|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 » »» другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула громко
печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно
слышать очень"127.
В поэтизированном представлении русского человека Земля
всегда выступала подлинной матерью и покровительницей всех
людей: она не только забирает их после смерти, но и является
источником всего живого. "Земля, земля, мати сырая! Всякому
человеку земля отец и мать!" -- говорится в одном из духовных
стихов. А Голубиная книга расшифровывает:
Телеса наши от сырой земли,
Кости крепкие от камени,
Кровь -- руда от Черна моря
Наши помыслы от облак небесных.
Земля-заступница дает человеку силу и могущество, стоит
только к ней прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю,
превращаются в богатырей, обретают силу великую. Земля
одновременно и судья, искупительница грехов. Клятва землею --
одна из самых древних, страшных и крепких. При этом землю
целовали и даже ели. Первый русский мыслитель-экономист Иван
Тихонович Посошков (1652 -- 1726) в своей знаменитой "Книге
о скудости и богатстве" приводит факты, когда крестьяне,
поклявшиеся землей (с дерном на голове), не сдержавшие данного
слова и уличенные во лжи, умирали прямо на меже.
В народе говорили: "Не лги -- земля слышит"; "Грех землю
бить -- она наша мать". Или: "Питай -- как земля питает, учи --
как земля учит, люби -- как земля любит". Отсюда же строжайший
запрет до 25 марта вбивать в землю колья -- иначе она отомстит
засухой. Народное благоговение переед землей вдохновенно
выражено в двух тютчевских строках:
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, Мать-Земля!
Софийно-соборное мировоззрение практически всех русских
мыслителей было всегда сориентировано на глубинно-народное
почитание Матери-земли, предстающей в творчестве конкретных
философов и писателей в разных обличиях. Традиции почитания
Матери Сырой Земли восходят к эпическому и лирическому
фольклору, отчасти к летописанию, но главное -- к исконным
верованиям, сохранившимся до наших дней. Чувство почитания
Матери-земли, сближение ее с Богородицей и Софией чуть ли не
генетически заложено в русских людях и передается ими от
поколения к поколению.
Н.В.Гоголь серьезно и глубоко интересовался народным
мировоззрением, он отмечал: "Мать-земля была искони священною у
славян. В земле соединяются и смерть и плодородие. Она самая
близкая проповедница человеку, и питательница, и его
погребательница. Славяне воспитаны на земледелии, с принятием
веры христианской святые церкви на место языческих богов
становятся покровителями земледельческих занятий..."128.
Одним из первых русских космистов, кто облек традиционные
воззрения в поэтическо-философскую форму, был Владимир
Соловьев. Уже в его софийных стихах образ Софии-Премудрости
проявляется в образе Земли-владычицы:
Земля-владычица! К тебе чело склонил я,
И сквозь покров благоуханный твой
Родного сердца пламень ощутил я,
Услышал трепет жизни мировой.
.............................
И в явном таинстве вновь вижу сочетанье
Земной души со светом неземным,
И от огня любви житейское страданье
Уносится, как мимолетный дым.
В другом стихотворении Соловьев продолжает ту же тему:
Владычица-земля! С бывалым умиленьем
И с нежностью любви склоняюсь над тобой.
Лес древний и река звучат мне юным пеньем...
Все вечное и в них осталося со мной.
.................................
И призраки ушли, но вера неизменна...
А вот и солнце вдруг взглянуло из-за туч.
Владычица-земля! Твоя краса нетленна,
И светлый богатырь бессмертен и могуч.
Не надо думать, что перед нами -- всего лишь поэтический
образ. Во-первых, в творчестве Соловьева поэзия неотделима от
философии. Во-вторых, те же мысли проводятся и в сугубо
теоретических работах. Так, в статье "О причинах упадка
средневекового миросозерцания" философ пишет: "...Пора признать
и осуществить свою солидарность с матерью-землею, спасти ее от
омертвения, чтобы и себя спасти от смерти"129.
Точно так же и Сергей Булгаков, разрабатывая
софийную космогонию, в прямом смысле спускается с небес на
землю, обращаясь к Матери-земле. Начало начал (оно же --
София), оказывается самым близким для каждого человека
понятием, объединяющим Мать и Землю и превращающимся в Великую
Матерь Землю. "Материя-матерь, меон есть необходимая основа
бытия, возникновения и уничтожения. Если что-либо бывает, то
необходимо ему из чего-либо возникать и куда-либо возвращаться,
ибо безвоздушная область чистого небытия остается за пределами
досягаемости. Необходимо материнское лоно, которое есть
одновременно и ложесна, <...> и могила. Иначе говоря, это
-- Великая Матерь Земля, лик которой греки чтили под именем
Деметры; это -- та Земля, которую сотворил Господь "в начале",
при создании мира (вместе с "небом"). Быв засеменена творческим
да будет, она изводит из своего лона все существующее и
обратно приемлет в меональные недра свои все, что "есть земля",
из нее родилось130.
В пронзительных исповедальных воспоминаниях Булгаков
Страницы: «« « 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |