Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»

     Часты звездочки.
     Светел месяц --
     То хозяин во дому,
     Красно солнышко --
     То хозяюшка,
     Часты звездочки --
     Малы детушки.

     Триада   Солнце-Месяц-Звезды   присутствует  во  множестве
колядок,    иногда    просто    составляя     пассивный     фон
театрализованного  игрища,  иногда  же называясь в качестве его
активных участников:

     Ой, будет к тебе
     Троечко гостей.
     Первые гости --
     Жаркое солнце,
     Другие гости --
     Ясен месячко,
     Третие гости --
     Дробен дождичек.

     Здесь чувствуется позднейшее нечаянное исправление "звезд"
на "дождичек" по  аналогии  "часты  звезды  --  частый  дождь".
Случается,  однако,  что  уточнение и исправление, неизбежные в
устном  народном  творчестве,  не  модернизируют   колядку,   а
усиливают ее космическое содержание.

     Свети, свети месяц,
     Частые звезды,
     Соборная церковь.

     Здесь  соединенные  в  неразрывное  смысловое  триединство
месяц, звезды и собор только  подчеркивают  соборно-космическую
значимость святочного действа.
     На  Коляду  прославляли Зимнее Солнце-Коло, повернувшее от
зимы к лету. На  Масленицу  его  провожали  и  встречали  новое
весеннее  Коло  (Ярило нижегородских сказаний). То, что в обоих
случаях речь идет об одном и том же Коло, но в разных ипостасях
-- зимнем и весеннем -- доказывает  бытовавший  еще  в  прошлом
веке обычай "петь Коляду" на Масленицу. В масленичных колядках,
тексты   которых   сохранились,   также,  как  и  в  святочных,
величаются  хозяин,  хозяйка  и  их  дети,   живущие   в   трех
златоверхих   теремах  и  попеременно  сравниваемые  с  Красным
Солнышком, Светлым Месяцем и Частыми Звездочками.
     Архаика колядок обнаруживается еще  и  в  том,  что  в  их
устойчивых  образах  явственно  проступает предшествующая эпоха
Космического   яйца:    в    святочных    песнопениях    помимо
космическо-небесных  светил доминируют птицы: гуси-лебеди, ясны
соколы, серы утушки. Вообще мифологические доминанты могут быть
привязаны  к  той  или  иной  исторической  эпохе  более  менее
условно.  Любая  из предшествующих эпох сохраняется в следующих
за ней. В результате происходит  перемешивание,  пересечение  и
даже  слияние образов, появившихся в разное историческое время.
Так  произошло  соединение  крыльев  и  солнечного   полета   и
возникновение  нового  символа -- Крылатого (солнечного) диска,
распространенного в  Древнем  Египте,  Двуречье,  Иране,  Малой
Азии,  откуда  через  хеттов  и  Византию  символика  в  сильно
изменившейся форме попала на герб России в виде двуглавого орла
с распростертыми крыльями.
     Коляда  --  ликующе  бесшабашный  праздник  с   элементами
карнавала.  Но не всегда он был веселым и безобидным, а колядки
-- шуточными, задорными припевками. Чудом сохранившаяся русская
колядка из собрания Ивана Михайловича Снегирева (1793 --
1868) -- убедительное свидетельство тому:

     За рекою, за быстрою, ой, колядка!
     Леса стоят дремучие,
     Во тех лесах огни горят,
     Огни горят великие,
     Вокруг огней скамьи стоят,
     Скамьи стоят дубовые,
     На тех скамьях добры молодцы,
     Добры молодцы, красны девицы,
     Поют песни колядушки.
     В средине их старик сидит,
     Он точит свой булатный нож.
     Котел кипит горючий,
     Возле котла козел стоит,
     Хотят козла зарезати!..91

     Приведенный  отрывок  недвусмысленно  свидетельствует:   в
древности  празднование Коляды на Руси сопровождалось кровавыми
жертвоприношениями,   которые   постепенно    были    вытеснены
символическими дарами в честь Бога Колы (Коляды).
     Однако  у  вышеприведенной  колядки  есть еще и окончание,
живо напоминающее сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке,
превратившемся  в  козленочка.  Жалобы  девушки,  утопленной  в
сказке  ведьмой,  неожиданным  образом  переносятся  на  братца
Иванушку:

     Ты, братец Иванушко,
     Ты выди, ты выпрыгни!
     Я рад бы выпрыгнуть,
     Горюч камень
     К котлу тянет,
     Желты пески
     Сердце высосали.
     Ой, колядка! Ой, колядка!


Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси