|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 » »» правда, не в одни и те же дни. Вот доподлинные свидетельства
современников. В Костроме отправляли похороны Ярилы во
Всесвятское заговенье. Старик, одетый в изодранное платье, нес
в гробу куклу Ярилы в виде мужчины с выпяченными наружу
естественными частями. Пьяные женщины провожали куклу с
рыданиями, а потом зарывали в землю. В Галиче и Кинешме
Костромской губернии представителем Ярилы выбирали старика,
упаивали вусласть и забавлялись над ним. (Все это отголоски
древних дионисийских необузданных празднеств, непременным
атрибутом которых было бесконтрольное употребление опьяняющих
напитков.) Девушки устраивали вокруг пьяного деда,
персонифицирующего Ярилу, веселые хороводы.
В Тверской губернии в первое воскресенье после Петрова дня
девушки и парни собирались плясать и веселиться в честь Ярилы.
Матери охотно отпускали своих дочерей на это гуляние
поневеститься. Женихи высматривали невест, а невесты женихов.
Общение носило более чем вольный характер. Во время разгула
любовью занимались под ветвистыми деревьями. В некоторых
местностях Казанской губернии поселяне обоего пола плясали в
честь Ярилы на полях, где перед этим окропляли скот священною
водою.
В Воронеже в Ярилин день люди всех возрастов и обеих
полов, нарядившись, как в самый большой праздник, собирались с
рассветом дня за городом на большой площади. Всеобщее разгулье
выражалось в песнях и плясках. Из числа мужчин выбирали Ярилу,
наряжали его в пестрое платье, украшали цветами, лентами и
бубенчиками, лицо нарумянивали. Дети возвещали шествие Ярилы
барабанным боем. Начинался всеобщий разгул, который обычно
завершался страшным кулачным боем (заметим, что кулачный бой --
одна из древнейших ритуальных игр индоевропейцев)36.
Русский корень "яр" происходит от древнеарийского "ар" и
обнаруживает свои следы в глубинах тысячелетий и в культурах
различных народов: арии, Арджуна (один из главных героев
"Махабхараты"), Иран (русифицированное название страны:
первоначально Арьянам -- "страна ариев"); Аргус --
древнегреческий тысячеглазый великан, персонифицирующий
звездное небо; Арес -- древнегреческий Бог войны; Ярри --
хеттский Бог войны; Эрос (Эрот) -- древнегреческий Бог любви,
одно из четырех космических первоначал.
Эрос и Ярила -- разнозвучащие имена (с единой корневой
праосновой) общего праиндоевропейского Божества, почитавшегося
нашими далекими прапредками в те стародавние времена, когда и
протоэллины и протославяне были слиты в единый пранарод с
единым языком и верованиями. Лишним подтверждением тому служит
происхождение имени Геры -- древнегреческой Богини, супруги
Зевса. Яростно-мстительная и необузданно-вспыльчивая натура
Геры -- точное воплощение ее первобожественной сущности,
связанной с яростью как космическо-природно-человеческой
стихией. Но и само имя Геры первоначально звучало как Яра.
Славянские имена Ярослав, Ярополк, Яровит генетически являются
однокоренными имени Гера; точно так же и имя самого знаменитого
древнегреческого героя Геракла генетически является
однокоренным имени Ярилы и созвучным (фонетически и
семантически) славянскому Ярославу.
Нет сомнения, что имена и древнегреческого Ареса (сына
Геры), и хеттского Ярри возникли из одного и того же языкового
и мифологического субстрата. Хетты -- исчезнувший
индоевропейский народ, живший во 2-м тысячелетии до н.э. в
Малой Азии, на территории современной Турции. Русское и
общеславянское слово "хата" ("дом") родственно аналогичному
понятию в хеттском языке: корень входит в название самого
народа -- с учетом чередования гласных "о" и "е", а столица
Хеттского государства именовалась Хата. Рядом с хеттской в
Месопотамии существовала и развивалась шумерская и аккадская
(ассировавилонская) культура. Шумерийцы говорили на языке,
происхождение которого точно не установлено. Язык ассирийцев и
вавилонян был семитским. Поэтому исключительный интерес
представляет сходство и несомненное родство имен
индоевропейских Богов войны, хеттского -- Ярри (Иарри) и
древнегреческого Ареса с акадским богом войны Эрром (Ирром). В
конечном счете последний оказывается генетически родственным
русскому Яриле.
Космическая сущность бога Ярилы обнаруживается при
проекции календарно-обрядовых функций на природно-циклические
процессы, которые, как известно, обусловлены космическими
причинами: движением Земли вокруг Солнца при вращении самой
Земли, что создает соответствующую картину звездного неба,
движением Солнца относительно других звезд и наоборот, скрытых
галактических факторов, и растянутых во времени соответствующих
физических процессов, неизбежно влияющих и на земную жизнь.
Власть Богов над пространством и временем предполагала
управление циклическими изменениями в природе: сменой времен
года, месяцев, недель, суток, дня и ночи -- что все вместе и
порознь увязывалось с круговоротом движения Солнца, Луны,
планет и звезд. Отсюда вытекают и более обобщенные, по существу
философские представления о "вечном возвращении", т.е.
возрождении времени, и циклических круговоротах во Вселенной.
Все это в конечном счете привязывалось к космогоническому
природотворческому акту, и в зависимости от биокосмических
ритмов строились как летоисчисление, так и вся
хозяйственно-бытовая жизнь: сельские работы, охота и
рыболовство, водная навигация, праздники и обычаи37. В свою
очередь исчисление суточного, недельного, месячного и годового
времени возможно лишь на солнечно(лунно)-световой основе:
световые циклы -- объективный базис всякого календаря.
В индоевропейских языках есть группа понятий для
обозначения годовых и вообще -- временных циклов, в основе
которых лежит древнейший корень "яр" ("йар", "аэр")38. Он
образует древнеиранское (авестийское) слово "год", лежит в
основе древнегреческого понятия, означающего "время года", и
Страницы: «« « 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |