Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»

правда,  не  в  одни и те же дни. Вот доподлинные свидетельства
современников.  В  Костроме  отправляли   похороны   Ярилы   во
Всесвятское  заговенье. Старик, одетый в изодранное платье, нес
в гробу  куклу  Ярилы  в  виде  мужчины  с  выпяченными  наружу
естественными   частями.   Пьяные  женщины  провожали  куклу  с
рыданиями, а  потом  зарывали  в  землю.  В  Галиче  и  Кинешме
Костромской  губернии  представителем  Ярилы  выбирали старика,
упаивали вусласть и забавлялись над  ним.  (Все  это  отголоски
древних   дионисийских   необузданных  празднеств,  непременным
атрибутом которых было бесконтрольное  употребление  опьяняющих
напитков.)    Девушки    устраивали    вокруг   пьяного   деда,
персонифицирующего Ярилу, веселые хороводы.
     В Тверской губернии в первое воскресенье после Петрова дня
девушки и парни собирались плясать и веселиться в честь  Ярилы.
Матери   охотно   отпускали   своих   дочерей  на  это  гуляние
поневеститься. Женихи высматривали невест, а  невесты  женихов.
Общение  носило  более  чем  вольный характер. Во время разгула
любовью  занимались  под  ветвистыми  деревьями.  В   некоторых
местностях  Казанской  губернии  поселяне обоего пола плясали в
честь Ярилы на полях, где перед этим окропляли  скот  священною
водою.
     В  Воронеже  в  Ярилин  день  люди  всех возрастов и обеих
полов, нарядившись, как в самый большой праздник, собирались  с
рассветом  дня за городом на большой площади. Всеобщее разгулье
выражалось в песнях и плясках. Из числа мужчин выбирали  Ярилу,
наряжали  его  в  пестрое  платье,  украшали цветами, лентами и
бубенчиками, лицо нарумянивали. Дети  возвещали  шествие  Ярилы
барабанным  боем.  Начинался  всеобщий  разгул,  который обычно
завершался страшным кулачным боем (заметим, что кулачный бой --
одна из древнейших ритуальных игр индоевропейцев)36.
     Русский корень "яр" происходит от древнеарийского  "ар"  и
обнаруживает  свои  следы  в глубинах тысячелетий и в культурах
различных  народов:  арии,  Арджуна  (один  из  главных  героев
"Махабхараты"),   Иран   (русифицированное   название   страны:
первоначально   Арьянам   --   "страна   ариев");   Аргус    --
древнегреческий    тысячеглазый    великан,   персонифицирующий
звездное небо; Арес  --  древнегреческий  Бог  войны;  Ярри  --
хеттский  Бог  войны; Эрос (Эрот) -- древнегреческий Бог любви,
одно из четырех космических первоначал.
     Эрос и Ярила -- разнозвучащие  имена  (с  единой  корневой
праосновой)  общего праиндоевропейского Божества, почитавшегося
нашими далекими прапредками в те стародавние времена,  когда  и
протоэллины  и  протославяне  были  слиты  в  единый пранарод с
единым языком и верованиями. Лишним подтверждением тому  служит
происхождение  имени  Геры  --  древнегреческой Богини, супруги
Зевса.  Яростно-мстительная  и  необузданно-вспыльчивая  натура
Геры   --  точное  воплощение  ее  первобожественной  сущности,
связанной  с   яростью   как   космическо-природно-человеческой
стихией.  Но  и  само  имя  Геры первоначально звучало как Яра.
Славянские имена Ярослав, Ярополк, Яровит генетически  являются
однокоренными имени Гера; точно так же и имя самого знаменитого
древнегреческого    героя    Геракла    генетически    является
однокоренным   имени   Ярилы   и   созвучным   (фонетически   и
семантически) славянскому Ярославу.
     Нет  сомнения,  что  имена  и древнегреческого Ареса (сына
Геры), и хеттского Ярри возникли из одного и того же  языкового
и    мифологического    субстрата.    Хетты    --   исчезнувший
индоевропейский народ, живший во  2-м  тысячелетии  до  н.э.  в
Малой   Азии,  на  территории  современной  Турции.  Русское  и
общеславянское слово  "хата"  ("дом")  родственно  аналогичному
понятию  в  хеттском  языке:  корень  входит  в название самого
народа -- с учетом чередования гласных "о"  и  "е",  а  столица
Хеттского  государства  именовалась  Хата.  Рядом  с хеттской в
Месопотамии существовала и развивалась  шумерская  и  аккадская
(ассировавилонская)  культура.  Шумерийцы  говорили  на  языке,
происхождение которого точно не установлено. Язык ассирийцев  и
вавилонян   был   семитским.   Поэтому  исключительный  интерес
представляет    сходство    и    несомненное    родство    имен
индоевропейских  Богов  войны,  хеттского  --  Ярри  (Иарри)  и
древнегреческого Ареса с акадским богом войны Эрром (Ирром).  В
конечном  счете  последний  оказывается генетически родственным
русскому Яриле.
     Космическая  сущность  бога   Ярилы   обнаруживается   при
проекции  календарно-обрядовых  функций на природно-циклические
процессы,  которые,  как  известно,  обусловлены   космическими
причинами:  движением  Земли  вокруг  Солнца при вращении самой
Земли, что  создает  соответствующую  картину  звездного  неба,
движением  Солнца относительно других звезд и наоборот, скрытых
галактических факторов, и растянутых во времени соответствующих
физических процессов, неизбежно влияющих и на земную жизнь.
     Власть Богов над  пространством  и  временем  предполагала
управление  циклическими  изменениями  в природе: сменой времен
года, месяцев, недель, суток, дня и ночи -- что  все  вместе  и
порознь  увязывалось  с  круговоротом  движения  Солнца,  Луны,
планет и звезд. Отсюда вытекают и более обобщенные, по существу
философские  представления   о   "вечном   возвращении",   т.е.
возрождении  времени,  и циклических круговоротах во Вселенной.
Все это  в  конечном  счете  привязывалось  к  космогоническому
природотворческому  акту,  и  в  зависимости  от биокосмических
ритмов   строились    как    летоисчисление,    так    и    вся
хозяйственно-бытовая    жизнь:   сельские   работы,   охота   и
рыболовство, водная навигация, праздники  и  обычаи37.  В  свою
очередь  исчисление суточного, недельного, месячного и годового
времени  возможно  лишь  на  солнечно(лунно)-световой   основе:
световые циклы -- объективный базис всякого календаря.
     В   индоевропейских   языках   есть   группа  понятий  для
обозначения годовых и вообще  --  временных  циклов,  в  основе
которых  лежит  древнейший  корень  "яр"  ("йар",  "аэр")38. Он
образует древнеиранское  (авестийское)  слово  "год",  лежит  в
основе  древнегреческого  понятия,  означающего "время года", и

Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси