Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 100   101   102   103   104   105   106   107   108  109   110   111   112   113   114   115   116   117   118  » »»

в  дом  -- домовиками; иные упали в бани и сделались банниками,
иные  во  дворах  --   дворовиками,   а   иные   в   ригах   --
ригачниками"71.
     Подробнейший   анализ  древнерусских,  древнеславянских  и
других   космогонических   легенд   дан    в    фундаментальном
исследовании  академика  А.Н.Веселовского "Разыскания в области
русского  духовного  стиха":  XI.  Дуалистические   поверья   о
мироздании  (СПб.,  1889);  ХХ.  Еще к вопросу о дуалистических
космогониях (СПб., 1891).
     Древнейшие  доарийские  представления  об  участии   птицы
(утки) в сотворении мира сохранились в космогоническом апокрифе
XVII    в.   из   библиотеки   Соловецкого   монастыря.   Текст
христианизирован, но в  нем  настолько  явственно  присутствует
добиблейский   пласт,  что  в  результате  действующими  лицами
оказываются  два  Бога  --   христианский   и   дохристианский,
выступающий  в  виде  птицы  -- Селезня (гоголя). Поле действия
апокрифа -- мир до сотворения, когда  в  нем  не  было  ничего,
кроме воды (первичный космический океан), по которому и плавала
Божественная  птица. "И рече Бог: ты кто еси? Птица же рече: аз
если Бог... Бог же рече:  ты  откуда  бо?  Птица  же  рече:  от
вышних. И рече Бог: дай же ми от нижних. И понре птица в море и
согна  пену,  яко  ил  и принесе к Богу и взя Бог ил в горсть и
распространи сюду и овоюду, и быть земля..."72. Интересно,  что
дохристианский  Бог-Птица оказывается более могущественным, чем
библейский Бог. Первому, а не второму дано достать  и  принести
землю  со  дна  океана. И именуется Бог-Птица в апокрифе Вышним
(аналогично  общеарийскому  Вишну).  За  что  библейский   Бог,
согласно апокрифу, и наименовывает своего конкурента Сатанилом,
которого  "престал  над  звездами",  а там он "воевода небесным
силам, надо всеми старейшина".
     Данный  сюжет,  где  народная  космогония   перемешана   с
библейской,  встречался и фиксировался повсеместно -- от Севера
до Юга. Апокриф -- сказание о творении  мира  уткой-гоголем  --
имел  широкое  хождение  на  Руси,  куда  он  попал из Болгарии
(интересно,   что   в    самой    Болгарии    обнаружен    лишь
один-единственный  оригинальный список, в то время как в России
известно их несколько). Однако  было  бы  неверно  ограничивать
легенду  о Боге и Сатаниле одной лишь библейской традицией, как
это делали некоторые исследователи. Апокриф,  как  будет  видно
ниже,  опирался  на  древнейшие  космогонические представления,
прямого  отношения  к   Библии   не   имевшие.   Повсеместность
распространения  легенды  о  творении мира при участии птицы --
практически  на  всех  континентах   земли   --   лучшее   тому
доказательство.
     Свидетельством    о    нехристианском   и   дохристианском
происхождении анализируемой легенды являются также  описания  и
изображения  славянских  идолов.  Некоторые  из  них, найденные
случайно при земляных  работах,  срисованные,  но  впоследствии
безвозвратно   утраченные,   --   представляют  собой  существо
мужского рода с уткой на голове (рис. 125). Думается, что это и
есть тот самый Селезень (Гоголь), которого позднее христианские
ортодоксы, искоренявшие язычество,  отождествили  с  Сатанилом,
ведущим свое начало от иудаистическо-христианского Сатаны.
     Древнее  космогоническое  представление  о  творении  мира
птицей было  чрезвычайно  живуче  среди  славянского  населения
России. Ввиду исключительной важности данного текста, уходящего
своими  корнями  в  гиперборейские  времена,  приводим наиболее
подробную из его  записей  --  как  она  сохранилась  в  памяти
русского  сказителя.  Текст  записан  от  79-летнего тюменского
крестьянина Д.Н.Плеханова П.А.Городцовым (публикация в  журнале
"Этнографическое обозрение", 1909. No 1).

     Сотворение мира

     "Изначала  веков  ничего не было: -- ни неба, ни земли,
ни человека, а была только одна вода, вода без конца и  краю  и
без  дна,  а  поеверх  воды  была тьма тьмущая -- безпросветная
тьма. И по этой воде плавал в лодочке Бог Салаоф. Плыл  однажды
Бог  Салаоф  в лодочке и сплюнул на воду слинку [т.е. слюну. --
В.Д.] и вот -- в том месте, где он сплюнул слинку, появился сам
сатана Сатаниил, в человеческом образе.  И  как  только  сатана
появился,  так сейчас же вступил в разговоры с Богом, он сказал
Богу: -- Я -- брат твой. Возьми меня  с  собою  в  лодочку".  В
лодочке  хватило  места и для двоих и потому Бог сказал сатане:
-- Садись. -- Сел сатана в лодочку вместе  с  Богом  и  поплыли
дальше. Плыли-плыли, Бог и говорит сатане: -- "Хочу я сотворить
землю.  Нырни,  сатана,  в воду и достань оттуда земли". Сатана
обернулся птицей гоголем и нырнул в воду. Но пред  этим  сатана
не благословился у Бога и потому труд его остался безуспешным.
     Долго сатана гоголем погружался в воду, но все-таки не мог
добраться   до  дна  и  не  мог  захватить  земли,  выбился
сатана из сил и вынырнул обратно и сказал Богу: -- Не мог  я
добраться  до  дна и не достал земли. -- Тогда Бог опять сказал
сатане: -- Ныряй второй раз и достань из воды земли. --  Сатана
оборотился  птицей  гагарой и вторично нырнул. Но и на этот раз
он не благословился, и потому он опять не достал дна и не добыл
земли, хотя и нырнул глубже прежнего. Вынырнул сатана из воды и
сказал Богу: -- Не мог я достать земли и не  мог  добраться  до
дна,  хотя нырнул куда как дальше прежнего. -- Тогда Бог сказал
сатане: -- Ты потому не можешь достать земли,  что  ныряешь  не
благословясь.  --  Благословись  у  меня, тогда достанешь дно и
принесешь земли. Ныряй  в  третий  раз".  Сатана  на  этот  раз
благословился  у  Бога,  а  затем  оборотился  птицей  соксуном
[особая порода широконосых уток. -- В.Д.]  и  нырнул  в  третий
раз.  На этот раз сатана без труда достал дна, забрал он себе в
клюв земли и принес ее Богу и сказал:  --  Вот  я  принес  тебе
земли.
      -- Давай  сюда землю, -- сказал Бог и взял землю из клюва
птицы соксуна. Но сатана не всю землю передал Богу и  небольшую
часть он утаил у себя в клюве. И думает сатана: -- Сотворит Бог

Страницы: «« « 100   101   102   103   104   105   106   107   108  109   110   111   112   113   114   115   116   117   118  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси