|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 » »» Вельзевул (имя дьявола, вошедшее в русский язык через
древнееврейский). Все это лишний раз доказывает общность
древних культур.
Содержание понятия "свет" не менее емко и многогранно;
помимо собственно физического смысла, слово "свет" означает и
весь окружающий мир вообще: "весь свет", "целый свет"
(интересен устойчивый фразеологический оборот "свет во всей
Вселенной", где свет выступает в качестве космообразующего
начала мироздания). Применительно к человеческому обществу
слово "свет" употребляется в различных смысловых оттенках:
"высший свет" (отсюда понятие светский), "полусвет" и др. Где,
в каком еще языке сыщешь имя Светлана (в старину известны были
и мужские имена -- Светлан, Светозар, сказочный Световик)? Или
употребление слова "свет" в иносказательном смысле: свет ты мой
ясный, свет очей моих, светик, мой свет? Космическая
приобщенность, неотделимость от видимого мира небесных явлений
отразилась и в ласкательных опоэтизированных именах,
сохранившихся до наших дней: "солнышко", "звездочка",
"зоренька", "месяц ясный". Можно, не колеблясь, утверждать: вся
жизнь, душа и плоть русского человека с младенческих лет и до
самой смерти была насквозь пронизана светом -- в прямом и
переносном смысле. Окружающий мир во всех его знакомых
проявлениях именовался "белым светом". Антиподом этого света
был "тот свет", пугающий и манящий своей неизведанностью и
запредельностью.
Животворящий свет не только олицетворял светлое
космическое начало, но и связывал воедино весь пантеон
языческих Божеств. И не только языческих. Древнее обожествление
света переросло в новое религиозное миропонимание, которое
немыслимо без таких словосочетаний, как "божественный свет".
Важнейшее понятие любой религиозной системы "святой" образовано
от слова "свет" и впитало в себя его содержание.
Метафоричность философской и богословской символики,
которая выступает по существу как опоэтизированный язык науки,
выразилась также в таких фундаментальных понятиях, как "свет
истины", "свет знания" и производимого от них "просвещения",
означающего процесс приобщения каждого к сокровищнице
человеческого опыта -- интеллектуального, нравственного,
эстетического, хозяйственного, технического, военного,
охотничьего и т.п. Великая миссия аккумуляции такого опыта и
передача его настоящим и будущим поколениям принадлежит
Просветителям. Точно так же творческие акты в познании,
открытия, результаты художественного поиска характеризуются
емкими словами -- "озарение", "вспышка".
Само слово "свет" древнейшего происхождения и восходит
вместе с аналогичными понятиями других индоевропейских языков к
санскритскому слову "зeta" (читается и произносится как
"шьвета") и означает "белый", "светлый", "блестящий", отсюда и
русское слово "цвет".
Такая поливариантность значений понятия "свет" и
множественность разнокоренных слов, приведших к своеобразной
лексической "цепной реакции", объясняются той объективной
обобщающе-смысловой ролью, которую всегда играл свет в жизни
людей. Любая единичная вещь или группа предметов воспринимается
как нечто обособленное, отдельно взятое. И только свет (как,
впрочем, и тьма) является таким безлико-всеобщим началом,
которое мгновенно охватывает, обволакивает, объемлет весь
вещный мир, представая в виде естественной, доступной каждому,
хотя и неизведанной природной стихии. О древности и значимости
понятия "свет" для народного миросозерцания свидетельствует
также поговорка -- клятва со следами заклинания: "Чтоб мне
свету белого не видеть!"
Наряду с общеиндоевропейскими корнями и словами "свет" и
"бел" в русском языке глубоко укоренилась еще одна близкая по
смыслу лексическая основа -- "яс", в первозданном виде
присутствующая в словах "ясный" и "ясень". Понятие "ясный"
имеет двоякое значение: 1) "чистый", 2) "понятный" и восходит к
санскритскому слову yaas -- блеск (ср.: укр. "яскорка"
-- "искорка"). В процессе языкового развития корень "йас"
("яс") трансформировался в "ас" и "ес". В этих обличиях он
встречается в таких, к примеру, архаичных словах, как "есень"
("осень") -- откуда фамилия Есенин; яство ("пища"),
этимологически связанное с глаголом "есть" ("кушать"). Одно из
названий "ячменя" -- "ясмень" (откуда: "ясничек" -- ячменный
хлеб, и "ясник" -- ячменное вино).
Не меньший интерес представляет смысловая нагрузка,
которую носил корень "яс" на разных исторических этапах. Прежде
всего обращает на себя внимание устойчивое сочетание
прилагательного "ясный" с существительным "сокол",
символизирующим издревле Солнечное светило. "Ясный сокол" -- не
просто поэтический образ, в нем закодированы древнейшие
представления и о Солнце, и о Солнцебогах, и о магической связи
людей с космическими законами. В сказках и былинах ясный сокол
-- оборотная ипостась героев, приобщающая их к иному --
неземному и нечеловеческому -- миру: на оборотничестве
построены сказки о Финисте Ясном соколе (или, как она
оригинально именуется в варианте, записанном И.А.Худяковым в
Рязанской губернии, сказка о Фенисто-ясно-сокол-перышке), а
также былина о Вольге (Волхе Всеславьевиче).
Одно из древних названий сокола -- "ясмен" (см. "Толковый
словарь живого великорусского языка" Владимира Даля). Корень
"яс" входит и в название "ястреб" -- другого рода хищных птиц,
по виду наиболее близких к соколам и в древности, видимо,
понятийно объединявшихся. Общеиндоевропейский корень
"yas" обнаруживается в словах "асы" -- древнегерманские
Боги, Ясна -- главная часть Авесты, ясы -- древнерусское
название осетии, Яссы -- название города в Румынии на
территории, где пересекались исторические пути славянских и
романских народов -- двух ветвей некогда единого
индоевропейского пранарода. Наконец, отзвуки древнего
Страницы: «« « 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |