|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» Киевской Руси, то есть всех населявших ее народов --
великороссов, малороссов и булоруссов). Так, по одной из
легенд, Земля, Солнце, Луна и звезды образовались из первичного
шара (аналог Космического яйца). Из яиц же появляются и люди.
После изгнания из рая Бог повелел Еве каждый день нести столько
яиц, сколько в тот день людей умрет. И так -- вечно. А Бог
берет те яйца, делит каждое на две половинки и бросает на
землю. Из одной половинки родится мальчик, а из другой девочка.
А потом они подрастают и женятся. Но иногда бывает, что одна
половинка яйца падает в море, а другая -- на землю или
какой-нибудь зверь съедает одну из половинок. И тогда человек,
родившийся из уцелевшей половинки яйца, остается без пары и всю
жизнь ходит неженатым парубком или незамужней дивчиной77.
У других народов Евразии также распространен сюжет о
нырянии на дно моря (океана) с целью сотворения земли, что
лишний раз доказывает близость и былое единство верований и
культур. У марийцев в этой роли выступают легендарные Юма (Бог)
и Керометь (Сатана), у мордовцев -- Чам-Пас (Бог) и Мастер-Пас
(Шайтан), у алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а
на дно моря ныряет гагара. Хорошо известна обработанная для
детей Виталием Бианки сибирская легенда о птице-чемге-Люле,
которая трижды ныряет в глубины океана, чтобы добыть земли:
всем она достала, а себя обделила. Сюжет обретения земли птицей
нашел отображение в древнем народном искусстве -- как русского,
так и сопредельных народов (рис. 126).
Космогоническое сказание о появлении земли из моря, откуда
ее достают животные, чрезвычайно популярно среди народов мира.
Евразийскому варианту, где главным героем выступает птица,
противостоит американо-индейский вариант (ирокезское предание),
где звери и птицы оказались бессильными, а землю со дна моря
добывает жаба-лягушка78. Всесилие лягушки наводит, кстати, на
мысль о сходстве данного образа с известной русской сказкой о
Царевне-лягушке. С другой стороны, в версии сказки, записанной
на Севере (И.В.Карнауховой (No 65)), вместо Царевны-лягушки
фигурирует Свет-Луна -- мифологический персонаж, несущий явную
космическую нагрузку.
Космическая оберегательная сила яйца и его магическое
значение явственно прослеживается в некоторых сказках, древняя
мифологическая подоплека которых как-то упускалась из виду
специалистами. В сказке, записанной на русском Севере
Е.В.Барсовым, рассказывается о девушке с одной ступней золотой,
другой -- серебряной, которая стала царицей, обращенной ведьмой
в утку с одним крылом золотым, а другим серебряным. После
встречи с мужем-царем, когда он плюнул три раза, утка родила от
той слюны двух мальчиков-самобратов и отдельно -- волшебное
яйцо. Говорящее яйцо (известен вариант, где оно золотое)
охраняет братьев от всех козней ведьмы-мачехи, но когда они
забывают о наставлениях матери-утки, яйцо, ранее
предупреждавшее братьев обо всех опасностях, испекается в
горячем песке и замолкает, а те погибают. Счастливое окончание
этой сказки записал И.А.Худяков в Нижегородской губернии (в его
сборнике оно опубликовано под No 89). Золотая Утка приносит
живой и мертвой воды, оживляет детей, принимает человеческий
вид и вновь становится женой царя. Интересно, что царица,
которая сначала была простой девушкой, имела золотую и
серебряную ступни (что в славянском фольклоре соответствует
солнечному и лунному свету), стала золотой Уткой (вариант с
золотым и серебряным крыльями).
Сюжет о золотой утке, несущей золотые яйца (вариант: одно
золотое, другое -- серебряное), широко известен среди русского
населения. Он был настолько популярен, что в прошлом веке
повсеместно распространялся в виде лубочного издания. В
афанасьевском сборнике приводятся два варианта сказки про утку
с золотыми яйцами (No 195 -- 196). В одной из них есть
словесная формула, которая звучит как заклинание: "Есть зеленый
луг, на том лугу береза, у той березы под кореньями утка;
обруби у березы коренья и возьми утку домой, она станет нести
тебе яички -- один день золотое, другой день серебряное". В
другой сказке из афанасьевского сборника (No 264)
рассказывается о Царевне Серой Утке, но такой, что сродни
Жар-птице. Обернувшись уткой, девушка "все царство собой
осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется!".
Материально-вещественным закреплением памяти тех давних -- не
веков -- тысячелетий стала традиция делать деревянные ковши для
воды (вина, пива, меда, браги) в виде утки (рис. 127).
Таким образом, архетип яйца и сотворившей его птицы
прослеживается на протяжении всей истории русского
мировоззрения. Сохраняясь долгое время в сакральных народных
обычаях и обрядах, они перешли частично впоследствии в
духовно-мистическую поэзию русского сектантства -- хлыстов и
скопцов. Сектанты вообще считали себя и именовали птицами
райскими: "все райские птицы -- братцы и сестрицы". Но образ
этот был совмещен также и с образами Святого Духа, Матушки
Богородицы, Батюшки Сына Божьего, слетающих с Неба в виде птиц.
"Сманить с неба птицу", по терминологии сектантов, значит
привлечь Бога на землю, войти с ним в благодатное общение на
радении. Сектантский пантеон представлен и в виде птицы вообще,
("прилетела райска птица -- сама матушка царица") и в виде
конкретных разновидностей птиц: Сын Божий -- сокол или орел,
Святой Дух -- соловушко, сектантские пророки --
гулюшки-голубки. В свое время именно эти пророки
воспользовались древней поэтической версией народного космизма,
системой его образов и приспособили их к новой религии
(аналогично тому, как в свое время христианство в целом, а на
Руси особенно, приспосабливалось к неискоренимым языческим
обычаям и традициям).
Древнейшими символами русского народного мировоззрения и
его космоустремленности являются мифологические птицы русского
фольклора: Гамаюн, Алконост, Сирин (см. рис. в Прологе),
Феникс, Жар-птица и Стратим-птица. Наиболее древний и
Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |