Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»

Киевской   Руси,   то   есть  всех  населявших  ее  народов  --
великороссов,  малороссов  и  булоруссов).  Так,  по  одной  из
легенд, Земля, Солнце, Луна и звезды образовались из первичного
шара  (аналог  Космического яйца). Из яиц же появляются и люди.
После изгнания из рая Бог повелел Еве каждый день нести столько
яиц, сколько в тот день людей умрет. И  так  --  вечно.  А  Бог
берет  те  яйца,  делит  каждое  на  две половинки и бросает на
землю. Из одной половинки родится мальчик, а из другой девочка.
А потом они подрастают и женятся. Но иногда  бывает,  что  одна
половинка  яйца  падает  в  море,  а  другая  --  на  землю или
какой-нибудь зверь съедает одну из половинок. И тогда  человек,
родившийся из уцелевшей половинки яйца, остается без пары и всю
жизнь ходит неженатым парубком или незамужней дивчиной77.
     У  других  народов  Евразии  также  распространен  сюжет о
нырянии на дно моря (океана)  с  целью  сотворения  земли,  что
лишний  раз  доказывает  близость  и былое единство верований и
культур. У марийцев в этой роли выступают легендарные Юма (Бог)
и Керометь (Сатана), у мордовцев -- Чам-Пас (Бог) и  Мастер-Пас
(Шайтан),  у  алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а
на дно моря ныряет гагара.  Хорошо  известна  обработанная  для
детей  Виталием  Бианки  сибирская  легенда о птице-чемге-Люле,
которая трижды ныряет в глубины  океана,  чтобы  добыть  земли:
всем она достала, а себя обделила. Сюжет обретения земли птицей
нашел отображение в древнем народном искусстве -- как русского,
так и сопредельных народов (рис. 126).
     Космогоническое сказание о появлении земли из моря, откуда
ее достают  животные, чрезвычайно популярно среди народов мира.
Евразийскому варианту,  где  главным  героем  выступает  птица,
противостоит американо-индейский вариант (ирокезское предание),
где  звери  и  птицы оказались бессильными, а землю со дна моря
добывает жаба-лягушка78. Всесилие лягушки наводит,  кстати,  на
мысль  о  сходстве данного образа с известной русской сказкой о
Царевне-лягушке. С другой стороны, в версии сказки,  записанной
на  Севере  (И.В.Карнауховой  (No  65)), вместо Царевны-лягушки
фигурирует Свет-Луна -- мифологический персонаж, несущий  явную
космическую нагрузку.
     Космическая  оберегательная  сила  яйца  и  его магическое
значение явственно прослеживается в некоторых сказках,  древняя
мифологическая  подоплека  которых  как-то  упускалась  из виду
специалистами.  В  сказке,   записанной   на   русском   Севере
Е.В.Барсовым, рассказывается о девушке с одной ступней золотой,
другой -- серебряной, которая стала царицей, обращенной ведьмой
в  утку  с  одним  крылом  золотым,  а другим серебряным. После
встречи с мужем-царем, когда он плюнул три раза, утка родила от
той слюны двух мальчиков-самобратов  и  отдельно  --  волшебное
яйцо.  Говорящее  яйцо  (известен  вариант,  где  оно  золотое)
охраняет братьев от всех козней  ведьмы-мачехи,  но  когда  они
забывают    о    наставлениях    матери-утки,    яйцо,    ранее
предупреждавшее  братьев  обо  всех  опасностях,  испекается  в
горячем  песке и замолкает, а те погибают. Счастливое окончание
этой сказки записал И.А.Худяков в Нижегородской губернии (в его
сборнике оно опубликовано под No  89).  Золотая  Утка  приносит
живой  и  мертвой  воды, оживляет детей, принимает человеческий
вид и вновь  становится  женой  царя.  Интересно,  что  царица,
которая   сначала   была  простой  девушкой,  имела  золотую  и
серебряную ступни (что  в  славянском  фольклоре  соответствует
солнечному  и  лунному  свету),  стала золотой Уткой (вариант с
золотым и серебряным крыльями).
     Сюжет о золотой утке, несущей золотые яйца (вариант:  одно
золотое,  другое -- серебряное), широко известен среди русского
населения. Он был  настолько  популярен,  что  в  прошлом  веке
повсеместно   распространялся   в  виде  лубочного  издания.  В
афанасьевском сборнике приводятся два варианта сказки про  утку
с  золотыми  яйцами  (No  195  --  196).  В  одной  из них есть
словесная формула, которая звучит как заклинание: "Есть зеленый
луг, на том лугу береза,  у  той  березы  под  кореньями  утка;
обруби  у  березы коренья и возьми утку домой, она станет нести
тебе яички -- один день золотое,  другой  день  серебряное".  В
другой    сказке    из   афанасьевского   сборника   (No   264)
рассказывается о Царевне  Серой  Утке,  но  такой,  что  сродни
Жар-птице.   Обернувшись  уткой,  девушка  "все  царство  собой
осияла:  крыльями  машет,  а  с  них  словно   жар   сыпется!".
Материально-вещественным  закреплением  памяти тех давних -- не
веков -- тысячелетий стала традиция делать деревянные ковши для
воды (вина, пива, меда, браги) в виде утки (рис. 127).
     Таким  образом,  архетип  яйца  и  сотворившей  его  птицы
прослеживается    на    протяжении    всей   истории   русского
мировоззрения. Сохраняясь долгое время  в  сакральных  народных
обычаях   и   обрядах,  они  перешли  частично  впоследствии  в
духовно-мистическую поэзию русского сектантства  --  хлыстов  и
скопцов.  Сектанты  вообще  считали  себя  и  именовали птицами
райскими: "все райские птицы -- братцы и  сестрицы".  Но  образ
этот  был  совмещен  также  и  с образами Святого Духа, Матушки
Богородицы, Батюшки Сына Божьего, слетающих с Неба в виде птиц.
"Сманить с  неба  птицу",  по  терминологии  сектантов,  значит
привлечь  Бога  на  землю, войти с ним в благодатное общение на
радении. Сектантский пантеон представлен и в виде птицы вообще,
("прилетела райска птица -- сама  матушка  царица")  и  в  виде
конкретных  разновидностей  птиц:  Сын Божий -- сокол или орел,
Святой   Дух   --    соловушко,    сектантские    пророки    --
гулюшки-голубки.    В    свое    время   именно   эти   пророки
воспользовались древней поэтической версией народного космизма,
системой  его  образов  и  приспособили  их  к  новой   религии
(аналогично  тому,  как в свое время христианство в целом, а на
Руси  особенно,  приспосабливалось  к  неискоренимым  языческим
обычаям и традициям).
     Древнейшими  символами  русского народного мировоззрения и
его космоустремленности являются мифологические птицы  русского
фольклора:  Гамаюн,  Алконост,  Сирин  (см.  рис.  в  Прологе),
Феникс,  Жар-птица  и   Стратим-птица.   Наиболее   древний   и

Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси