|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 » »» смыслообразующий образ Гамаюна -- птицы вещей с
человеческим (женским) лицом. Название-имя образовано от
общеславянских слов "гом" ("гам", ср. "шум-гам"), "гомон".
Раньше так и писалось -- Гомоюн ("гомоюн", по Владимиру Далю --
это "заботливый, усердный, трудолюбивый, смирный человек" или
же напротив -- непоседа, живчик, крикун, хлопотун). Исходя из
перечисленных смыслов Гамаюн-птица -- значит, вещунья,
говорунья, глашатай, вестник древних языческих Богов,
хранительница тайн прошлого, настоящего и будущего Земли, Мира
и Вселенной. Именно такой образ воспроизведен реставратором
древнерусской мифологии А.И.Асовым в литературно-художественно
воссозданных "Песнях птицы Гамаюн" и "Звездной книге Коляды".
Алконост и Сирин -- две райские птицы с женскими
лицами -- излюбленные образы русского народа. Их изображение
можно встретить и на древних украшениях, и на лубочных
картинках, и в резьбе по дереву, и в творчестве многих русских
художников и поэтов. Имена Алконоста (птица радости) и Сирина
(птица печали) толкователи обычно возводят к византийским
источникам и древнегреческим образам: образ Алконоста
проистекает якобы из мифа об Алкионе, превращенной Богами в
зимородка, а образ Сирина восходит якобы к легендарным сиренам,
заочаровавшим своим пением еще Одиссея.
Однако и трактовка генезиса имени Алконоста, и трактовка
образа Сирина нуждается в значительных уточнениях. Говоря об
Алконосте, уместнее всего вспомнить миф об Алкионее -- самом
могучем из крылатых гигантов, рожденных Богиней земли Геей от
капель крови Бога неба Урана. Как и Антей, он черпал свою
бессмертную силу от Матери-Земли, и так же, как и Антея, его
хитростью победил Геракл: оторвал исполина от родной земли. С
точки зрения корней русского фольклора интерес представляет
отнесенность образа Алкионея к тому пласту общеиндоевропейской
мифологии, когда она была слабо расчлененной, а ее события
разворачивались на далеком Севере. Второе существенное
обстоятельство -- крылатость Алкионея: на знаменитом Пергамском
алтаре погибающий Алкионей с распростертыми крыльями --
центральная фигура. Впрочем, не лишено вероятности, что более
поздний образ русской птицедевы Алконоста впитал в себя черты и
Алкионея и Алкионы (Альционы).
Одновременно Алконост -- звездно-космическая птица. Это
связано как с традицией древнегреческой мифологии помещать
многих своих героев после смерти на небо в виде различных звезд
и созвездий, так и с общеславянскими верованиями, согласно
которым крылатые девы (у сербов, хорват, болгар и некоторых
других народов это -- вилы) живут на небесах, где строят дворцы
из облаков и водят хороводы между звездами (они же научили и
людей хороводным танцам -- коло)79. Астрально-космическая
природа Алконоста запечатлена и в его изображениях на одной из
стен Дмитриевского собора во Владимире, а также на монетах
Великого князя Рязанского Василия Иоановича, где священная
птица славян, символизирующая неумирающую память о древних
временах Радости и Блаженства, представлена между двумя
звездами.
"Сирин" -- вообще русское слово, означающее сову, филина
или особый вид длиннохвостой совы, похожей на ястреба и ведущей
как ночной, так и дневной образ жизни. (В этом смысле слово
"сирин" одного корня с понятиями "сирый", "серый".) Сова --
одна из священных птиц, почитавшаяся индоевропейскими и другими
евразийскими народами как птица мудрости. Именно в такой
ипостаси выступает сова как спутница и атрибут Афины-Минервы
(рис. 128). Среди знаменитых томских петроглифов (писаниц)
самым запоминающимся является тотемное изображение совы.
Тотемический культ совы или человекосовы был широко
распространен в Древнем мире (рис. 129) и по всей северной
Евразии.
Гиперборейское прошлое этих краев помогает установить
генетические исторические корни Афины-Паллады. Многочисленные
бронзовые изображения прото-Афин найдены в Прикамье на
территории древней Бьярмии и Гипербореи. Впрочем, возникновение
культа человекосовы и других человекоптиц относится к временам,
когда культурно-религиозной дифференциации практически не было,
а картина расселения народов была принципиально иной.
Тотемическая сопряженность Афины и символизировавшей ее
птицы достаточно убедительно подтвердилась при археологических
раскопках на месте легендарной Трои в Малой Азии, когда было
обнаружено множество сосудов, маленьких каменных и глиняных
изваяний в виде стилизованной совы, а также сотни черепков с
изображением сов, имеющих человеческий рот. Генрих Шлиман
совершенно правильно истолковал эту совиную изобразительную
доминанту. Афина как покровительница Трои и троянская
заступница первоначально имела совиную голову; потому-то и
гомеровский эпитет Паллады -- "глаукопис" следует переводить не
"голубоглазая" и не "сверкающая очами", а "совоокая" или
"совьеглазая". (Между прочим, в другом сопряженном с Афиной
эпитете -- София, Софья -- при желании можно уловить звучание
"совья" и производные слова "совесть", "совет".) Впоследствии
слитный образ Афины-Совы был разделен, и птица превратилась в
спутницу Богини.
Во времена Шлимана не было еще распространено понятие
"тотем" во всем богатстве его социально-этнических функций.
Поэтому, опираясь на современную этносоциологию, вполне уместно
предположить, что Афина-Сова была не просто покровительница
троянцев. Вероятно, что в далекие дотроянские времена она была
предводительницей или вдохновительницей тех
фракийско-фригийских племен -- будущих основателей Трои,
которые когда-то мигрировали с Севера на Юг и тотемом которых
(во всяком случае, какой-то части из них) была Сова.
Представляется, что образ Сирина в русской мифологии
следует понимать с учетом всех древних традиций. Даже сирена --
далеко не чисто греческий образ, древность происхождения и
хтоническая сущность возводят его к арийским и доарийским
Страницы: «« « 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |