Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 75   76   77   78   79   80   81   82   83  84   85   86   87   88   89   90   91   92   93  » »»

Вельзевул  (имя  дьявола,  вошедшее  в   русский   язык   через
древнееврейский).   Все  это  лишний  раз  доказывает  общность
древних культур.
     Содержание понятия "свет" не  менее  емко  и  многогранно;
помимо  собственно  физического смысла, слово "свет" означает и
весь  окружающий  мир  вообще:  "весь   свет",   "целый   свет"
(интересен  устойчивый  фразеологический  оборот  "свет во всей
Вселенной", где  свет  выступает  в  качестве  космообразующего
начала  мироздания).  Применительно  к  человеческому  обществу
слово "свет"  употребляется  в  различных  смысловых  оттенках:
"высший  свет" (отсюда понятие светский), "полусвет" и др. Где,
в каком еще языке сыщешь имя Светлана (в старину известны  были
и  мужские имена -- Светлан, Светозар, сказочный Световик)? Или
употребление слова "свет" в иносказательном смысле: свет ты мой
ясный,  свет  очей  моих,   светик,   мой   свет?   Космическая
приобщенность,  неотделимость от видимого мира небесных явлений
отразилась   и   в   ласкательных   опоэтизированных    именах,
сохранившихся   до   наших   дней:   "солнышко",   "звездочка",
"зоренька", "месяц ясный". Можно, не колеблясь, утверждать: вся
жизнь, душа и плоть русского человека с младенческих лет  и  до
самой  смерти  была  насквозь  пронизана  светом  -- в прямом и
переносном  смысле.  Окружающий  мир  во  всех   его   знакомых
проявлениях  именовался  "белым  светом". Антиподом этого света
был "тот свет", пугающий  и  манящий  своей  неизведанностью  и
запредельностью.
     Животворящий    свет   не   только   олицетворял   светлое
космическое  начало,  но  и  связывал  воедино   весь   пантеон
языческих Божеств. И не только языческих. Древнее обожествление
света  переросло  в  новое  религиозное  миропонимание, которое
немыслимо без таких словосочетаний,  как  "божественный  свет".
Важнейшее понятие любой религиозной системы "святой" образовано
от слова "свет" и впитало в себя его содержание.
     Метафоричность   философской   и  богословской  символики,
которая выступает по существу как опоэтизированный язык  науки,
выразилась  также  в  таких фундаментальных понятиях, как "свет
истины", "свет знания" и производимого  от  них  "просвещения",
означающего   процесс   приобщения   каждого   к   сокровищнице
человеческого  опыта   --   интеллектуального,   нравственного,
эстетического,    хозяйственного,    технического,    военного,
охотничьего и т.п. Великая миссия аккумуляции  такого  опыта  и
передача   его   настоящим  и  будущим  поколениям  принадлежит
Просветителям.  Точно  так  же  творческие  акты  в   познании,
открытия,  результаты  художественного  поиска  характеризуются
емкими словами -- "озарение", "вспышка".
     Само слово "свет"  древнейшего  происхождения  и  восходит
вместе с аналогичными понятиями других индоевропейских языков к
санскритскому  слову "зeta" (читается и произносится как
"шьвета") и означает "белый", "светлый", "блестящий", отсюда  и
русское слово "цвет".
     Такая   поливариантность   значений   понятия   "свет"   и
множественность разнокоренных слов,  приведших  к  своеобразной
лексической   "цепной  реакции",  объясняются  той  объективной
обобщающе-смысловой ролью, которую всегда играл  свет  в  жизни
людей. Любая единичная вещь или группа предметов воспринимается
как  нечто  обособленное,  отдельно взятое. И только свет (как,
впрочем,  и  тьма)  является  таким  безлико-всеобщим  началом,
которое   мгновенно  охватывает,  обволакивает,  объемлет  весь
вещный мир, представая в виде естественной, доступной  каждому,
хотя  и неизведанной природной стихии. О древности и значимости
понятия "свет"  для  народного  миросозерцания  свидетельствует
также  поговорка  --  клятва  со  следами заклинания: "Чтоб мне
свету белого не видеть!"
     Наряду с общеиндоевропейскими корнями и словами  "свет"  и
"бел"  в  русском языке глубоко укоренилась еще одна близкая по
смыслу  лексическая  основа  --  "яс",  в   первозданном   виде
присутствующая  в  словах  "ясный"  и  "ясень". Понятие "ясный"
имеет двоякое значение: 1) "чистый", 2) "понятный" и восходит к
санскритскому слову yaas -- блеск (ср.:  укр.  "яскорка"
-- "искорка").  В  процессе  языкового  развития  корень  "йас"
("яс") трансформировался в "ас" и  "ес".  В  этих  обличиях  он
встречается  в  таких, к примеру, архаичных словах, как "есень"
("осень")   --   откуда   фамилия   Есенин;   яство   ("пища"),
этимологически  связанное с глаголом "есть" ("кушать"). Одно из
названий "ячменя" -- "ясмень" (откуда:  "ясничек"  --  ячменный
хлеб, и "ясник" -- ячменное вино).
     Не   меньший   интерес  представляет  смысловая  нагрузка,
которую носил корень "яс" на разных исторических этапах. Прежде
всего  обращает   на   себя   внимание   устойчивое   сочетание
прилагательного     "ясный"    с    существительным    "сокол",
символизирующим издревле Солнечное светило. "Ясный сокол" -- не
просто  поэтический  образ,  в  нем   закодированы   древнейшие
представления и о Солнце, и о Солнцебогах, и о магической связи
людей  с космическими законами. В сказках и былинах ясный сокол
-- оборотная  ипостась  героев,  приобщающая  их  к  иному   --
неземному   и   нечеловеческому   --  миру:  на  оборотничестве
построены  сказки  о  Финисте  Ясном  соколе  (или,   как   она
оригинально  именуется  в  варианте, записанном И.А.Худяковым в
Рязанской губернии,  сказка  о  Фенисто-ясно-сокол-перышке),  а
также былина о Вольге (Волхе Всеславьевиче).
     Одно  из древних названий сокола -- "ясмен" (см. "Толковый
словарь живого великорусского языка"  Владимира  Даля).  Корень
"яс"  входит и в название "ястреб" -- другого рода хищных птиц,
по виду наиболее близких  к  соколам  и  в  древности,  видимо,
понятийно     объединявшихся.     Общеиндоевропейский    корень
"yas" обнаруживается в словах "асы" --  древнегерманские
Боги,  Ясна  --  главная  часть  Авесты,  ясы  -- древнерусское
название  осетии,  Яссы  --  название  города  в   Румынии   на
территории,  где  пересекались  исторические  пути славянских и
романских   народов   --   двух    ветвей    некогда    единого
индоевропейского    пранарода.    Наконец,   отзвуки   древнего

Страницы: «« « 75   76   77   78   79   80   81   82   83  84   85   86   87   88   89   90   91   92   93  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси