|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» речь пойдет ниже). Кроме того, понятие Колы всегда обозначало
также "круг" и "круговорот" и в этом смысле символизировало
необратимое течение времени, замкнутые циклы природных явлений,
смену времен года и человеческих поколений, циклическую
повторяемость в жизни людей95.
Вселенская закодированность природных циклов наложила
неизбежный отпечаток на всю круговую символику и, в частности,
на обрядовые венки, неотделимые от истории мировой
культуры, любых эпох и народов. В венках из цветов, трав
листьев и веток естественным образом соединилась символика
вечного возвращения растительной жизни и небесно-космического
круговорота, тайна жизни и тайна смерти. Магические функции
венков чрезвычайно разнообразны: величальная (увенчание головы
победителя или надевание цветочной гирлянды на шею);
дожиночная, связанная с завершением сбора урожая; свадебная
(откуда возникло само понятие "венчание"); погребальная
(похоронные венки, надеваемые на усопшего или возлагаемые на
могилу) и т.д.
Магический смысл имеет уже сама форма венков -- круг, тор,
колесо, что полностью соответствует магической семантике
Солнечного Коло и распространяется на другие круглые предметы с
отверстием посередине: кольца, обручи, звенья цепи, навершие
ключей, выпечку -- калачи, бублики, баранки и т.п. С
оберегательными свойствами круга связано множество древних
ритуалов: очерчивание кругом как защита от невзгод и несчастий,
доение или процеживание молока сквозь венок, а также
пролазание, протаскание, наблюдение, переливание, умывание, еда
и питье -- и все через венок.
Вера славян в волшебную силу венка наглядно проявляется в
их полифункциональном использовании в архаических празднествах
-- святочных, масленичных, троицких, купальских. Так,
купальские венки -- неотъемлемый атрибут языческих игрищ.
Сплетенные венки, в том числе -- из дубовых или кленовых
листьев -- надевали на голову; на заключительном этапе обряда
их чаще всего уничтожали: сжигали на костре, бросали в воду, в
колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище. Часть
венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от
градобития, относили в огороды против вредителей. Повсеместно
практиковалось гадание по венкам: их бросали в реку и по
движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли на сутки во
дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье);
подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон.
Купальские венки, как и троицкие, использовались для защиты
дома, скота, посадок: их вешали над дверями, клали на грядки,
надевали на рога коровам "против ведьм" и т.д. и т.п.96.
Архетип Космического древа, олицетворяющего вечно
возрождающуюся потенцию Вселенной, столь же древен, как и образ
Космического колеса. Но если последнее только фиксирует
повторяемость и цикличность вселенских событий, то растение
раскрывает их во всем многоцветии и развитии. Колесо лишь
монотонно вертится или катится, дерево же появляется из семени,
растет, обретает сложную и постоянно меняющуюся структуру
(корни, ствол, ветви, листва, плоды) и наконец умирает,
оставляя после себя потомство. Древо -- зримый символ развития,
чья древность доказывается степенью распространенности на всех
континентах Старого и Нового Света (рис. 142, 143) (в отличие
от последующих эпох, связанных с образами Космической коровы и
Космического коня, о которых индейцам обеих Америк ничего не
известно, поскольку они переселились в Новый Свет задолго до
начала одомашнивания лошадей и крупного рогатого скота, а
бизон, как известно, одомашнен не был).
Заведомо неполная схема разделения начальных этапов
развития общества по векам: Каменный, Бронзовый, Железный (а
также легендарные -- Золотой, Серебряный, Медный), вне всякого
сомнения, должна быть дополнена и "Деревянным" ("Дендрическим")
веком. К сожалению, дерево -- материал недолговечный, поэтому
вещественных памятников от той далекой эпохи сохранилось мало.
Нетленными оказались лишь духовные памятники, закрепленные в
памяти народа в форме кодированных текстов, передаваемые от
поколения к поколению. Среди них и мифологема Космического
древа.
По древнетибетским мифологическим представлениям,
известным как добуддистская "религия бон", изначально в мире
существовали одни только деревья и не было животных. Символ
всего живого -- Космическое древо -- прорастало сквозь три
главных мира -- царство Богов, земную область людей и нижний
мир духов, -- соединяя Вселенную в неразрывное целое97. Здесь
налицо абсолютизация своего рода дендрической картины мира,
которая, надо полагать, соответствовала определенной стадии
развития человеческого общества.
Образ Мирового (Космического) древа проходит через историю
всех древних цивилизаций -- древнеиндийской, древнекитайской,
древнеегипетской, шумеро-аккадской, ассиро-вавилонской,
хеттской, древнееврейской, древнеиранской, ацтекской, инкской.
Этот же символ сопровождает верования и миропредставления
многих оседлых и кочевых народностей Евразии, островитян
Полинезии, Индонезии, индейцев обеих Америк и некоторых
аборигенов Африки. В русском космическом миросозерцании древо
жизни трансформировалось в фольклорный образ дуба, растущего на
острове Буяне (символе Гипербореи) посреди Океана-моря. "На
Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб зеленый (вариант: ни
наг, ни одет)... -- таков зачин многих русских заговоров и
сказок.
Практически у каждого народа имеется изображение Мирового
древа, или Древа жизни (что в нашей интерпретации одно и то
же). Богатейший иллюстративный материал -- почти тридцать
рисунков и фотографий, заимствованных из культурного наследия
разных эпох и цивилизаций всех континентов земли, дается в
энциклопедии "Мифы народов мира" (статьи "Древо мировое",
Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |