радость  и  любовь,  как
вселенские  силы,  с другой стороны. Фонетические трансформации
общей лексической основы "руд"""род"""рад"""рат" и  стоящие  за
ней   значения  содержат  намек  на  древнейшее  миросозерцание
арийских и доарийских племен. Цепочка взаимосвязанных  понятий:
"небо  и земля"""рождение человека и родовые узы" -- главнейшие
из всех человеческих связей. Носителями всех названных  качеств
у  древних  индийцев  оказываются  генетически и этимологически
родственные боги: Рудра, Родаси, Рати.
     В  древнерусском  и  древнеславянском   пантеоне   находим
аналогичные  созвучные  имена  Богов со сходными или смещенными
функциями: Род и рожаницы -- женские ипостаси, Рода (при  общем
корне  "род"  в  результате чередования согласных "д" перешло в
"ж"). Более подробные сведения о  роли  рожаниц  сохранились  в
южнославянском  фольклоре.  Так,  по  сербским  верованиям,  за
судьбу ребенка отвечают четыре  рожаницы:  первая  --  Поренут,
охраняет  ребенка, пока он находится во чреве матери; вторая --
Злата Баба [интересно сопоставить ее с русской северной  Златой
Бабой   и   Златогоркой   Святогорова   былинного   цикла.   --

Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси