|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 » »» себе землю, а я увижу, как он это делает, и по его примеру
сотворю свою особую землю.
Взял Бог землю и повелел из водной глубины явиться трем
китам. И вот явились три кита, таких больших, что станешь на
головы, так конца хвостов и не увидишь. Киты установились
головами вместе, а хвостами в разные стороны. Тогда Бог положил
землю себе на ладонь, а другою ладонью стал мять землю и
сдавливать ее. Мял -- мял Бог землю и сделал из нея вроде
небольшой круглой и совершенно ровной лепешки; эту
лепешку-землю Бог положил на головы трех китов, и земля стала
расти, росла-росла и покрыла собою всех трех китов и все
продолжала расти. Трем китам стало уже не под силу держать
землю, и тогда Бог повелел явиться из водной пучины еще четырем
китам и держать землю. Явились четыре кита, сомкнулись они
головами с первыми тремя, а хвостами раскинулись в разные
стороны и стали держать землю. С того времени и до наших дней
земля держится на семи китах.
В то время как росла и ширилась земля на китах, -- росла и
ширилась также земля, оставшаяся во рту у сатаны, так что
сильно раздуло щеки у сатаны. Бог это заметил и спрашивает
сатану: -- С чего это у тебя щеки-то раздуло? -- И сатана
должен был сознаться: -- Виноват! Прости Господи: я утаил во
рту немного земли.
-- Выплевывай землю изо рта! -- приказал Бог. И сатана
стал выплевывать землю. И там, где сатана плюнет, -- появляются
всякие дикие и нечистые места, -- горы и овраги, лесныя
трущобы, кочки и болота. До этого же земля была ровна и чиста и
во всех отношениях прекрасна. Так Бог сотворил землю и весь
мир.
Когда творение земли завершилось, тогда Бог задумал
отдохнуть. Вытащил он лодочку из воды на землю, перевернул ее
вверх дном, а сам улегся около лодочки и скоро уснул крепким
сном. Сатана, при виде уснувшего Бога, замыслил недоброе дело,
-- он задумал погубить Бога. Сатана думал так: -- Брошу я
соннаго Бога в воду и утоплю его, и тогда -- земля будет моя и
лодочка будет моя.
Взял сатана Бога и понес его к берегу. Но по мере
приближения сатаны к воде земля перед ним все росла и ширилась,
а вода перед ним все убегала да убегала. Так сатана и не мог
донести Бога до воды. Повернул тогда сатана в другую сторону и
понес Бога к другому берегу земли, думал, не удастся ли бросить
Бога с другого берега земли. Но и там повторилась та же
история. Тогда сатана положил Бога на прежнее место, около
лодочки, как будто бы он и не касался Бога.
Земля и поныне держится на семи китах и висит на воде.
Земля продолжает расти и теперь, -- и когда она вырастет и
увеличится настолько, что и семь китов не в состоянии будут
держать ее, -- тогда киты уйдут в воду; земля разсыплется и
провалится в водные бездны. Тогда и наступит конец мира.
Говорят, что это время уже недалеко".
Известны и другие варианты. Один из них -- более
лаконичный -- записан в конце прошлого века в Смоленской
губернии собирателем русского и славянского фольклора
В.Н.Добровольским. В записи и публикации неутомимого этнографа
зафиксирована драгоценная деталь. Черт выступает в образе
лебедя, и Бог заставляет его трижды нырять на дно моря за
песком, чтобы сотворить сушу73. Здесь же приводится еще одна
редкая русская космогоническая легенда о происхождении Луны из
Солнца. "Прежде было два солнца, но Бог, разгневавшись на одно
из них, наслал змея, который так высосал солнце, неугодное
Богу, что оно стало совершенно бледным -- и зовется оно с тех
пор уже месяцем и светится только ночью"74. Понятно, что на
протяжении тысячелетий в процессе этнической дифференциации
многие первоначальные мифологические сюжеты и образы
трансформировались, обрастали новыми подробностями или,
напротив, утрачивали старые. Однако исходные моменты народная
память удерживала цепко.
Теперь уже трудно установить, какой космогонический образ
древнее -- утка (гоголь) или лебедь. Скорее, и тот и другой
выступали тотемами различных родов или племен. Несомненно одно:
древнейшие представления о сотворении мира на стадии
недифференцированной культурной и языковой общности народов
Евразии были связаны с водоплавающей птицей и первичным
Океаном, который в конечном счете является космическим океаном.
Для подтверждения сказанного приведем еще раз финский -- теперь
прозаический -- вариант легенды о сотворении мира.
"Был гоголь на море; вместо воздуха был только туман.
Дух сатана является гоголю: "Для чего ты здесь на море?" Гоголь
сказал: "Я птица водяная, ведь мое место на море". -- "Но что
же ты здесь на море, когда нет земли?" -- "Где же взять землю,
раз она вовсе не существует!" -- "Земля ведь находится на дне
моря. Раз ты водяная птица, сходи за землею на дно". Гоголь
погружается на дно моря и несет земли в клюве. У него осталось
ея мало, так как вода смыла часть ее. Дух сатана говорит:
"Сходи еще раз, принеси побольше". Гоголь принес еще. "Сходи
еще и приучись носить побольше". Гоголь сходил третий раз и
принес еще больше. Они сделали себе участок земли на море и
начали жить там.
Очутился дух Божий среди них. "Откуда у вас здесь земля?"
-- "Гоголь сходил на дно моря". -- "Начнем вместе творить, раз
у вас есть земля..." Злой дух взял земли в рот, отделяя часть
ее для своей земли. Бог все говорит: "Должно быть больше земли,
так как здесь она еще не вся". Злой дух клянется: "Больше нет".
Бог настаивает на своем и говорит: "Открывай рот". Там и нашли
землю. "Смотри, здесь ведь есть земля; для чего ты клялся, что
ее нет?" Тот выплевывает землю на север, где из нея стали расти
камни, скалы, горы75.
Отголоски древнейших представлений о Космическом яйце
находим и в некоторых украинских космогонических сказаниях76 (а
архаичный украинский фольклор -- он одновременно и фольклор
Страницы: «« « 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |