|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 » »» мушки да мошки... И все жило, все любило и все пело хвалебные
песни: отцу-Яриле, матери -- Сырой Земле.
И вновь из Красного Солнца любовные речи Ярилы несутся:
"Ох, ты гой еси, Мать Сыра Земля! Разукрасил я тебя красотою,
народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще
прежнего, народишь от меня детище любимое".
Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она
живоносные лучи и народила человека... И когда вышел он из недр
земных, ударил его Ярила по голове золотой возжой -- ярой
молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился.
...........................................
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла,
что Ярилиной любви ни конца, ни края нет... Но по малом времени
красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, дунули
ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли двери дубравные,
и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и не
дышащей.
Задумалась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила
поблекшее лицо свое слезами горькими -- дождями дробными.
Безмолвен Ярило.
"Не себя мне жаль, -- плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь
от холода, -- скорбит сердце матери по милым детушкам".
Говорит Ярило: "Ты не плачь не тоскуй, Мать Сыра Земля,
покидаю тебя не надолго. Не покинуть тебя на время -- сгореть
тебе до тла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших,
убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья,
завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь
спать-почивать до моего приходу... Придет время, пошлю к тебе
вестницу -- Весну Красну, следом за Весною я сам приду".
Плачется Мать Сыра Земля: "Не жалеешь ты, Ярило, меня
бедную, не жалеешь, светлый Боже, детей своих! ...Пожалей хоть
любимое детище, что на речи твои громовые отвечало тебе вещим
словом, речью крылатою... И наг он и слаб -- сгинуть ему прежде
всех, когда лишишь нас тепла и света..."
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил колючим взором
деревья дубравные.
И сказал Матери Сырой Земле: "Вот я разлил огонь по камням
и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек
дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь --
дар моему любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и
ужас, ему одному на службу".
И отошел от Земли Бог Ярило... Понеслися ветры буйные,
застилали темными тучами око Ярилино -- красное солнышко,
понесли снега белые, ровно в саван окутал в них Мать Сыру
Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один
человек -- у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и
тепло...
Так мыслили старорусские люди о смене лета зимою и о
начале огня.
Оттого наши праотцы и сожигали умерших: заснувшего
смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А
после стали отдавать мертвецов их матери -- опуская в лоно ее.
Оттого наши предки и чествовали великими праздниками
дарование Ярилой огня человеку. Праздники те совершались в
долгие летние дни, когда солнце, укорачивая ход, начинает
расставаться с землею. В память дара, что даровал Бог света,
жгут купальские огни. "Что Купала, что Ярило -- все едино,
одного Бога звания".
В народном мировоззрении образ Матери Сырой Земли сливался
с образом Богородицы, что давало основание официальным
представителям церкви постоянно говорить о двоеверии русского
человека. Оба образа действительно тождественны, точнее было бы
даже говорить о двух ипостасях одного и того же образа Великой
матери, ведущего свое происхождение из незапамятных времен
общечеловеческой культуры. Богородица была всегда объектом
поклонения русских людей, а еще раньше -- их праславянских и
общеарийских предков. Под тем же именем. Лишь впоследствии
христианство приспособило к испокон веков существовавшим
традициям новую идеологическую концепцию и евангельскую историю
о Марии -- матери Иисуса Христа.
Новая Богородица впитала в себя многие черты, которые
всегда характеризовали Великую Мать. Даже каноны иконографии
остались прежними, нисколько не меняясь (рис. 156). Особенно
это характерно для изображения Великой Матери -- Великой Богини
-- Богородицы с распростертыми для благословения руками (рис.
157). Изображения, точнее их код, были одними и теми же и у
древних египтян: Богиня Исида (рис. 158), и на русских
вышивках, воспроизводящих Великую Богиню безотносительно к ее
религиозной принадлежности, и на русских православных иконах
(рис. 159).
Здесь кончается предыстория Матери Сырой Земли и
начинается история ее жизни в русской литературе и философии.
Нет, пожалуй, никакой другой языческой темы, которая бы так ни
притягивала разных русских мыслителей и писателей, красной
нитью проходя через все русское мировоззрение.
Образ Матери Сырой Земли в русской литературе и философии
восходит к древнейшим дохристианским верованиям и устному
народному творчеству. В известном духовном стихе "Как
расплачется и расступится Мать сыра земля перед Господом..."
Земля исповедывается перед Богом о тяжести своей доли -- быть
покровительницей грешного рода людского. В другом духовном
стихе "Уж как каялся молодец сырой земле...", напротив, человек
исповедывается Земле-матери в совершенных грехах.
В "Сказании о "Мамаевом побоище" есть потрясающее своим
гуманизмом место, когда Мать-земля перед Куликовской битвой
плачет о детях своих -- русских и татарах, которым только еще
предстоит погибнуть в кровавой сече. Один из сподвижников князя
Дмитрия Донского -- тоже Дмитрий Волынец -- приник к земле
правым ухом и услышал "землю рыдающую двояко: одна сторона
точно женщина громко рыдает о детях своих на чужом языке,
Страницы: «« « 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |