Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»

("Поймаю -- съем!").
     Еще    один    отголосок    древнейших     космологических
представлений,  закодированных  в  русских  сказках, -- яйцо, в
котором сокрыта Кощеева смерть, а точнее --  тайна  бессмертия.
Еще  один  популярный  сюжет  русского  фольклора  --  золотое,
серебряное и медное царства, каждое  из  которых  возникает  из
яйца (и может опять в него свернуться).
     Представление  о  Вселенной, как Космическом яйце, не было
случайным. С точки зрения обыденного восприятия  звездное  небо
окружает   Землю,   как   скорлупа  окружает  содержимое  яйца.
Остальное также нетрудно домыслить: яйцо возникает не  само  по
себе, а сносится несушкой, значит, и у Космического яйца должен
быть  свой  Творец;  яйцо существует не ради самого себя, а для
произведения  потомства,  --  значит,  и  Космическое  яйцо  --
порождающее средоточие жизни и всего многообразия мира.
     В  древних  культурах  яйцо  олицетворяло также Солнце как
источник весеннего возрождения  и  творческих  сил  природы.  В
русских  сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора,
Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы,  которую  похищают
силы  Тьмы  или  Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако
Жар-птица успевает снести золотое яйцо -- источник  последующей
жизни, света и тепла.
     Потому-то  среди  многих  народов  распространены сказки о
яйце как источнике жизни и  Вселенной.  Из  глубокой  древности
идет  обычай  одаривать  друг  друга  яйцами  и  величать  их в
священных  песнопениях.  Древнеримский  обычай   красить   яйца
Плутарх  объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе
его  заключающего.  У  персов   также   был   известен   обычай
приветствовать  друг  друга  подарком  в виде яиц, окрашенных в
разные цвета. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где
предполагалось строительство (существует предание, что  Неаполь
построен на яйце).
     В   иконографии   Древнего   Египта   нередко  встречается
изображение яйца как  атрибута  Бога.  Так,  Солнцебог  --  Пта
изображался  с  яйцом, символизировавшим Солнце: считалось, что
Пта катает свое яйцо-Солнце по небу (любопытно совпадение имени
древнеегипетского Божества Пта(х) и русского слова "птаха", что
отнюдь не может считаться случайным совпадением -- их роднит не
только общее звучание, но и общая  атрибутика,  какой  является
яйцо).
     В  мифологии полинезийцев видимый мир олицетворяет курица,
в которой скрывался создатель мира Бог  Тангароа,  впоследствии
вышедший  из  яйца. Обломки этого яйца образовали полинезийские
острова. Отголоски подобных космологических воззрений есть и  в
славянском фольклоре: по одному из вариантов украинской сказки,
человек  в войне птиц и зверей помог первым и в награду получил
яйцо, в котором заключался целый Мир (царство).
     Архаичная  символика  яйца  в  виде  скорлупной  полусферы
явственно  обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ
-- многообразных  юртах,  эскимосских  снежных   хижинах
иглу,   легких   тропических   куполовидных   постройках
(например, у зулусов в Африке или  у  колумбийских  индейцев  в
Южной   Америке).   К   тому   же   в  преданиях  этих  народов
происхождение,  конструкция,  ориентация  по  частям  света   и
внутренний   интерьер  таких  жилищ  однозначно  связывается  с
космическими представлениями.  Впоследствии  космоархитектурная
символика  была перенесена на купола церквей, мечетей, гробниц,
некоторых буддийских ступ и т.п.
     Индоевропейская традиция (включая славянскую  и  русскую),
выводящая  миротворение из золотого космического яйца, восходит
к арийским и доарийским временам. В Законах Ману  --  одном  из
самых  известных  древнеиндийских  литературных  источников  --
космогенез начинается с истечения мужского семени  в  первичный
океан.  В результате появляется золотое яйцо -- местопребывание
творца-прародителя  Брахмы.  Он-то  и  разделяет  яйцо  надвое:
верхняя  половина  --  небо,  нижняя  -- земля, а между ними --
воздух. Божественное прозвище Брахмы было  --  Лебедь-Калаханса
(поэтому  и  космическое яйцо считалось лебединым). В санскрите
kala-ha.nsa обозначает и лебедя  и  гуся.  Из  последней
части  санскритского слова путем сложных трансформаций возникло
и русское "гусь" (ср.: немецк. Gans --  "гусь").  Отсюда
же    и    устойчивое    словосочетание    русского   фольклора
"гуси-лебеди".   Интересно,   что   и    название    первичного
космогенного  океана  сохранилось  в современном языке в разных
обличиях. В Законах Ману он именовался Нара (n-ar-a)  --
"воды". К данной лингвистической основе восходят русские слова:
нырять, нора, понурый, нерпа (норпа), нарвал, а также множество
разноязычных  названий, связанных с водными источниками: реки в
Индостане (притоки Инда);  Нара  (приток  Оки)  в  Подмосковье,
Нарва  (Норова)  --  река и город, Нарым (приток Иртыша), Нарын
(приток Сыр-Дарьи), озеро Неро, город  Норильск  (от  "нор"  --
"омут", "яма с водой") (ср.: также монг. "нар" -- "озеро"; коми
"нюр" -- "болото").
     Безусловно,    неоспоримое    свидетельство    древнейшего
почитания у славян  яйца  как  символа  жизнепреемственности  и
космического  возрождения -- это обычай крашения и расписывания
яиц. Обычай, в настоящее время увязанный с христианской Пасхой,
в действительности уходит в самые  дальние  глубины  этнической
истории  славян  и  индоевропейцев.  Археологи  находят писанки
(расписные  яйца)  в  древних  курганах;  в   форме   народного
декоративного  искусства  они широко распространены у восточных
славян, особенно у украинцев.
     Писанки донесли до наших времен свидетельство о древнейших
космологических  и  космогонических  представлениях.  На  яйцах
воспроизводились  солнечные  и  звездные  знаки,  а также более
обобщенные  символы,  например  трезубец  (при   направленности
острия   вверх  он  означал  мужчину,  человека  и  месяц;  при
положении острием вниз означал небо и облако), а также свастика
(символ творческого активного  начала  жизни  и  огня).  Звезды
изображались   восьмиконечными  (что  соответствовало  небесным

Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси