|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» прамонотеизмом"12. Интересно, что в санскрите корневая основа
ras выступает в смысле "владычества": rastra --
это и "господство", и "государство", и "народ".
В архаическом сознании явления окружающего мира (включая,
естественно, и космические) преломлялись особым образом и, не
имея природно-закономерного объяснения, осмысливались в
мифологическом ключе. Вместе с тем именно древнему человеку
было в значительной степени присуще наивно-целостное понимание
окружающего мира как неотъемлемой части Вселенной. Мирча
Элиаде (1907 -- 1986) -- крупнейший западный исследователь
донаучного мировоззрения свидетельствует, что человек
архаического общества (в отличие от современного) "ощущает себя
неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами"13.
Тем не менее любые образы и сюжеты народной мифологии
имели под собой реальную, зачастую -- обыденную основу. Так,
ежесуточная смена дня и ночи воспринималась как борьба света со
тьмой. К световой стихии относилось все, что связано со
световым началом -- от звезд на ночном небе и отождествляемых с
ними планет (блуждающие звезды), Луны и Солнца, -- до земного и
небесного огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этом
свет олицетворял, как правило, светлое начало, которое всегда
побеждало темные силы (в народном сознании весна всегда
победительница зимы, хотя о последней не говорят, что она
побеждает лето). Впрочем, есть и исключения. Комет (хвостатые,
косматые звезды) всегда боялись. Боялись, но по-другому, огня
(хотя он и сжигающе-пожирающ, но зато и освещал в темноте,
отогревал в холоде, защищал от диких зверей, помогал в
приготовлении пищи). Угрожающие же свойства огня нашли
отражение в представлении об адском огне (геене огненной).
Природно-циклические ежегодные изменения, известные как
времена года, испокон веков приписывались Солнцу. Оно -- одно
из главных Божеств любого народа во все эпохи. Как правило,
Солнечных Богов было несколько. Точнее, у Солнца, как и всякого
другого великого Бога, было множество имен-эпитетов, каждое из
которых имело вполне самостоятельное значение с непременным
сокровенным смыслом. Например, в индуистской традиции --
наследнице ведийских верований -- насчитывается 108 сакральных
имен Солнца, обозначающих обособленную астрально-космическую
сущность14. Аналогичная ситуация наблюдается и в других
архаичных культурах -- варьируется лишь общее количество Солнц.
Так, по древнекитайским мифам, первоначально существовало 10
Солнц, 9 из них впоследствии поразил из лука Великий Стрелок И
(что, возможно, символизировало победу новой идеологии над
старой).
Таково представление, получившее отражение в письменной,
достаточно поздней традиции. А еще раньше предки древних
китайцев, как, впрочем, и многих других народов, считали, что
солнц вообще-то ровно столько, сколько наступает дней, то есть
каждый день восходит новое Солнце. В китайском языке даже для
обозначения разных понятий "день" и "Солнце" используется одно
и то же слово "жи". В древнеегипетском письме идеограмма,
означающая "Солнце", также служит одновременно и для
обозначения "дня".
Отсюда вытекает, между прочим, что исчисление суточного
времени можно вести не только в "днях", но и в "солнцах", и
вместо привычного по нынешним меркам утверждения: "прошло
столько-то дней" -- вполне можно сказать: "прошло столько-то
солнц". Эти-то солнце-дни, по-видимому, и запечатлены в так
называемом ромбическом орнаменте. Встречающиеся повсеместно как
на древней керамике, так и на современных вышивках ромбические
сетки с точкой внутри каждого ромбика, скорее всего, есть
солярно-календарные знаки, а вовсе не картина засеянного поля,
как это видится некоторым современным исследователям.
Причин, объясняющих такое представление, несколько.
Во-первых, объективно единое и единственное светило обретало
множественность в зависимости от своего суточного и годичного
поведения. Считалось, что зимнее Солнце не тождественно
весеннему и, соответственно, летнему, что у дневного Солнца
есть ночной двойник, который светит под землей, когда первое
скрывается за горизонтом (рис. 96). Нетождественными считались
также утренняя и вечерняя Зори, утренняя и вечерняя звезды
(Венера). Полная Луна и Месяц в большинстве древних
мировоззрений также считались разными светилами.
Во-вторых, уместно предположить, что в условиях
непрерывного распада и обособления родоплеменных общностей
каждая из вновь образованных кланово-этнических единиц
предпочитала внести элемент особенности и неповторимости
применительно к своему верховному Божеству, дабы и объект
поклонения был бы не таким, как у соседей-соперников. Отсюда
испокон веков на разных территориях и в разных храмах или
святилищах у одного и того же Божества (в том числе и у Солнца)
были различные эпитеты, со временем превращавшиеся в
самостоятельные имена.
Христианство, которое пришло на Русскую землю тысячу лет
тому назад, застало здесь веру в разных языческих Солнцебогов.
Главными из них были три -- Дажьбог, Хорс и собственно Солнце,
которое в ряде местностей сближалось с Ярилой, а на Севере -- с
Колой. Представление о трех Солнцах было настолько стойким и
обыденным, что проникло даже в церковную литературу. В
знаменитом "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона
(сер. XI в.) говорится о свете Тресолнечного Божества, а
в одной из богослужебных миней того же времени оно именуется
Тресветлым Тресолнцем. Но вернемся к дохристианской
эпохе.
Дажьбог (рис. 97) -- сын Сварога, поэтому иногда
именуется просто Сварожич. По смыслу и этимологии он -- Бог
Дающий, Дарующий. Славянское имя его восходит к санскритскому
da ("дающий", "наделяющий"). Русские летописцы
Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |