|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 » »» расшифровке значении -- прежде всего Лунный Бог. Вопрос о
солнечных и лунных Божествах в известной мере неисчерпаем. В
Древнем Мире Луна по своему значению нередко опережала Солнце.
Еще Плутарх отмечал: "Солн-це из созвездий второе после
Луны"99. Измерение времени и биологических циклов по фазам Луны
было столь же жизненно важно, как и его измерение по суточному
(кажущемуся) движению Солнца и смене дня и ночи.
Соответственной была роль лунных и солнечных Богов. В Двуречье,
к примеру, главенствовали первые, в Египте -- вторые.
Астрально-космическая сущность Гермеса, его далеко не первое
место в Олимпийском пантеоне свидетельствуют, что в эллинской
идеологии на каком-то этапе произошла смена приоритетов. Лунные
Божества никогда полностью не утрачивали своего значения, но на
передний план постепенно выдвинулись Солнцебоги в лице
всесильного Гелиоса и могучего стрелометателя Аполлона. Есть
свидетельства, что Горгона Медуса изначально выполняла лунные
функции, а ее отсеченная голова символизировала Луну100. В этом
смысле победа над Медусой Персея -- сына Солнечного света
(Золотого дождя, -- обличия Зевса, ниспавшего на Данаю) --
демонстрировала торжество солнечного культа над лунным.
Отголоски доиндоевропейских и древнеарийских лунарных
обычаев и ритуалов известны в среде русского народа во все
времена его истории. Повсеместно бытовало поверье: если к
растущему Месяцу вынести или вывести ребенка, тот непременно
тоже станет лучше расти (судя по всему, дети при этом
распеленовывались или обнажались). Лунарная регламентация
хозяйствования и быта проникала во все поры народной жизни, что
расценивалось официальной церковью, как рецидивы язычества и
проявление многобожия. Начиная с расцвета русской грамотности в
XI -- XII веках, сохранилось множество гневных запретов на сей
счет и предреканий кары небесной. Вот одна из таких церковных
инвектив XVII века, касающихся Месяца: "Мнози неразумны
человецы, опасливым своим разумом веруют в небесное двизание,
рекше во звезды и в месяц, и разчитают гаданием, потребных ради
и миролюбивых дел, рожение месяцу, рекше -- молоду; иние ж
усмотряют полного месяца, и в то время потребнаи своя
сотворяют; иние ж изжидают ветхаго месяца... И мнози неразумнии
человецы уверяют себе тщетною прелестью, понеже бо овии дворы
строят в нарожение месяца; инии же храмины созидати начинают в
наполнение месяца; иние же в таж времена женитвы и посягания
учреждают. И мнози баснословием своим по тому ж месячному
гаданию и земная семена насаждают и многие плоды земныя
устрояют..."101
Наряду с упомянутым гаданием по Месяцу и согласованием с
лунными фазами больших и малых дел -- с тех же самых времен
сохранилось челобитная, в которой доносится царю о разных видах
идолопоклонства, в том числе и о прямом поклонении Месяцу
(новолунию), что влекло за собой жесточайшие последствия --
вплоть до смертной казни, не говоря уже о полном наборе
изощренных пыток. Однако, вопреки всем усилиям и репрессиям
властей и церкви, "неразумны человецы", как и во времена
Лунного Бога Гермеса, продолжали действовать в соответствии с
тем, что месяц посулит или подскажет, опираясь тем самым на
установки древней запретительно-разрешительной магии. Среди
земледельческих табу хорошо известны запреты сеять или сажать
во время новолуния. В эту же пору запрещалось рубить деревья --
особенно для постройки (иначе быстро все сгниет). Напротив,
резать скот и колоть свиней рекомендовалось в полнолуние102.
Кстати, и в наши дни, в полном соответствии с древними
лунарными поверьями, публикуются так называемые лунные
календари, справочники и таблицы, где садоводам и огородникам
по дням расписываются рекомендации по посадке, уходу и сбору
урожая любых сельскохозяйственных культур в зависимости от фаз
Луны. С научной точки зрения даваемые советы обычно объясняются
силами тяготения, хотя это всего лишь часть возможных
объяснений. Необходимо учитывать всю сумму космических
факторов, связанных с лунными фазами, -- как явных, так и
скрытых.
Дедовские, идущие от арийских и доарийских времен обычаи и
верования продолжали методично передаваться от поколения к
поколению. Еще недавно смоленские крестьянки, становясь лицом к
молодому Месяцу, обращались к нему, быть может, с теми же
самыми словами, что и их пра-, пра-, пра- (и так до сотого или
трехсотого поколения) прабабки: "Месяц, Месяц молодой! Табе рог
золотой, табе на увеличенье, а мне на доброе здоровье!" Даже
опара для блинов считалась подвластной Месяцу. И на сей счет
сохранилось заклинание, считалось, что без него опара не
поднимется, а блины не получатся: "Месяц, ты Месяц, золотые
твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару". И вообще, по
стойкому представлению, Месяц от нарождения до полнолуния
обеспечивает счастливые дни и особенно -- на самой ранней фазе.
Подобное поверие существует и поныне: кто в шутку, а кто и
всерьез по-прежнему полагает, что если только что народившемуся
месяцу показать "денежку", то непременно прибудет или
увеличится богатство. И тотчас же на ум вновь приходит Гермес
(протославянский Яр Месяц) -- покровитель торговли и богатства.
Возможно, что в отдельных случаях вообще не было жесткой
дифференциации солнечных и лунных функций. В ту отдаленную
эпоху, когда индоевропейские и другие народы представляли
единое целое по языку, культуре и верованиям, Гермес-Яр
олицетворял космическое сексуальное начало, реализующееся в
энергии солнечного, лунного и звездного света и соответствующее
мужской половой потенции. Вот почему многочисленные
мегалитические символы Гермеса -- гермы-фаллосы разбросаны по
всей территории Евразии, а сексуальная магия, связанная с Луной
(Месяцем), еще до недавнего времени сохранялась в практике
чукотских шаманов. Среди разнообразных заклинаний и обрядов,
описанных Владимиром Германовичем Богораз-Таном (1865 --
1936), пожалуй, глубже других поникшего в первобытные пласты
палеоазиатской мифологии, -- есть и такой. Для придания своим
Страницы: «« « 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |