Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  » »»

Световитовом коне было строжайше  запрещено,  дотрагиваться  до
него  --  тоже.  Только  жрец  имел  право  выводить  и кормить
священного коня. Народ верил, что  Световит  садился  ночью  на
своего  небесного  коня и, устремляясь в небо на врагов славян,
истреблял их дотла121.
     Конь   --   устойчивый    образ    народного    искусства.
Многочисленные  и  разнообразные  изображения  солнечных  коней
встречаются в русском орнаменте,  резьбе,  утвари  (рис.  153).
Летающие  и  скачущие  до  небес  кони  --  излюбленные  образы
русского фольклора.
     В  народной  памяти  древние  представления  о   солнечном
золотом  коне  сохранились  также  в  виде  мнения  о солнечных
зайчиках, как о кониках, что солнышко выпускают.  Кстати,  и  о
зайце  --  древнейшем  тотеме  праиндоевропейцев и всех народов
земли. Заяц и кролик --  древнейший  магический  (а  во  многих
случаях  демонический  --  откуда  поверье:  встреча  с  зайцем
приносит несчастье122)  фольклорный  персонаж  народов  Европы,
Азии,   Африки   и  обеих  Америк.  Космические  реминисценции,
связанные с зайцем, прослеживаются и в русском фольклоре.
     Помимо солнечных зайчиков, доживших и до наших дней,  заяц
отождествлялся и с месяцем. В одной детской народной песенке он
так и именуется -- Заяц-Месяц:

     Заяц-месяц
     Сорвал травку,
     Положил на лавку...

     С  детства  и  навсегда  врезаются в память завораживающие
строки,  дошедшие  из  незапамятных  времен  и   звучащие   как
заклинания:
     "Конь  бежит  --  земля  дрожит,  из ушей дым валит, из
ноздрей пламя пышет".
     "Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо  мной,  как  лист
перед травой!"
     "В  правое  ухо  влезь,  в  левое  вылезь -- станешь таким
красавцем, каких свет не видывал".
     Космические реминисценции проступают и в сюжетах о  конях,
скачущих  до  неба,  и в сюжетах о героях, рожденных от лошади.
Так, в известной сказке об Иване-Кобыльникове сыне,  записанной
в  Сибири  в  начале  века123,  спутниками  и помощниками героя
выступают Иван-Солнцев сын и Иван-Месяцев сын.
     В  русском   фольклоре   и   народном   миросозерцании   с
единосущностью  коня и Солнца связаны другие известные образы и
имена. Так, сказочный конь Сивка-Бурка (или  в  сказках  других
славянских  народов  --  Солнечный  конь,  Конь-солнышко),  вне
всякого сомнения, олицетворяет дневное светило. Его  имя  также
восходит  к  протоиндоевропейским верованиям (Богиня Сива " Бог
Шива).
     В одной из самых емких по мифологической  закодированности
сказок   из   афанасьевского   сборника  (No  104)  о  Василисе
Прекрасной  приоткрываются  древнейшие  представления  русского
народа  о слитности смены дня и ночи с космическими всадниками:
День ясный -- "сам белый, одет в белом, конь под  ним  белый  и
сбруя  на  коне белая"; Солнце красное -- всадник "сам красный,
одет в красном и  на  красном  коне";  Ночь  темная  --  "опять
всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне".
     Мифологические  солнцеобразы  не  просто  вошли  в плоть и
кровь народного миросозерцания -- они стали неотъемлемой частью
народного  искусства  и  повседневного  быта.  Конские  головы,
укрепляемые  на краю крыш, символизируют солнечную колесницу (в
развернутых сюжетах вышивок, росписей и резьбы  эти  кони,  как
правило,  изображаются  вместе с Солнцем). В композиции русской
избы кони, устремленные в  небо,  как  бы  уносят  весь  дом  в
космические   дали.  Солнце  присутствует  здесь  же  в  разных
украшениях -- оно неотделимо от этого полета, более того -- это
как бы  модель  солнечной  колесницы,  запряженной  деревянными
навершными  конями.  Навершие  крыши,  называемое  охлупень (от
слова "охлуп" -- "крыша", "кровля"), не обязательно делалась  в
виде   коня.   На  русском  Севере  были  также  распространены
охлупни-утицы.  Утка,  водружавшаяся   при   этом   на   конек,
раскрывала еще более глубинные пласты народного миросозерцания:
она символизировала ту самую Праматерь-утку, которая, по общему
представлению многочисленных народов Евразии, сотворила землю и
весь мир.
     Современное    русское    "конь"    --    сокращенное   от
древнерусского "комонь". "Комони ржут за  Сулою",  --  навсегда
врезается   в   память   фраза  из  "Слова  о  полку  Игореве".
Общеиндоевропейская линия развития этого понятия  содержится  в
санскритском  бrvan  -- "конь". Корень этот сохранился в
старорусских словах "орать" --  "пахать",  "орало"  --  "соха",
"оратай"   --   "пахарь".  Солнечный  аспект  обнаруживается  в
собирательном имени древнегреческих Богинь -- Оры, они отвечают
за смену времен года и заботятся о божественных колесницах.  По
Велесовой  книге,  один  из обожествленных прародителей древних
руссов   звался   Ореем   (Орем).   (А.И.Асов   --    известный
интерпретатор "Книги Велеса" -- так и переводит это имя: Арий).
Корень здесь, хотя и сродни санскритскому бrvan ("конь")
и   родственным   ему  древнерусским  "оралу"  и  "оратаю",  но
непосредственно восходит, как, скажем, и  имя  древнегреческого
героя   Ореста   к   общеарийскому   понятию   arjб   --
"благородный" (откуда и само понятие "арий", "ариец"). Наконец,
вспомним, что один из санскритских синонимов названия Солнца --
arkб.
     Эти понятия, как и образованные от него имена, несравненно
более древнего происхождения,  чем  гнездо  слов,  связанных  с
понятием   коня.   Одомашнивание  лошади  современные  историки
относят  к   VII   тысячелетию   до   новой   эры,   а   первые
документированные   (в   том  числе  и  археологические)  факты
существования культа коня у племен, населявших территорию нашей
Родины, относятся к концу IV тысячелетия до новой эры.  Времена

Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси