Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»

     Родных Богов...
                                  Константин Бальмонт
     Из дальних Сварога садов
     Плывет пресветлый Бог богов!
                                  Николай Клюев

     Первобоги

     В   древнерусском   мировоззрении,    прямом    наследнике
предшествующих   эпох,   впитавшем   многие   черты   и  образы
общечеловеческой культуры, существовало  множество  Божеств,  с
именами   которых   связывался   Космос,   его   устройство   и
происхождение.
     Во всех  древних  мифологиях  таких  Богов,  как  правило,
бывало несколько и каждый выполнял определенную функцию, и лишь
по  деяниям их всех вместе можно было составить представление о
целостном  мире  во  всех   его   проявлениях.   Между   Богами
существовала  строгая  иерархия.  Однако  чем  дальше  в  глубь
времен, тем более размытой и противоречивой становится  жесткая
субординация.  На  ранних  стадиях Боги и богоподобные существа
нередко ведут борьбу  не  на  жизнь,  а  на  смерть.  Именно  в
результате  такой  смертельной  войны  появляются  победившие и
поверженные  или  подчиненные  Боги.  В  целом   это   отражало
тысячелетние   перипетии  родоплеменной  и  этнической  борьбы,
которая получала конкретное отображение в борьбе идеологий в их
мифологической оболочке.
     Само  слово  "Бог"  древнейшего  происхождения:   исходный
корень   легко   обнаруживается   в   санскрите,   где   bha
означает: "звезда",  "созвездие";  "светило",  "солнце",  а
bhбga -- "счастье", "благополучие"; "красота", "любовь".
Отсюда  и  русское  слово "богатство" как выражение достояния и
счастья (в последующей интерпретации -- даруемых Богом). Отсюда
же такие старинные, вышедшие  из  употребления  русские  слова,
означающие  "красоту",  как  "баса"  --  "краса",  "баской"  --
"красивый".   Первоначально   древнеарийский   корень    bha
соединял  в  себе значение "света" и "речи". По разысканиям
крупнейшего    русско-украинского    языковеда    и    мифолога
Александра  Афанасьевича  Потебни (1835 -- 1891), именно
от древнеиндийской корневой основы bha в значении "речь"
произошли многие  русские  слова  с  корнем  "ба":  "баить"  --
"говорить",   "баюкать",   "баюн",  "бас"  --  "низкий  голос",
"басить", "басня", "басма" -- "заговор", "бахарь" -- "говорун",
"балагурить", "балагур".  Кстати,  само  древнеиндийское  слово
bhбga,  от  которого  ведет  родословную  русское  слово
"Бог", означает также "женские половые органы", а  образованное
от  него словосочетание "бхагаяджня" обозначает соответствующий
обряд и ритуальные церемонии, посвященные  женским  гениталиям,
что  является  несомненным отголоском матриархальных отношений,
древнейших верований и поклонения Великой Матери1.
     Кого считать верховным Богом древних  славян,  а  затем  и
русских язычников? И был ли такой Бог? Введение христианства на
Руси  полностью  подорвало  прежние  тысячелетние верования и в
прямом физическом смысле уничтожило все материальные  памятники
языческой   старины.   Восстанавливать   их   приходится  путем
комплексной реконструкции, аналогий с родственными  культурами,
опираясь   на   скупые   свидетельства   некоторых   письменных
источников.  Так,  католические  миссионеры  оставили  описания
дохристианских    Божеств    и   обрядов   балтийских   славян,
впоследствии поголовно истребленных в ходе немецкой  экспансии.
Характерно,  что  древнеславянские  идолы  по замыслу повторяли
известные трехголовые и многоглавые индуистские  Божества  (что
свидетельствует   об   общем   источнике   их   происхождения).
Аналогичные  идолы  встречались  и  у  древних   германцев,   в
частности у скандинавов.
     Сохранилось  несколько  подобных свидетельств. Одно из них
-- знаменитое описание дохристианского славянского святилища на
острове Рюген  близ  побережья  Балтийского  моря  --  приводит
И.Е.Забелин  в  Приложении  к  своему  капитальному двухтомному
труду "История русской жизни с древнейших времен". Описание это
полностью   приводится   в   книге   Герхарда   Меркатора    --
"Космография", написанной в XVI и изданной в XVII веке. Забелин
придерживался  точки  зрения,  не разделяемой ныне большинством
ученых, согласно которой Рюген (Ругия) -- это  и  есть  древнее
Русия  (чередование  "г"ъ"з"ъ"с"  здесь,  как  в  средневековом
названии Риги --  Риза  (Рыза).  Вот  лишь  малый  фрагмент  из
обширного  отрывка,  переведенного на архаический русский язык:
"В том же граде три божнцы были наполнены идолов, а  над  всеми
начальнейший  был  Святывит;  а иной идол был о седьми лицах на
единой главе; той опоясан седьмою сабли, а в  левой  руке  имел
меч голой. Идол тот толст и высок и пригож, называли его Мартом
(Марсом)... Другой идол имел на главе пять лиц без сабель и без
меча,  того  называли  Смирением... Третий идол имел на главе 4
лица, а пятое на персях; левою рукою держался за верх главы, на
правое колено приклякнул; того  идола  называли  Богом  царства
того; имя ему было Поренитум"2.
     К  несчастью,  до наших дней не сохранилось ничего из этой
былой красоты и великолепия.  Каменные  изображения  славянских
идолов,  изредка находимые в земле, примитивны и невыразительны
(рис.  90)  (быть  может,  они  не  имели  вообще   ритуального
назначения, а выполняли роль указательных, пограничных, межевых
или   памятных  знаков).  Подлинные  же  изображения  настоящих
русских,   славянских,   а   также,   кстати,   германских    и
скандинавских  богов,  до нас не дошли, так как были уничтожены
христианскими миссионерами. Кроме того, дерево, из которого они
были сделаны, весьма непрочный материал и сохраняется в течение
веков и тысячелетий только в особых условиях.  Представление  о
том,  как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составить
по аналогии с пятиглавым индуистским  Брахмой  (см.  рис.  38),
восседающим  на  лебеде,  священной птице гиперборейцев. Своими
корнями он уходит в тот  общий  индоарийский  источник,  откуда

Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси