|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »» Особый интерес здесь представляет устойчивое
словосочетание "пески сердце высосали". По объяснению
Снегирева, в нем изображено жертвоприношение, когда кровь
жертвы изливалась на специально насыпанный песок (что до
недавнего времени еще практиковалось у северных народов). Тот
факт, что жутковатая идиома превратилась в невинную поговорку,
свидетельствует, во-первых, о древности самого обряда, а
во-вторых, о перемешении в нем человеческих и животных
жертвоприношений. Сама колядка вроде бы свидетельствует о
вытеснении человеческого жертвоприношения козлиным, но из
контекста так и проступает ужас человека, обреченного на
заклание (к тому же и названного по имени). Вспомним, для
примера, что еще незадолго до испанского завоевания ацтеки
только в один праздник плодородия вырезали в качестве жертвы
Солнцу сердца у 20 тысяч (!) обреченных.
Летом 1907 года немецкий историк О.Шрадер по приглашению
российских коллег посетил Олонецкую губернию. Более всего он
был поражен архаикой одного на первый взгляд заурядного обычая:
русские крестьяне в так называемое "баранье воскресенье",
приуроченное к Ильину дню, повсеместно резали жертвенных
барашков. Мясо заколотых животных относилось на берег озера и
варилось в 12 котлах (исключительно мужиками, женщины к
жертвенному таинству не допускались)92. Схема ритуала та же,
что и в приведенной выше колядке, разница только в приносимых
жертвах. Профессор Бреславльского университета сразу же уловил
главное: следы русского северного обряда теряются в самых
отдаленных глубинах индоевропейской древности.
Сам по себе характер жертвоприношения менялся в течение
веков и тысячелетий. Человеческие жертвы повсюду заменялись
животными, растительными плодами или иными дарами, хотя еще в
начале нынешнего века среди некоторых народностей Российского
Севера еще бытовало мнение, что человеческая жертва намного
действеннее животной. Русский фольклор также хранит память о
трагических ритуалах. В былине о Садко разбушевавшуюся морскую
стихию пытаются умилостивить путем принесения жертвы по жребию,
который, как известно, достался самому Садко.
Из поколения в поколение, из года в год -- и так на
протяжении многих веков да и тысячелетий -- колядующие внушали
каждому хозяину, что его дом -- частица Вселенной. Так как семь
столбов символизируют семь древнеарийских священных небес), что
все люди -- в родстве с Солнцем, Месяцем и частыми звездами. И
та звезда, которую несли в обязательном порядке впереди группы
ряженых песенников, лишь после введения христианства стала
называться Вифлеемской звездой (слабая смычка с новым для
древних славян праздником Рождества). А до этого она
олицетворяла древнее Божество -- Коло, в честь которого пелись
колядки и отмечался самый праздник Коляды. А рукотворный лик
Колы -- расписной круг с зубцами одинаково соответствовал и
Солнцу, и звездам (одним из древних народных названий Полярной
звезды, главного ориентира северного неба, было Кол,
сопряженное с именем Бога Колы).
В архаичном миропонимании не только славян, но и прибалтов
(например, латышей) Солнце зачастую имеет женский род.
Древнерусское женское название Солнца -- Солонь встречается в
самой древней из дошедших русских рукописных книг --
Остромировом евангелье (в современном языке известно
малоупотребительное слово "посолонь", что означает "по
Солнцу"). По русским народным поверьям, Солнце, возвращаясь из
зимы в лето, надевает праздничный сарафан и кокошник, что
наглядно свидетельствует о женской принадлежности (об этом же
говорит популярная загадка: Что такое: красная девушка в окошко
глядит? -- Солнце).
В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы
обращались к дневному светилу: "Матушка, красное солнце!"
Сохранилась в записи XIX века значительная по своему
космическому мироощущению песня липецкой девушки (Тамбовская
губерния), которая перечисляет свою астрально-космическую
родословную, подчеркивая неотделимость человека от Вселенной:
Мне матушка -- красна Солнушка,
А батюшка -- светел Месяц,
Братцы у меня -- часты Звездушки.
А сестрицы -- белы Зорюшки.
Тема -- достаточно распространенная в русской обрядовой
поэзии. Купальская песня крестьян Смоленской губернии доносит
до нас ту же архаику древнего космического мировоззрения, когда
человек мыслил себя полноправным членом небесно-космической
семьи.
А я роду хорошего...
А я роду богатого...
А мой батька -- ясен месяц...
Моя матка -- красное солнце...
Женская природа Солнца легко прослеживается и в сказочном
образе Царь-девицы. Она -- всесильная солнечная дева (в сказке
Ершова "Конек-горбунок" она -- сестра Солнца); живет за
морем-океаном или огненной рекой; владеет чудесным дворцом, из
окон которого видна вся Вселенная; от ее взоров нельзя
спрятаться ни в облаках, ни на суше, ни под водой. Другое ее
имя -- Царевна Солнце. По старым русским представлениям Солнце
(Солонь) находится в брачных отношениях с Месяцем. Если в
сказках и песнях говорится: звезды -- дети, Солнце (мать) и
Месяц (отец), то в более общем плане это означает: звезды
возникли из световой стихии, олицетворением которой выступали
самые яркие (светлые) небесные объекты -- Солнце и Месяц.
Один из вариантов произнесения (и написания) древнего
слова "солонь" -- "солунь". Высказывалось интересное
соображение, что здесь объединены два брачующихся Божества:
Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |