Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»

космические  реминисценции!).  Второе  условие  тоже  связано с
Космосом: отец обязан был справить повозку и коней, как  звезды
и  как месяц. По счастью, кровосмесительства не произошло -- да
такое с точки зрения позитивной народной морали, закреплявшейся
в фольклоре, и не могло случиться (что вообще-то  не  исключало
случаев  инцеста).  По третьему условию, выдвинутому сиротой по
совету матери (из могилы), отец  должен  жениться  на  вдове  с
тремя дочерями (в популярном варианте -- Одноглазка, Двухглазка
и  Трехглазка). Дальше сюжет разворачивается по знакомой схеме:
мачеха с дочерями пытается извести падчерицу, но  той  помогает
волшебная  Коровка  Буренька.  Когда  мачеха  с помощью дочерей
выследила Корову, она  велит  ее  зарезать.  Но  падчерица,  по
совету  матери,  находит  зернышко  в кишках зарезанной коровы,
сажает, и из него вырастает  яблоня  --  одно  яблоко  золотое,
другое  серебряное,  которые никому не даются (золото и серебро
здесь, как и полагается, олицетворяют  Солнце  и  Луну).  Да  и
падчерица  между тем продолжает разъезжать в платье, как звезды
и месяц на небе,  и  в  такой  же  повозке  с  конями.  (Здесь,
несомненно,   смутное  воспоминание  о  космических  колесницах
древнеарийских  богов,  сохраненное  в  народном   сознании   и
фольклоре.)  Увидал  ее  в  таком  виде царский сын и влюбился.
Падчерица пытается скрыться, но царевич разливает  на  ее  пути
растопленную  смолу, в которой увязает один башмачок. Его стали
примерять девушкам по всему царству, при этом  мачеха  подсекла
пальцы  своим дочерям, а падчерицу спрятала под корыто. Царевич
находит свою суженую и женится на ней. Казалось бы, все  --  но
нет.  Когда у молодой царицы родился ребенок, мачеха превратила
падчерицу в лису  и  подменила  собственной  дочерью.  В  конце
концов  обман  разоблачается:  муж  увидел, как лиса сбрасывает
шкуру, чтобы  покормить  своего  ребенка.  Шкура  сжигается,  и
наступает   неотвратимое   возмездие:   мачеху  и  ее  дочь  --
царицу-самозванку привязывают к конским  хвостам  и  пускают  в
чисто поле118.
     Последовательный   и   тесно  увязанный  между  собой  ряд
архетипов,  запечатленных  в  русском  фольклоре,   естественно
продолжает следующий космический символ -- Конь.

     Почти  все  космические  функции  коня  удачно соединены в
классической  литературной  сказке   Петра   Павловича   Ершова
"Конек-горбунок",  бережно и скрупулезно использовавшего образы
русского фольклора. Два небывалых коня золотогривых, их мать --
волшебная кобылица, умчавшая Иванушку к поднебесью, и, наконец,
чудесный Конек-горбунок, уносящий своего хозяина еще дальше  --
к небесным светилам.
     Здесь  сконцентрированы  древние  верования  о космической
предназначенности коня. В индоевропейской традиции  Бог  Солнца
неотделим  от  солнечных  коней  или  солнечной  колесницы,  на
которой он ежедневно объезжает небо с Востока на  Запад.  Гимны
Ригведы славят солнечного Бога Сурью:
     Запряг (Сурья) семь чистых
     Дочерей колесницы солнца.
     На них, самозапрягающихся, ездит он (1, 50, 9).
     ................................
     Благодатные рыжие кобылицы Сурьи,
     Яркие, пестрые, вызывающие восторг,
     Достойные поклонения, поднялись на спину неба.
     В один день они объезжают небо и землю (1, 115, 3).
     В   современном   литературном   переводе  гимны  Ригведы,
обращенные к Сурье, звучат так:

     ...Семь кобылиц
     по крутым небесам
     влекут твою
     колесницу,
     Пламенновласый
     ты тьму сжигаешь
     радостно и легко,
     И все, что дышит,
     видит и слышит,
     к свету --
     к тебе стремится,
     О славный Сурья,
     о наш Солнцебог,
     о Видящий далеко! ...119

     Конь  в  Ригведе  представляется  рожденным  из  океана  с
крыльями сокола или вытесанным Богом из Солнца (1, 163, 1-2).
     Древним индийцам вторили древние иранцы:

     Мы молимся Солнцу,
     Бессмертному Свету,
     Чьи кони быстры120.

     Древнегреческий  Бог  Солнца Гелиос перемещается по небу в
колеснице,  запряженной  четверкой  коней   (рис.   152),   что
соответствует либо четырем странам света, либо четырем временам
года.  В  одной  же  из польских сказок Солнце ездит в алмазной
двухколесной  повозке,  запряженной  двенадцатью   златогривыми
конями  (сивками), что соответствует двенадцати месяцам в году.
В огненной колеснице по небу разъезжает  и  грозный  славянский
Бог  Перун  -- породитель молнии, дождя и грома. Впоследствии в
народном представлении эти функции были целиком  перенесены  на
Илью-пророка, также объезжающего небо на конской упряжке.
     Небесный   конь   --   неразлучный   спутник   и   другого
космогонического  общеславянского   Бога   --   Световита.   По
свидетельству    латинских    средневековых   авторов-очевидцев
Гельмольда  и  Саксона-грамматика,  у  балтийских  славян   при
арконском   храме  содержался  в  большом  почете  белый  конь,
посвященный  Световиту,   а   возле   огромного   скульптурного
изображения   этого  Бога  висели  седло  и  удила.  Ездить  на

Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси