Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»

смыслообразующий   образ   Гамаюна   --  птицы  вещей  с
человеческим  (женским)  лицом.  Название-имя   образовано   от
общеславянских  слов  "гом"  ("гам",  ср.  "шум-гам"), "гомон".
Раньше так и писалось -- Гомоюн ("гомоюн", по Владимиру Далю --
это "заботливый, усердный, трудолюбивый, смирный  человек"  или
же  напротив  -- непоседа, живчик, крикун, хлопотун). Исходя из
перечисленных  смыслов   Гамаюн-птица   --   значит,   вещунья,
говорунья,   глашатай,   вестник   древних   языческих   Богов,
хранительница тайн прошлого, настоящего и будущего Земли,  Мира
и  Вселенной.  Именно  такой  образ воспроизведен реставратором
древнерусской мифологии А.И.Асовым в  литературно-художественно
воссозданных "Песнях птицы Гамаюн" и "Звездной книге Коляды".
     Алконост  и  Сирин  -- две райские птицы с женскими
лицами -- излюбленные образы русского  народа.  Их  изображение
можно   встретить  и  на  древних  украшениях,  и  на  лубочных
картинках, и в резьбе по дереву, и в творчестве многих  русских
художников  и  поэтов. Имена Алконоста (птица радости) и Сирина
(птица  печали)  толкователи  обычно  возводят  к  византийским
источникам   и   древнегреческим   образам:   образ   Алконоста
проистекает якобы из мифа об  Алкионе,  превращенной  Богами  в
зимородка, а образ Сирина восходит якобы к легендарным сиренам,
заочаровавшим своим пением еще Одиссея.
     Однако  и  трактовка генезиса имени Алконоста, и трактовка
образа Сирина нуждается в значительных  уточнениях.  Говоря  об
Алконосте,  уместнее  всего  вспомнить миф об Алкионее -- самом
могучем из крылатых гигантов, рожденных Богиней земли  Геей  от
капель  крови  Бога  неба  Урана.  Как  и Антей, он черпал свою
бессмертную силу от Матери-Земли, и так же, как  и  Антея,  его
хитростью  победил  Геракл: оторвал исполина от родной земли. С
точки зрения корней  русского  фольклора  интерес  представляет
отнесенность  образа Алкионея к тому пласту общеиндоевропейской
мифологии, когда она была  слабо  расчлененной,  а  ее  события
разворачивались   на   далеком   Севере.   Второе  существенное
обстоятельство -- крылатость Алкионея: на знаменитом Пергамском
алтаре  погибающий  Алкионей  с  распростертыми   крыльями   --
центральная  фигура.  Впрочем, не лишено вероятности, что более
поздний образ русской птицедевы Алконоста впитал в себя черты и
Алкионея и Алкионы (Альционы).
     Одновременно Алконост --  звездно-космическая  птица.  Это
связано  как  с  традицией  древнегреческой  мифологии помещать
многих своих героев после смерти на небо в виде различных звезд
и созвездий, так  и  с  общеславянскими  верованиями,  согласно
которым  крылатые  девы  (у  сербов, хорват, болгар и некоторых
других народов это -- вилы) живут на небесах, где строят дворцы
из облаков и водят хороводы между звездами (они  же  научили  и
людей   хороводным  танцам  --  коло)79.  Астрально-космическая
природа Алконоста запечатлена и в его изображениях на одной  из
стен  Дмитриевского  собора  во  Владимире,  а также на монетах
Великого князя  Рязанского  Василия  Иоановича,  где  священная
птица  славян,  символизирующая  неумирающую  память  о древних
временах  Радости  и  Блаженства,  представлена   между   двумя
звездами.
     "Сирин"  --  вообще русское слово, означающее сову, филина
или особый вид длиннохвостой совы, похожей на ястреба и ведущей
как ночной, так и дневной образ жизни.  (В  этом  смысле  слово
"сирин"  одного  корня  с  понятиями "сирый", "серый".) Сова --
одна из священных птиц, почитавшаяся индоевропейскими и другими
евразийскими  народами  как  птица  мудрости.  Именно  в  такой
ипостаси  выступает  сова  как спутница и атрибут Афины-Минервы
(рис. 128).  Среди  знаменитых  томских  петроглифов  (писаниц)
самым   запоминающимся   является  тотемное  изображение  совы.
Тотемический   культ   совы   или   человекосовы   был   широко
распространен  в  Древнем  мире  (рис.  129) и по всей северной
Евразии.
     Гиперборейское  прошлое  этих  краев  помогает  установить
генетические  исторические  корни Афины-Паллады. Многочисленные
бронзовые  изображения  прото-Афин  найдены   в   Прикамье   на
территории древней Бьярмии и Гипербореи. Впрочем, возникновение
культа человекосовы и других человекоптиц относится к временам,
когда культурно-религиозной дифференциации практически не было,
а картина расселения народов была принципиально иной.
     Тотемическая  сопряженность  Афины  и символизировавшей ее
птицы достаточно убедительно подтвердилась при  археологических
раскопках  на  месте  легендарной Трои в Малой Азии, когда было
обнаружено множество сосудов,  маленьких  каменных  и  глиняных
изваяний  в  виде  стилизованной совы, а также сотни черепков с
изображением  сов,  имеющих  человеческий  рот.  Генрих  Шлиман
совершенно  правильно  истолковал  эту  совиную изобразительную
доминанту.  Афина  как   покровительница   Трои   и   троянская
заступница  первоначально  имела  совиную  голову;  потому-то и
гомеровский эпитет Паллады -- "глаукопис" следует переводить не
"голубоглазая"  и  не  "сверкающая  очами",  а  "совоокая"  или
"совьеглазая".  (Между  прочим,  в  другом сопряженном с Афиной
эпитете -- София, Софья -- при желании можно  уловить  звучание
"совья"  и  производные слова "совесть", "совет".) Впоследствии
слитный образ Афины-Совы был разделен, и птица  превратилась  в
спутницу Богини.
     Во  времена  Шлимана  не  было  еще распространено понятие
"тотем" во всем  богатстве  его  социально-этнических  функций.
Поэтому, опираясь на современную этносоциологию, вполне уместно
предположить,  что  Афина-Сова  была  не просто покровительница
троянцев. Вероятно, что в далекие дотроянские времена она  была
предводительницей        или        вдохновительницей       тех
фракийско-фригийских  племен  --  будущих   основателей   Трои,
которые  когда-то  мигрировали с Севера на Юг и тотемом которых
(во всяком случае, какой-то части из них) была Сова.
     Представляется,  что  образ  Сирина  в  русской  мифологии
следует понимать с учетом всех древних традиций. Даже сирена --
далеко  не  чисто  греческий  образ,  древность происхождения и
хтоническая сущность  возводят  его  к  арийским  и  доарийским

Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси