|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 » »» "Древо жизни", "Древо познания").
Одним из самых ранних изображений Мирового древа на
территории нашей Родины, относящимся еще к эпохе Гипербореи,
является, пожалуй, один из петроглифов Онежского озера. Рисунок
объединяет сразу два космических сюжета: миротворящую птицу
(гуся или лебедя) и жизнедарящее древо. Этот лебедь, сидящий на
древе, и его глубочайший вселенский смысл могли бы вполне стать
символом древнего космизма, предшествовавшего
философско-научному.
Есть свои изобразительные традиции и у русского народа.
Древо жизни (Мировое древо) -- излюбленная тема русских
вышивальщиц, которые знать не знали об истинном содержании
замысловатого узора. Но передаваемый от поколения к поколению
незыблемый мифологический код позволяет расшифровать сложный
орнамент, объединяющий Жизнь, олицетворяемую самим древом, и
Космос, представленный многочисленными и разнообразными
солярно-астральными знаками.
Истинное назначение символа мирового древа раскрывается в
"Слове о полку Игореве", где поминается вещий Боян, который
"растекался мыслью по древу". Хотя существуют десятки
разнообразных интерпретаций данного образа, -- истина,
по-видимому, все же заключается в буквальном толковании
"растекания мысли по древу", если принять, что символ древа --
опорный образ мысли, помогающий сказителю или прорицателю
воссоздать закодированный скрытый смысл. Точно так же сибирский
шаман, у которого мировое дерево рисуется на длиннополом
костюме, сшитом из шкур (а эпитет Бояна -- вещий, то есть
"ведающий, владеющий тайным, колдовским знанием", напрямую
сближает его с древними языческими жрецами и шаманами), впадал
в экстаз, сообщает загипнотизированным слушателям о своем
путешествии (полете) по стволу и ветвям древа в скрытые,
недоступные непосредственному созерцанию миры (рис. 144).
Собирательный образ Космического древа в представлении
всех славянских народов рисует древнее предание, сохранившееся
среди южных славян. Вот оно:
"Ось мира есть святое дерево -- ясень. Его высокая вершина
превышает горные вершины и шесть небес и поднимается до
седьмого неба, по которым в своих светлых палатах пребывает
верховный Бог Сварун [Сварог. -- В.Д.]. Насколько
вершина ясеня, дерева мира, высока, настолько корень его
глубок; корни его простираются по всему подземному царству
Чернобога. Корень его четверолапый: один корень идет на юг,
второй -- на восток, третий тянется к северу, четвертый -- к
западу. Под ясенем простирается земля. Мелкие сережки в его
ветвях -- солнце, месяц и звезды. Так ясень связывает подземное
царство, землю и небо. Из-под дерева мира бьет ключ чистой,
живой воды, которая оздоровляет и воскрешает из мертвых. У
ключа сидят три предсказительницы, верные прислужницы. Одна
знает, что было, другая -- что будет, а третья -- то, что есть.
Они решают, чему быть. Больше того -- определяют всякому его
судьбу: хорошую или плохую. Так они, обещая и жизнь и смерть,
трудятся над возникновением жизни"98.
В поэтической форме космический смысл, закодированный в
мифологеме Мирового древа, проникновенно раскрыл Вячеслав
Иванов:
Так Древо тайное растет душой одной
Из влажной Вечности глубокой,
Одетое миров всечувственной весной,
Вселенской листвой звездноокой:
Се Древо Жизни так цветет душой одной.
Но еще Гоголь в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"
напоминал: "Есть где-то, в какой-то далекой земле, такое
дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по
нем на землю ночью перед светлым праздником..." Здесь Мировое
древо представлено как космическая дорога Богов.
Множество подобных легенд собрано и опубликовано
А.Н.Афанасьевым во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на
природу" -- от устных сказаний до письменных апокрифов. В
апокрифической беседе Панагиота с Фрязином Азимитом (по
рукописи XVI века) космическое мировое древо описано следующим
образом: "А посреди рая древо животное, еже есть божество, и
приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в
огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же
листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое
благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12
источников".
Молочный источник (река) около огненного златовидного
древа, достигающего небес, -- это смутный намек на Млечный путь
-- звездный Стержень видимого Космоса -- и одновременно
воспоминание о Стране Блаженных -- Гиперборее. По убеждению
представителей европейской мифологической школы в
фольклористике, к которой принадлежал Афанасьев, -- мировое
древо вообще является символом небесно-космической иерархии
мира. Оно повернуто кроной к земле, а ствол и корни уходят в
неоглядные дали Вселенной (рис. 145). Видимая вершина, с точки
зрения мифологов, -- это доступные земному наблюдателю тучи и
облака. Мнение достаточно распространенное, в XIX веке оно
доминировало. Но традиции подобных взглядов уходят в самые
глубины народного миросозерцания. Один из самых известных и
древнейших русских заговоров гласит: "На море на Океане, на
острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх
кореньями". Имеется значительный соблазн интерпретировать
причудливый образ представленным из Космоса. Сверху с точки
зрения космонавта (тем более неземлянина) деревья
представляются перевернутыми: ближе к наблюдателю находятся
ветви и крона, дальше -- корни; отсюда образ -- корнями вверх
(хотя верх и низ с космической точки зрения -- понятия сугубо
относительные).
Страницы: «« « 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |