|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 » »» благословения на жизненные и ратные подвиги от старейшины
богатырского пантеона великана Святогора. Прежде чем
отправиться в Киев ко двору князя Владимира, Илья держит путь
на Север, в Каменную страну, где живет Святогор. В прозаическом
пересказе былины, по записям П.Н.Рыбникова, край, где
повстречались два русских богатыря, поименован Сиверными (то
есть Северными) горами120. По некоторым версиям имя
набольшего богатыря звучит как Светогор. Да и горы, где он
обитает, названы Светлыми121. В старинных памятниках северной
Новгородской Руси (XIV -- XVII вв.) под словом "камень"
подразумевали горы вообще и Уральский хребет -- в частности.
Все это лишь усиливает аргумент в пользу северного места
действия былин Святогорова цикла.
Акт передачи силы и старшинства от Святогора к Илье носит
ритуально-мистический характер: Святогор лежит в каменном
гробу, из которого ему уже не суждено подняться (что, как уже
говорилось, полностью совпадает с сюжетной линией мифа о смерти
Осириса), и в этот момент "пошла из него да пена вон". При
помощи этой таинственной "пены" и совершился акт передачи силы
от одного богатыря к другому:
Говорил Святогор да таково слово:
-- Ты послушай-ко, крестовой ты мой брателко!
Да лижи ты возьми ведь пену мою,
Дак ты будешь ездить по Святым горам,
А не будешь ты бояться богатырей,
Никакого сильнего могучего богатыря.
Пребывание Ильи на Святых (Светлых) горах было достаточно
продолжительным. Богатыри много и плодотворно общались:
Ездили они по щелейкам [щелейки -- "скалы" -- В.Д.],
Разъезжали тут оны да по Святым горам,
Ездили оны по многу времени,
Ездили оны да забавлялись...122
Один из Святогоровых эпизодов заслуживает особого
внимания: Святогор знакомит Илью со своим отцом, таким же
исполином -- только слепым ("темным"). Ему даже боязно было
подать руку. Потому-то Святогор и посоветовал "крестовому
брателку" протянуть отцу не руку, а раскаленный кусок железа.
Старик спокойно схватил железо, сдавил и проговорил: "Крепка
твоя рука, Илья. Хорош ты богатырек!"123 Впоследствии Илья еще
раз навестит слепого старика-волота по просьбе умирающего
Святогора, чтобы получить от отца "вечное прощеньице". Но в
данном случае нас интересует, так сказать, интерьер первой
встречи Ильи с отцом Святогора. Где можно раскалить кусок
железа? Есть только одно пригодное место -- кузница.
Следовательно, Святогор и, тем более, его безымянный отец (в
некоторых былинах содержится намек на его имя -- Колыван,
несомненно восходящее к имени доиндоевропейского Солнцебога
Коло-Коляды), причастны к священному месту многих древних мифов
-- волшебной кузнице и ее обитателям -- ковачам, свирепым и
негостеприимным -- как характеризовал их Прометей у Эсхила,
очерчивая несчастной беглянке Ио путь с Севера на Юг. Такие
древнейшие кузницы воссоздаются и в одном архаичном
древнерусском заговоре, где поминается фольклорный коррелят
Гипербореи -- Остров Буян: "На море на Окияне, на острове на
Буяне стоят три кузницы. Куют кузнецы на четырех станках".124
Сакральная кузница почти что роковым образом привязана к
циклу былин о Святогоре, о чем свидетельствует также и сказание
о его женитьбе. Текст сохранился только в прозаическом
пересказе; в нем место действия поделено между Сиверными
(Северными) горами, где находится волшебная кузница, Поморским
царством, где живет невеста богатыря-волота (на Севере оно
может располагаться только на берегу Ледовитого океана или его
морей), и Святыми (Светлыми, то есть Подсолнечными) горами, где
живет сам исполин. А начинается сказ со знаменитой встречи
Святогора с Микулой Селяниновичем и его сумочкой переметной.
Хранилась в ней тяга земная, да не далась она Святогору: как ни
тужился великан -- не смог даже приподнять той сумы. Захотел он
тогда узнать про свою судьбу и что ему на роду написано. Микула
предсказывать ничего не стал, но зато подсказал, что надобно
делать. Далеко на Северных горах "под великим деревом"
(отголосок мировой легенды о Космическом древе) стоит кузница,
в ней кузнец-провидец кует два тонких волоса и знает все про
судьбу каждого (знаменитый общеславянский всезнающий Дед
Всевед). Добрался Святогор до вещего ковача, тот ему все и
поведал. В Поморском царстве найдет богатырь свою суженую, она
вот уже как тридцать лет "лежит в гноище", покрытая коростой.
Нашел Святогор ту страдалицу -- тело от струпьев, что "кора
еловая". Подумал: "На что нужна такая жена". Ударил ее мечом в
грудь и ускакал. Хорошо, что денег не забыл оставить. А девица
тем временем очнулась и превратилась в неописуемую красавицу.
На деньги, оставленные вероломным женихом, разбогатела и
поплыла "по славну по синю морю" к "городу великому" на Светлых
горах, где и нашла Святогора. Тот ее не узнал, но тотчас же
влюбился, и в урочный час стала красавица его женой. А как
повел богатырь новобрачную к супружескому ложу да увидал
шрам-рубец от своего же меча, то сразу обо всем догадался и,
главное, понял: не уйти никуда от своей судьбины125.
Кузнецы, по древней мифологической традиции, как правило,
наделены космогоническими чертами. Классический пример --
северный ковач Ильмаринен из карельских рун и финских
песнопений, соединенных впоследствии в связный и литературно
обработанный текст "Калевалы". Как и небесные кователи других
мифологий, Ильмаринен выковывает небесный свод, звезды, солнце,
месяц, а также плуг и меч. Многие события карело-финского эпоса
происходят в далекой и таинственной северной стране Похьеле --
одновременно и враждебной героям, и средоточия всех культурных
и материальных благ. Аналогия между небесным кузнецом
Ильмариненом и сюжетной линией "Илья Муромец -- отец Святогора"
Страницы: «« « 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |