Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 92   93   94   95   96   97   98   99   100  101   102   103   104   105   106   107   108   109   110  » »»

     Никто  не  сомневался  в  глубокой   архаичности   женских
причитаний,  но  никто  не  мог  толком  объяснить их истинного
смысла. Крупнейший русский философ и поэт Алексей Степанович
Хомяков  (1804  --  1860),  посвятивший   данному   вопросу
специальную   заметку,   уловил   в   русской   песне   древнюю
космогоническую  тайнопись  по  аналогии  с  древнеегипетскими,
древнеиндийскими  и древнескандинавскими мифами. Более того, он
назвал странную песню "Голубиной книгой в ее окончании". Чем же
руководствовался Хомяков и каков ход его рассуждений?
     Мыслитель-славянофил напоминает, что северная мифология  и
космогония  строила мир из разрушенного образа человеческого --
из частей великана Имира, растерзанного детьми Первобога  Бора.
В  восточных мифологиях и космогониях Вселенная также строилась
из мужского или женского исполинского образа --  в  зависимости
от  того,  кто  был  убийца-строитель  --  мужское Божество или
женское. В ходе  дальнейшего  космогонического  процесса  кости
поверженного великана делались горами, тело -- землею, кровь --
морями,  глаза  --  светоносными  чашами,  месяцем и солнцем. В
соответствии с канонами и  традициями  мифологической  школы  в
фольклористике,  Хомяков  делает предположение, что та же схема
действовала  и  в  славяно-русской  мифологии,   что   получило
отражение  и  в Голубиной книге и "людоедской песне" (последняя
-- один из осколков древней мифологии, который при  достаточном
воображении  можно  сопрячь  с  некоторыми устойчивыми образами
русского фольклора). По Хомякову, мифологические  рассказы  при
падении  язычества  теряли  свой  смысл  и  переходили  либо  в
богатырскую сказку,  либо  в  бытовые  песни,  либо  в  простые
отрывочные  выражения,  которые  сами  по  себе не представляют
никакого смысла. Таково, например, знаменитое описание теремов,
где отражается вся красота небесная, или описание красавицы,  у
которой во лбу солнце (звезда), а в косе месяц. Точно так же из
ряда  вон  выходящая каннибалистская песня, резюмирует Хомяков,
"есть, по-видимому, не что иное, как изломанная и изуродованная
космогоническая повесть, в которой Богиня сидит на разбросанных
членах  убитого  ею  (также  божественного)   человекообразного
принципа...  Этим  легко  объясняется и широкое распространение
самой песни, и ее  нескладица,  и  это  соединение  тона  глупо
спокойного     с     предметом,    по-видимому,    ужасным    и
отвратительным"53.
     Необычное  превращение  в   русской   "людоедской"   песне
образа-символа  Вселенского великана -- лишь одно из многих его
расщеплений в мировой мифологии после выделения самостоятельных
народов, языков и культур из единого в прошлом Праэтноса.
     Так,    древнекитайский    Первопредок-исполин    Пань-гу,
родившийся  из  Космического  яйца,  считается  творцом  Неба и
Земли. 18 тысяч лет он, подобно эллинскому  Атланту,  продержал
небо  на  своих  плечах,  вырастая ежедневно на 1 чжан, то есть
около 3 метров (подсчитано, что за все время жизни он вырос  до
размера  в  90 тысяч ли, то есть примерно 45 тысяч километров).
Но  главные  космические  превращения  начались  после   смерти
Пань-гу.  В  полном  соответствии  с  древнейшими  общемировыми
представлениями, из частей его тела образова-лось все богатство
поднебесного и наднебесного мира. Последний  вздох  Вселенского
исполина  сделался  ветром  и  облаками, голос -- громом, левый
глаз -- Солнцем, правый -- Луною, туловище с руками и ногами --
четырьмя стра-нами света с пятью знаменитыми горами,  кровь  --
реками,  жилы  -- дорогами, плоть -- почвою, волосы на голове и
усы -- звездами  на  небосклоне,  кожа  и  волосы  на  теле  --
травами,  цветами  и  деревьями,  зубы,  кости, костный мозг --
металлами, камнями и минералами, пот -- дождем и росою54.
     В знаменитой древнеегипетской  Книге  мертвых  части  тела
усопшего,  перенесенного  в  загробный  мир, идентифицируются с
определенным Богом, а, если взять еще глубже, --  с  конкретным
тотемом,  так  как  в  животноподобии  многих  египетских Богов
наглядно закрепилось их тотемное происхождение.  Вот  небольшая
характерная  иллюстрация  такого  распределения  тела по Богам,
взятая  из  42-й  главы  Книги  мертвых  (в   оригинале   текст
сопровождается виньетками с изображением Богов):
     "...Лицо  мое  --  это лицо Диска [Ра-Солнце. -- В.Д.].
Глаза мои -- это глаза Хатор [Небесная Корова]. Уши мои --  это
уши Ап-уата [Бог с головой шакала -- коррелят Осириса]. Нос мой
-- это  нос  Кхенти-кхаса  [Бог -- покровитель и владыка города
Летополиса]. Губы мои -- это губы Анпу [Анубис с головой шакала
-- Владыка загробного царства]. Зубы мои  --  это  зубы  Серкет
[Богиня-Скорпион].  Шея моя -- это шея Богини Исиды. Ладони мои
-- это ладони Ба-неб-Татту [Властитель Татту с  головой  барана
-- коррелят Осириса]. Руки мои -- это руки Неиты, госпожи Саиса
[Богиня  охоты и ткачества]. Мой позвоночник -- это позвоночник
Сути [Бог-"чужестранец" Сет --  брат  Осириса  и  его  убийца].
Фаллос  мой  --  это  фаллос  Осириса.  Почки  мои -- это почки
Повелителей Кхер-аха. Грудь моя --  это  грудь  Могущественного
Бога  Ужаса.  Живот  мой  и  спина  -- это живот и спина Секхет
[Богиня  Сохмет  --  "Могучая",  покровительница   фараонов   и
медицины -- с головой львицы]. Ягодицы мои -- это ягодицы Глаза
Гора  [Хор-Солнце].  Бедра мои -- это бедра и ноги Нут [Небо --
олицетворение Космоса]. Ступни мои --  это  ступни  Птаха  [Бог
земли  и  плодородия].  Пальцы  мои и кости ног -- это пальцы и
кости ног Живых Богов. Нет ни одной части моего  тела,  которая
не  была  бы  частью тела того или иного Бога. Бог Тот [Гермес]
защищает мое тело со всех сторон, и я есть Ра [Солнце] день  за
днем"55.
     Сходные   аналогии   проводятся  и  в  других  источниках:
например, в древнеегипетских же Текстах пирамид и  в  одном  из
Лейденских  папирусов. Но не только у египтян был распространен
древний сюжет. В устных талмудических сказаниях (неканонических
ветхозаветных  преданиях  евреев)  знакомое  космическое  клише
перенесено  на  Первочеловека Адама, который первоначально имел
вселенские размеры, заполняя  собою  весь  мир,  и  лишь  после
грехопадения  Бог уменьшил размеры Праотца рода людского. Когда
Адам лежал, рассказывается в фольклорном предании,  голова  его

Страницы: «« « 92   93   94   95   96   97   98   99   100  101   102   103   104   105   106   107   108   109   110  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси