|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» Родных Богов...
Константин Бальмонт
Из дальних Сварога садов
Плывет пресветлый Бог богов!
Николай Клюев
Первобоги
В древнерусском мировоззрении, прямом наследнике
предшествующих эпох, впитавшем многие черты и образы
общечеловеческой культуры, существовало множество Божеств, с
именами которых связывался Космос, его устройство и
происхождение.
Во всех древних мифологиях таких Богов, как правило,
бывало несколько и каждый выполнял определенную функцию, и лишь
по деяниям их всех вместе можно было составить представление о
целостном мире во всех его проявлениях. Между Богами
существовала строгая иерархия. Однако чем дальше в глубь
времен, тем более размытой и противоречивой становится жесткая
субординация. На ранних стадиях Боги и богоподобные существа
нередко ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Именно в
результате такой смертельной войны появляются победившие и
поверженные или подчиненные Боги. В целом это отражало
тысячелетние перипетии родоплеменной и этнической борьбы,
которая получала конкретное отображение в борьбе идеологий в их
мифологической оболочке.
Само слово "Бог" древнейшего происхождения: исходный
корень легко обнаруживается в санскрите, где bha
означает: "звезда", "созвездие"; "светило", "солнце", а
bhбga -- "счастье", "благополучие"; "красота", "любовь".
Отсюда и русское слово "богатство" как выражение достояния и
счастья (в последующей интерпретации -- даруемых Богом). Отсюда
же такие старинные, вышедшие из употребления русские слова,
означающие "красоту", как "баса" -- "краса", "баской" --
"красивый". Первоначально древнеарийский корень bha
соединял в себе значение "света" и "речи". По разысканиям
крупнейшего русско-украинского языковеда и мифолога
Александра Афанасьевича Потебни (1835 -- 1891), именно
от древнеиндийской корневой основы bha в значении "речь"
произошли многие русские слова с корнем "ба": "баить" --
"говорить", "баюкать", "баюн", "бас" -- "низкий голос",
"басить", "басня", "басма" -- "заговор", "бахарь" -- "говорун",
"балагурить", "балагур". Кстати, само древнеиндийское слово
bhбga, от которого ведет родословную русское слово
"Бог", означает также "женские половые органы", а образованное
от него словосочетание "бхагаяджня" обозначает соответствующий
обряд и ритуальные церемонии, посвященные женским гениталиям,
что является несомненным отголоском матриархальных отношений,
древнейших верований и поклонения Великой Матери1.
Кого считать верховным Богом древних славян, а затем и
русских язычников? И был ли такой Бог? Введение христианства на
Руси полностью подорвало прежние тысячелетние верования и в
прямом физическом смысле уничтожило все материальные памятники
языческой старины. Восстанавливать их приходится путем
комплексной реконструкции, аналогий с родственными культурами,
опираясь на скупые свидетельства некоторых письменных
источников. Так, католические миссионеры оставили описания
дохристианских Божеств и обрядов балтийских славян,
впоследствии поголовно истребленных в ходе немецкой экспансии.
Характерно, что древнеславянские идолы по замыслу повторяли
известные трехголовые и многоглавые индуистские Божества (что
свидетельствует об общем источнике их происхождения).
Аналогичные идолы встречались и у древних германцев, в
частности у скандинавов.
Сохранилось несколько подобных свидетельств. Одно из них
-- знаменитое описание дохристианского славянского святилища на
острове Рюген близ побережья Балтийского моря -- приводит
И.Е.Забелин в Приложении к своему капитальному двухтомному
труду "История русской жизни с древнейших времен". Описание это
полностью приводится в книге Герхарда Меркатора --
"Космография", написанной в XVI и изданной в XVII веке. Забелин
придерживался точки зрения, не разделяемой ныне большинством
ученых, согласно которой Рюген (Ругия) -- это и есть древнее
Русия (чередование "г"ъ"з"ъ"с" здесь, как в средневековом
названии Риги -- Риза (Рыза). Вот лишь малый фрагмент из
обширного отрывка, переведенного на архаический русский язык:
"В том же граде три божнцы были наполнены идолов, а над всеми
начальнейший был Святывит; а иной идол был о седьми лицах на
единой главе; той опоясан седьмою сабли, а в левой руке имел
меч голой. Идол тот толст и высок и пригож, называли его Мартом
(Марсом)... Другой идол имел на главе пять лиц без сабель и без
меча, того называли Смирением... Третий идол имел на главе 4
лица, а пятое на персях; левою рукою держался за верх главы, на
правое колено приклякнул; того идола называли Богом царства
того; имя ему было Поренитум"2.
К несчастью, до наших дней не сохранилось ничего из этой
былой красоты и великолепия. Каменные изображения славянских
идолов, изредка находимые в земле, примитивны и невыразительны
(рис. 90) (быть может, они не имели вообще ритуального
назначения, а выполняли роль указательных, пограничных, межевых
или памятных знаков). Подлинные же изображения настоящих
русских, славянских, а также, кстати, германских и
скандинавских богов, до нас не дошли, так как были уничтожены
христианскими миссионерами. Кроме того, дерево, из которого они
были сделаны, весьма непрочный материал и сохраняется в течение
веков и тысячелетий только в особых условиях. Представление о
том, как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составить
по аналогии с пятиглавым индуистским Брахмой (см. рис. 38),
восседающим на лебеде, священной птице гиперборейцев. Своими
корнями он уходит в тот общий индоарийский источник, откуда
Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |