|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» мироздания.) С учетом чередования согласных "ж" и "г" понятия
"жар" и "гарь" имеют общую генетическую и смысловую основу. Ту
же корневую основу имеет и имя царя птиц индуитской мифологии
Гаруды, ездового животного Бога Вишну (вспомним общеарийского
Вышнего и общеславянского Вешнего). Гаруда -- имеет
солнечно-световую природу, его сияние ослепительно даже для
Богов. В отличие от русских птицедев Гаруда изображается в виде
существа с человеческим туловищем, крыльями и орлиной головой с
клювом (рис. 132).
Есть свой Гаруда и в русской мифологии, но в волшебных
сказках он действует как исполинская безымянная птица, которая
спасает героя -- выносит его из Подземного царства на Белый
свет. Здесь тоже своя космическая символика: Подземное царство
в русской сказке -- совсем не обязательно бездонная темная яма.
Это скорее место, куда на ночь заходит Солнце, обратная, так
сказать, сторона Земли при условии, что она представлялась
плоской. Потому-то отождествляется иногда это Подземное царство
с Золотым (Солнечным) или Серебряным (Лунным).
Функционально и по смыслу к Жар-птице и ее доарийскому
прообразу, из которого вышел индийский Гаруда, примыкает также
и самая таинственная и самая могучая птица русской мифологии --
Стратим (Страфил). Такое разночтение объясняется
искаженным переводом с греческого языка, где это слово означает
"птицу" (отсюда же происходит название "страус", но в русский
язык оно попало уже опосредованно -- через немецкий).
"Стратим-птица -- всем птицам мать", -- утверждает Голубиная
книга. И это неспроста. Стратим-птица -- прародитель и владыка
всего птичьего мира -- обитает посреди моря-океана. Стоит ей
встрепенуться, и налетает буря. Она же способна укротить шторм,
а на ночь прячет под крыло солнце, чтобы утром вновь подарить
его миру. Может спрятать под крыло и землю, спасая ее от бед
вселенских. Поутру она возвещает о начале утра, и по ее знаку
по всей земле начинают петь петухи. Эти подробности сообщаются
в различных вариантах Голубиной книги.
Представленные выше мифологические персонажи так или иначе
отображают древнейшие пласты человеческой предыстории, когда
Птица занимала главенствующее положение в иерархии природных и
космических сил. Ее символом, сохранившим первоначальную
смысловую насыщенность вплоть до наших дней, выступает не
только Яйцо, но и Перо -- необременительный и
впечатляющий спутник человеческой жизни. Нет такого этноса --
даже в самом глухом и Богом забытом уголке земли, -- где бы
перо считалось зряшным отбросом и не было бы окружено
множеством легенд и поверий. В разных культурах и на разных
этапах их развития Перо символизировало Воздух, Ветер, Свет,
Высоту, Полет, Легкость, Сухость, Пустоту и в конечном счете
замыкалось на такие узловые понятия как Творец Вселенной,
Слово, Истина. У североамериканских индейцев великолепные
головные обрамления из перьев символизируют, помимо всего
прочего, и Великого Духа Вселенной. Но почти такой же смысл
вкладывали в Перо и древние египтяне, у которых знак пера
означал "Создателя форм всех вещей". Перья являются непременным
атрибутом головных уборов главных египетских Богов -- Осириса,
Амона-Ра, Хора, Шу, Птаха и др. Отличительным символом Богини
Истины Маат -- жены Тота-Гермеса -- также выступает перо.
Испокон веков оно означало принадлежность к высшей власти --
политической и духовной. В традиционных общественных структурах
Африки, Северной, Центральной и Южной Америки, Азии, Австралии,
Океании (включая Новую Гвинею) вожди, шаманы, колдуны и поныне
предпочитают перьевое одеяние. Есть все основания предполагать,
что перья в одежде и особенно в головных уборах играют роль
своеобразных антенн, способствующих улавливанию импульсов
биосферы и энерго-информационного поля Вселенной. Скорее всего,
именно перья-антенны помогают птицам так хорошо ориентироваться
по магнитному, гравитационному и другим физическим полям при
перелетах на дальние расстояния и при весенне-осенних миграциях
из одного полушария Земли в другое.
К сожалению, перо -- один из самых недолговечных и
уязвимых для стихий материалов. Поэтому о "перьевой культуре"
индоевропейцев -- какой она была в древности -- мы можем судить
главным образом по сведениям, сохранившимся в мифологии
(крылатые Божества), фольклоре (птицедевы и птицемужи),
этнографии (многочисленные обряды и обычаи). Интересные
свидетельства оставили и античные историки. Так, Павсаний
сообщает, что первая модель Дельфийского храма была сделана из
перьев, и Аполлон послал ее в качестве подарка на свою
историческую родину -- в Гиперборею. В русском фольклоре также
сохранилась память о тех временах. В волшебных сказках Перо
Жар-птицы несет гораздо большую смысловую нагрузку, чем сама
птица: оно не просто источник ослепительного огня и света, но и
носитель света истины и правды (напоминая тем самым своими
функциями перо Богини Истины Маат). Центральную роль играет
перо и в архаичном сюжете о Финисте Ясном Соколе: именно оно --
волшебное перышко -- превращается попеременно то в живого
молодца, то в его тотемную ипостась -- сокола.
Обожествление и космизация колеса объясняется
естественными причинами: два главных небесных светила -- Солнце
и Луна имеют круглую форму. Кроме того, с субъективной точки
зрения движущегося наблюдателя кажется, что небесные объекты
крутятся; кажущееся это вращение убыстряется по мере увеличения
скорости наблюдателя. Поклонение космическому колесу в виде
Солнца и Луны намного древнее появления вещного колеса и
использования его в хозяйственном обиходе (колеса повозок и
телег, колеса прялки, мельницы, жернова, гончарный круг и
т.д.). Возможно, именно наблюдение за естественными небесными
"колесами" (и поклонение им) привело к открытию того колеса,
которое, войдя в практику, произвело настоящую революцию в
хозяйственной жизни и в быту.
Вместе с тем в мировой традиции колесо выступает символом
Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |