Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141   142  » »»

же    существования   общего   праязыка   и   последующей   его
дифференциации -- значительно более ранние,  не  совпадающие  с
эпохой приручения лошади.
     Архетипы   космических   животных,   выступавшие  опорными
точками народного мировоззрения  и  неисчерпаемыми  источниками
духовных  сил, пронизали в дальнейшем всю русскую литературу --
поэзию  и  прозу.  Собирательный  образ,  объединивший  в  себе
одновременно  коня, птицу и русскую землю -- это "птица-тройка"
из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые  души".  Русь  --  устремленная  в
будущее,  но  не  стремящаяся  оторваться  от  своего  прошлого
"птица-тройка". Русь -- Мать-родина соединяется в представлении
русского человека с Матерью Сырой Землей. Это  --  следующий  и
последний  архетип  народного  миросозерцания,  уходящий своими
корнями к самым истокам общечеловеческой культуры.

     Космос -- это  не  только  далекие  звезды,  ослепительное
Солнце  и таинственная Луна. Космос, точнее частичка его -- это
и сама Земля, физически и космологически  неотделимая  от  всей
Вселенной.  Человек -- сын Матери-Земли. Он неразрывно связан с
ней тысячами невидимых нитей с момента рождения  и  до  момента
смерти.  Но  сын Земли -- значит, и сын Космоса, значит, он сам
-- частичка   этой   Вселенной:   Солнечной   системы,   Земли,
Галактики. В философском плане такая проблема рассматривается в
форме традиционного вопроса о единстве Макрокосма и Микрокосма.
Однако   интуитивно   данный  научный  факт  осознавался  и  на
донаучном уровне. Мифологизированное мировоззрение сформировало
образ Великой матери, которая в народном сознании  сливается  в
конечном итоге с Матерью Сырой Землей (рис. 154).
     Бессознательное  поклонение Матери-Земле и беспрекословное
ее приятие как Великого материнского первоначала уходит корнями
в доисторические времена, в  ту  пору,  когда  женщина  была  и
прародительницей  и  вершительницей  судеб  рода. Данная эпоха,
растянувшаяся  на   тысячелетия,   нашла   свое   отражение   в
многочисленных   изображениях  женщин,  олицетворявших  великое
материнское начало (рис. 155).  Земля  представлялась  живым  и
жизнедарующим  началом,  поскольку  она  плодоносит так же, как
плодоносят животные или растения.  Отсюда  распространенные  во
многих  древних (и не только в древних) культурах сопоставления
плодоносящего поля и деторождающей женщины.  А  земледельческий
труд  отождествлялся с актом зарождения жизни, где вспахивающее
орудие труда -- от заостренного кола и мотыги до сохи  и  плуга
-- постоянно   сравнивался  с  мужским  детородным  органом  --
фаллосом, без которого немыслимо никакое плодоношение земли.  У
народов,  находящихся  на  низкой ступени развития, сохранилось
немало древних обычаев, связанных с культом  земли:  возложение
только   что   родившегося   ребенка   на  землю,  обязательное
погребение детей, вынос больных и умирающих на  голую  землю  с
целью возможного исцеления и др. Многие из этих обычаев глубоко
и  всесторонне  проанализированы в классическом труде немецкого
исследователя древней мифологии Альбрехта Дитериха (1866
-- 1908), который так и называется: "Мать Земля" (1905 г.).
     Одной из главных причин  поклонения  женщине  как  Великой
богине  явилось  также  и то, что именно с женщин-собирательниц
плодов земли зачалось искусство земледелия, сохранение семян  и
выращивание  растений.  Все  это  вместе  взятое  и  слилось  в
священное таинство, олицетворением коего явилась  женщина-мать,
роженица   и   рожаница   --   рожающая  детей  и  рождающая  в
эзотерическом союзе с землей урожай, обеспечивающая продолжение
собственного  рода  и  сохраняющая  преемственность   в   жизни
растительного (а затем и животного) царства. Она -- сама царица
в  этом  мире,  она  -- Богиня (Деметра, Кибела, Рожаница, Гея,
Рея, Мать Сыра Земля).
     Земля -- мать всего сущего, считали  эллинские  мыслители:
"все  рождает  земля и все берет она опять". Самые таинственные
Элевсинские мистерии у афинян были  связаны  с  культом  Земли.
Участники  сакраментальных  актов  спускались  в подземный храм
Матери-земли Деметры и тем самым превращались в ее детей,  дабы
подготовить  в  недрах подземной Богини к новому рождению после
смерти из лона божественной матери. Что  именно  происходило  в
подземельях  храма  Деметры,  известно  лишь в общих чертах124:
каждый  участник  Элевсинских  мистерий   был   связан   обетом
молчания, нарушение которого было хуже смерти -- и потому никто
не  оставил  никаких свидетельств. Элевсинские мистерии надолго
аккумулировали и законсервировали в символическо-закодированной
форме древнейшую память о мифическом прошлом эллинов, включая и
гиперборейскую старину.
     Общеславянские  и  русские  мифы  о   Земле-матери   очень
древнего  происхождения  --  они  пронизывают  все исторические
эпохи, различие между которыми  весьма  условно.  Для  русского
человека  земля, на которой он живет, -- самое святое на свете.
Он зовет ее Матерью и привязан к ней всеми фибрами своей  души,
каждой  частичкой своего тела. Никому не хочется расставаться с
ней, а если  вдруг  и  случится  час  разлуки,  все  помыслы  и
устремления направлены к тому, чтобы как можно скорей вернуться
назад.   Русский   народ,   Родина,  родная  земля  --  понятия
неразделимые.
     Полнокровным содержанием, впитавшим всю  любовь  народа  к
родной  земле,  русское мировоззрение наполнилось, пройдя через
множество этапов развития, и приобрело полновесное  звучание  с
возникновением  земледелия, когда начала доминировать идеология
крестьянина-землепашца, а богатство России и  ее  народа  стало
напрямую  зависеть  от  земельных  просторов  Руси и земли, как
главного  мерила  богатства  --  материального   и   духовного.
Выразителем  и  олицетворением этой крестьянской идеологии стал
былинный богатырь Микула Селянинович, чья сила в прямом  смысле
дарована  самой  землей  и  чья  идеология  целиком и полностью
опирается на земную силу Руси.
     Первый русский оратай -- любимый сын Матери Сырой Земли  и
русского  крестьянства.  В почесть ему, милостивому кормильцу и
поильцу,  справлялись  коллективные  пиры  --   столованья   на

Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141   142  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси