Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 127   128   129   130   131   132   133   134   135  136   137   138   139   140   141   142   143   144   145  » »»

другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула  громко
печальным  голосом,  точно  в  свирель  какую, так что горестно
слышать очень"127.
     В поэтизированном представлении  русского  человека  Земля
всегда  выступала  подлинной  матерью  и  покровительницей всех
людей: она не только забирает их после смерти,  но  и  является
источником  всего  живого.  "Земля,  земля, мати сырая! Всякому
человеку земля отец и мать!" -- говорится в одном  из  духовных
стихов. А Голубиная книга расшифровывает:

     Телеса наши от сырой земли,
     Кости крепкие от камени,
     Кровь -- руда от Черна моря
     Наши помыслы от облак небесных.

     Земля-заступница  дает  человеку  силу и могущество, стоит
только к ней прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь  о  землю,
превращаются   в   богатырей,   обретают  силу  великую.  Земля
одновременно и судья, искупительница грехов. Клятва  землею  --
одна  из  самых  древних,  страшных  и  крепких. При этом землю
целовали и даже ели. Первый русский мыслитель-экономист Иван
Тихонович Посошков (1652 -- 1726) в своей знаменитой "Книге
о  скудости  и  богатстве"  приводит  факты,  когда  крестьяне,
поклявшиеся  землей (с дерном на голове), не сдержавшие данного
слова и уличенные во лжи, умирали прямо на меже.
     В народе говорили: "Не лги -- земля слышит";  "Грех  землю
бить -- она наша мать". Или: "Питай -- как земля питает, учи --
как  земля учит, люби -- как земля любит". Отсюда же строжайший
запрет до 25 марта вбивать в землю колья -- иначе она  отомстит
засухой.   Народное   благоговение  переед  землей  вдохновенно
выражено в двух тютчевских строках:

     Нет, моего к тебе пристрастья
     Я скрыть не в силах, Мать-Земля!

     Софийно-соборное мировоззрение  практически  всех  русских
мыслителей  было  всегда  сориентировано  на  глубинно-народное
почитание Матери-земли,  предстающей  в  творчестве  конкретных
философов  и  писателей  в  разных обличиях. Традиции почитания
Матери  Сырой  Земли  восходят  к  эпическому   и   лирическому
фольклору,  отчасти  к  летописанию,  но  главное -- к исконным
верованиям, сохранившимся  до  наших  дней.  Чувство  почитания
Матери-земли,  сближение  ее  с Богородицей и Софией чуть ли не
генетически заложено  в  русских  людях  и  передается  ими  от
поколения к поколению.
     Н.В.Гоголь   серьезно  и  глубоко  интересовался  народным
мировоззрением, он отмечал: "Мать-земля была искони священною у
славян. В земле соединяются и смерть и  плодородие.  Она  самая
близкая   проповедница   человеку,   и   питательница,   и  его
погребательница. Славяне воспитаны на земледелии,  с  принятием
веры  христианской  святые  церкви  на  место  языческих  богов
становятся покровителями земледельческих занятий..."128.
     Одним из первых русских космистов, кто облек  традиционные
воззрения   в  поэтическо-философскую  форму,  был  Владимир
Соловьев. Уже в его софийных стихах образ Софии-Премудрости
проявляется в образе Земли-владычицы:
     Земля-владычица! К тебе чело склонил я,
     И сквозь покров благоуханный твой
     Родного сердца пламень ощутил я,
     Услышал трепет жизни мировой.
     .............................
     И в явном таинстве вновь вижу сочетанье
     Земной души со светом неземным,
     И от огня любви житейское страданье
     Уносится, как мимолетный дым.
     В другом стихотворении Соловьев продолжает ту же тему:
     Владычица-земля! С бывалым умиленьем
     И с нежностью любви склоняюсь над тобой.
     Лес древний и река звучат мне юным пеньем...
     Все вечное и в них осталося со мной.
     .................................
     И призраки ушли, но вера неизменна...
     А вот и солнце вдруг взглянуло из-за туч.
     Владычица-земля! Твоя краса нетленна,
     И светлый богатырь бессмертен и могуч.
     Не надо думать, что перед нами -- всего  лишь  поэтический
образ.  Во-первых,  в творчестве Соловьева поэзия неотделима от
философии.  Во-вторых,  те  же  мысли  проводятся  и  в  сугубо
теоретических   работах.  Так,  в  статье  "О  причинах  упадка
средневекового миросозерцания" философ пишет: "...Пора признать
и осуществить свою солидарность с матерью-землею, спасти ее  от
омертвения, чтобы и себя спасти от смерти"129.
     Точно   так  же  и  Сергей  Булгаков,  разрабатывая
софийную космогонию, в прямом  смысле  спускается  с  небес  на
землю,  обращаясь  к  Матери-земле.  Начало  начал  (оно  же --
София),  оказывается  самым  близким   для   каждого   человека
понятием,  объединяющим Мать и Землю и превращающимся в Великую
Матерь Землю. "Материя-матерь,  меон  есть  необходимая  основа
бытия,  возникновения  и  уничтожения. Если что-либо бывает, то
необходимо ему из чего-либо возникать и куда-либо возвращаться,
ибо безвоздушная область чистого небытия остается за  пределами
досягаемости.   Необходимо   материнское   лоно,  которое  есть
одновременно и ложесна, <...> и могила. Иначе говоря, это
-- Великая Матерь Земля, лик которой  греки  чтили  под  именем
Деметры;  это -- та Земля, которую сотворил Господь "в начале",
при создании мира (вместе с "небом"). Быв засеменена творческим
да будет, она изводит из своего лона все существующее  и
обратно приемлет в меональные недра свои все, что "есть земля",
из нее родилось130.
     В   пронзительных   исповедальных  воспоминаниях  Булгаков

Страницы: «« « 127   128   129   130   131   132   133   134   135  136   137   138   139   140   141   142   143   144   145  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси