Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93   94   95   96   97   98   99   100  » »»

В.Д.],   помогает   при   родах;   третья    --    Жижа,
покровительствует  ребенку во время кормления грудью; четвертая
-- Жива, прядет ему жизненную нить, которую обрезает неумолимая
Морзана29.
     Итак, исходя из  версии,  что  древнеславянское  верховное
Божество    --    Род    является   естественным   продолжением
протоарийских верований (развитием которых у  древних  индийцев
стала  ветвь  Рудра  (в  дальнейшем  ставшем ипостасью Шивы) --
Родаси), -- попробуем  определить  смысловые  характеристики  и
возможные  функции  древнерусского  первобога.  Главные эпитеты
Рудры в Ригведе -- этого "рыжего кабана с  заплетенной  косой",
который   "сверкает   словно   яркое  солнце,  словно  золото":
"блистающий", "свирепый", "буйный",  "убивающий";  далее,  если
исходить из значения слова raъdrб (относящийся к Рудре):
"страшный", "ужасный", "дикий", "необузданный", "гневный"; сюда
же  можно  присовокупить  и  значение других однокоренных слов:
"кровавый", "вопящий".
     Надо полагать, большую часть перечисленных свойств следует
отнести и к богу Роду. Но Род, как и его прообраз --  Рудра  (в
дальнейшем трансформировавшийся в Шиву), не есть носитель одних
лишь   негативных   (разрушительных   и   угрожающих)  качеств.
Верховное космическое существо, почитаемое как хранитель самого
святого в жизни рода, не может носить один  лишь  отрицательный
заряд. Во все века, у всех народов такое Божество -- средоточие
необузданных  сил хаоса и упорядочивающих потенций Космоса. Оно
-- в одном лице: ужас и  радость,  кара  и  милость,  раздор  и
согласие,    разрушение   и   созидание.   Неспроста   исходное
санскритское слово rуd-as, однокоренное  имени  русского
бога,  означает  "небо и землю вместе взятые". Следовательно, и
Бог Род (олицетворявший крепость  и  благополучие  проторусских
племен)  не  мог  не выполнять тех функций, которые вытекают из
значения  однокоренных  слов:  "радетель",  "радость",   "рада"
("совет",  "согласие").  Вместе  с тем все эти качества не есть
нечто  безжизненно  вялое:  радеть  (заботиться)  и   достигать
согласия  можно  и  жесткими методами, а радость нередко бывает
буйной. Точно так же акты, связанные с продолжением рода, также
представляют  собой  неистовство  и  буйность  как  кульминацию
эмоционального напряжения.
     Как  верховное  Божество  (что присуще всем без исключения
мифологиям) Бог Род неизбежно выступает  в  форме  космического
жизнепорождающего  начала.  Космос  --  это  всегда  рождение и
устойчивая преемственность в связях. Человеческая жизнь во всем
многообразии ее  отношений  --  неотъемлемая  частица  Космоса,
повторяющая  его  законы.  Родовые  узы  -- главное, что всегда
позволяло человеку утвердить себя как человека, приобрести опыт
и навыки,  сохранить  традиции,  обычаи,  зачатки  идеологии  и
морали.   Бог  Род  --  та  незримая  сила,  которая  скрепляла
отношение близких и дальних родственников и задавала  ориентиры
поведения.  Родственные  узы -- не только сиюминутные отношения
множества лиц, живущих повсюду в данный момент. Родственные узы
-- временная категория, опрокинутая в прошлое и спроецированная
в будущее.
     Хранителем  этой  объективной  временной   преемственности
поколений  и  выступает Бог Род. Как и другие аналогии Божества
индоевропейцев,  он  несет  ответственность  за  весь   процесс
космического   зарождения   и,   главное,  за  ту  генетическую
упорядоченность сменяющих друг  друга  поколений,  без  которой
вообще  немыслимо  устроение общественной жизни. Отсюда космизм
как представление  о  закономерной  упорядоченности  всех  сфер
общественной  жизни распространялся на политические, правовые и
нравственные отношения.  Такой  подход  и  понимание  неизбежно
обнаруживаются    во    всех   социально-этических   концепциях
древности, в том числе и получивших письменное  закрепление  --
от  Законов  Ману  и Артхашастры до Кодекса Юстиниана и Русской
Правды.
     Неизменными спутниками главного древнего Божества русского
народа -- Бога Рода выступают Рожаницы (рис.  108).  Они
олицетворяют женское животворящее начало и почитались в народе,
начиная  с  позднего  Каменного  века, откуда дошли их глиняные
изображения. В дальнейшем  --  практически  до  наших  дней  --
сохранились   обычаи   чтить  рожаниц.  Раньше  им  приносились
символические дары, устраивали в их честь  массовые  рожаничные
трапезы, изображали рожаниц различными способами, в том числе и
с   помощью   вышивки.   Традиции  вышивки,  орнамента,  узоров
передавались от поколения к  поколению  точно  так  же,  как  и
русская   речь,   устный   фольклор,  хозяйственные  навыки.  В
стилизованных,  хотя   и   весьма   натуралистических   вышитых
изображениях  рожаниц воспроизводится процесс родов -- жизненно
важный  акт  продолжения  человеческого  рода  и   одновременно
великое  таинство  природы (рис. 109). Отсюда космический смысл
всего связанного с рождением и сотворением. Отсюда же  дожившее
до ХХ века сближение рожаниц со звездами.
     Рожающая  женщина  --  повсеместно распространенный сюжет,
встречающийся в Старом  и  Новом  Свете.  Достаточно  упомянуть
найденную в Малой Азии (Чатал-Хююк) глиняную статуэтку рожающей
богини  (VI  тысячелетие до н.э.), а также изображение рожающей
северной женщины (Х -- ХII вв.) (рис. 110) или ацтекской богини
(XIV  в.)  (рис.  110-а),  скульптурное   изображение   которой
воспроизведено  на  знаменитой фреске Диего Риверы и т.п. Культ
русских рожаниц неразрывно связан  с  общечеловеческим  культом
Великой  матери, повсеместно распространенным по всему Древнему
миру. Прообразы Великой матери встречаются во  всех  древнейших
цивилизациях,  включая  протославянскую  (рис. 111), и уходят в
самые глубины человеческого прошлого --  вплоть  до  палеолита.
Символика    Великой    кормящей   матери   просматривается   в
гипертрофированных   женских   признаках   (особенно    грудей)
многочисленных  каменных  статуэток,  найденных  на  территории
Евразии   (рис.   112).   Каждая   из    таких    "венер"    --
обобщенно-собирательный    символ    женского    естества    --
деторождения   и   детокормления.   В   дальнейшем    символика

Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93   94   95   96   97   98   99   100  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси