|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 » »» космического миропредставления слышатся в исконно народном
понятии "ясочка" -- звездочка.
Имелись и другие Божества, чьи светозарные функции ставят
их в один ряд Светобогов. Их соподчинение в настоящее время
установить трудно. Однако нетрудно доказать, что такие
древнерусские и общеславянские боги, как "Дый" (упоминается в
"Хождении Богородицы по мукам) и Див из "Слова о полку
Игореве", этимологически восходят к имени древнеиндийского Бога
неба Дьяуста (dy-aus -- "день", "сияющее дневное небо").
В древнерусских мифологических и фольклорных
представлениях известную роль играла такая женская ипостась
светлого Дня, как утренняя заря (и звезда -- одновременно),
Денница. Известно также понимание Денницы как падающей
звезды (именно звезды, поскольку представление, и тем более
правильное истолкование явления метеоритов, относится к более
позднему времени). Так, в сборнике XV века "О земном устроении"
имеется отдельная глава "О денницах", описывающая падающие
звезды, истолкованные как обломки небесного огня. Как и древнее
"солонь", образ Денницы характеризует космическое животворящее
начало, заключенное в свете, олицетворением которого выступает
брачная пара День и Денница (Свет околоземный и Свет
космический). Но скорее всего, если восходить к праславянским
общеарийским верованиям, все космические явления (включая
землю, воду, небо, огонь) можно представить как
самозарождающиеся из света. Вячеслав Иванов считал Денницу
мифологическим существом мужского рода и отождествлял его с
христианским и дохристианским Люцефером -- одной из ипостасей
Дьявола, однако дословно означавшем "Носитель света" (его
сотканную из противоречий суть искателя истины гениально
раскрыл Байрон в мистерии "Каин"). По Вяч. Иванову, Денница --
фосфорически светящийся дух -- первомятежник, внушающий
человеку гордую мечту богоравного бытия; это тот самый
"печальный демон -- дух изгнанья", который "сиял" Лермонтову
"волшебно-сладкой красотою"23.
В русском мировоззрении почитание женского космического
начала в форме Девы (рис. 100) имеет длительную историю:
от сказочных Птицедев до Пречистой Девы -- светлого и
светоносного Божества, впоследствии растворенного в культе
Богородицы -- хранительницы и покровительницы Руси, избравшей
Россию своим последним домом. Имя Дева не могло не быть в
центре мифологического и религиозного притяжения хотя бы
потому, что оно -- одно из древнейших и важнейших понятий
индоевропейской культуры. Как известно, в санскрите devб
означает "Бог", "жрец"; "владыка", "царь", а также:
"небесный", "божественный". Соответственно dev-i -- это
"Богиня".
Отголоски такого небесно-божественного смысла сохранились
в однокоренных словах и словосочетаниях "диво", "диво дивное".
Див -- одно из древнерусских мифологических существ,
действует как персонаж в "Слове о полку Игореве", предупреждая
русских воинов об опасности и одновременно предрекая беду.
Кроме того, в древнерусской мифологии было известно женское
божество -- Дива. Итак, Дева в широком смысле -- великий
охранительный и вдохновляющий символ русского народа. В
древнерусском миропредставлении в соответствии с
индоевропейской и общемировой традицией Пречистая Дева --
воплощение вселенского и солнечного света одновременно: "И
явилось на небе великое знамение -- жена, облеченная в солнце,
под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд"
(Откровение святого Иоанна Богослова, 12, 1).
Ближайшая стихия, родственная свету, -- огонь.
Элементарный опыт свидетельствует: свет бывает без огня, огонь
без света -- никогда. Следовательно, свет обладает некоторой
самостоятельной сущностью, хотя и предполагает обычно наличие
какого-либо источника; чаще всего им выступает огонь. Отсюда и
древние мифологические представления о космическом огне: он
тесно взаимосвязан с космическим светом, но не обязательно ему
предшествует. Иногда и тот и другой выступают как тождественные
начала. В позднейшем миропредставлении под влиянием
христианской эсхатологии космический огонь изменил объем и
содержание своего понятия: он переместился в преисподню и начал
носить в основном устрашающую функцию "геены огненной",
ожидающей грешников в аду.
Слово "огонь" ("огнь") родственно имени древнеиндийского
Бога огня Агни (agnн -- "огонь"). В Ригведе --
древнейшем своде обрядовой поэзии -- значительная часть гимнов
посвящена Богу огня -- Агни. Почему -- догадаться не трудно. В
нелегких и некомфортных условиях переселенческой жизни огонь
(особенно по ночам) оставался той рукотворной стихией, которая
давала тепло, свет, защиту от диких животных и жар для
приготовления пищи. Огонь же был и стихией, имевшей
нерукотворное происхождение (молнии и другие небесные явления,
лесные и степные пожары, вулканическая лава и т.д.). Ни в
первом, ни во втором случае не требовалось специальных
скульптурных или живописных изображений огня, поскольку он
всегда был рядом перед глазами. Лишь впоследствии, когда одно
из арийских племен завоевало Индостан, подчинив аборигенов и
создав в условиях оседлого образа жизни уникальную
древнеиндийскую культуру, -- появилась возможность и
необходимость воссоздавать образ Бога огня -- Агни в виде
скульптурных изваяний.
В древнерусском языке имеется еще одно название огня --
"крес". Корень сохранился в слове "кресало" (вышедшее из
употребления приспособление для добывания огня), а также в
серии понятий: "красный", "краса", "красивый", "красота",
"прекрасный", "краска". С существительным "крес" тесно
взаимосвязан глагол "кресать" или "кресить", означающий
одновременно: "высекать огонь" и "воскресать (оживать)".
"Игорева храброго полку не кресити", -- трагически заключает
безымянный автор "Слова о полку Игореве". Нетрудно истолковать
Страницы: «« « 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |