Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  » »»

мушки  да  мошки... И все жило, все любило и все пело хвалебные
песни: отцу-Яриле, матери -- Сырой Земле.
     И вновь из Красного Солнца любовные  речи  Ярилы  несутся:
"Ох,  ты  гой еси, Мать Сыра Земля! Разукрасил я тебя красотою,
народила ты милых детушек число  несметное,  полюби  меня  пуще
прежнего, народишь от меня детище любимое".
     Любы  были  те  речи  Матери  Сырой  Земле, жадно пила она
живоносные лучи и народила человека... И когда вышел он из недр
земных, ударил его Ярила  по  голове  золотой  возжой  --  ярой
молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился.
     ...........................................
     Ликовала  Мать  Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла,
что Ярилиной любви ни конца, ни края нет... Но по малом времени
красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, дунули
ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли двери  дубравные,
и  вздрогнул  от  стужи  царь и владыка всей твари дышащей и не
дышащей.
     Задумалась  Мать  Сыра  Земля  и  с  горя-печали   оросила
поблекшее лицо свое слезами горькими -- дождями дробными.
     Безмолвен Ярило.
     "Не  себя  мне жаль, -- плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь
от холода, -- скорбит сердце матери по милым детушкам".
     Говорит Ярило: "Ты не плачь не тоскуй,  Мать  Сыра  Земля,
покидаю  тебя  не надолго. Не покинуть тебя на время -- сгореть
тебе до тла под моими поцелуями.  Храня  тебя  и  детей  наших,
убавлю  я  на  время  тепла и света, опадут на деревьях листья,
завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым  покровом,  будешь
спать-почивать  до  моего приходу... Придет время, пошлю к тебе
вестницу -- Весну Красну, следом за Весною я сам приду".
     Плачется Мать Сыра Земля:  "Не  жалеешь  ты,  Ярило,  меня
бедную,  не жалеешь, светлый Боже, детей своих! ...Пожалей хоть
любимое детище, что на речи твои громовые отвечало  тебе  вещим
словом, речью крылатою... И наг он и слаб -- сгинуть ему прежде
всех, когда лишишь нас тепла и света..."
     Брызнул  Ярило  на  камни  молоньей,  облил колючим взором
деревья дубравные.
     И сказал Матери Сырой Земле: "Вот я разлил огонь по камням
и деревьям. Я  сам  в  том  огне.  Своим  умом-разумом  человек
дойдет,  как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь --
дар моему любимому сыну. Всей живой  твари  будет  на  страх  и
ужас, ему одному на службу".
     И  отошел  от  Земли  Бог Ярило... Понеслися ветры буйные,
застилали темными  тучами  око  Ярилино  --  красное  солнышко,
понесли  снега  белые,  ровно  в  саван  окутал в них Мать Сыру
Землю. Все застыло,  все  заснуло,  не  спал,  не  дремал  один
человек  -- у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и
тепло...
     Так мыслили старорусские люди  о  смене  лета  зимою  и  о
начале огня.
     Оттого   наши   праотцы  и  сожигали  умерших:  заснувшего
смертным сном Ярилина сына отдавали живущему  в  огне  отцу.  А
после стали отдавать мертвецов их матери -- опуская в лоно ее.
     Оттого  наши  предки  и  чествовали  великими  праздниками
дарование Ярилой огня  человеку.  Праздники  те  совершались  в
долгие  летние  дни,  когда  солнце,  укорачивая  ход, начинает
расставаться с землею. В память дара, что  даровал  Бог  света,
жгут  купальские  огни.  "Что  Купала,  что Ярило -- все едино,
одного Бога звания".
     В народном мировоззрении образ Матери Сырой Земли сливался
с образом  Богородицы,   что   давало   основание   официальным
представителям  церкви  постоянно говорить о двоеверии русского
человека. Оба образа действительно тождественны, точнее было бы
даже говорить о двух ипостасях одного и того же образа  Великой
матери,  ведущего  свое  происхождение  из  незапамятных времен
общечеловеческой  культуры.  Богородица  была  всегда  объектом
поклонения  русских  людей,  а еще раньше -- их праславянских и
общеарийских предков. Под  тем  же  именем.  Лишь  впоследствии
христианство   приспособило   к  испокон  веков  существовавшим
традициям новую идеологическую концепцию и евангельскую историю
о Марии -- матери Иисуса Христа.
     Новая Богородица впитала  в  себя  многие  черты,  которые
всегда  характеризовали  Великую  Мать. Даже каноны иконографии
остались прежними, нисколько не меняясь  (рис.  156).  Особенно
это характерно для изображения Великой Матери -- Великой Богини
-- Богородицы  с  распростертыми для благословения руками (рис.
157). Изображения, точнее их код, были одними и  теми  же  и  у
древних   египтян:  Богиня  Исида  (рис.  158),  и  на  русских
вышивках, воспроизводящих Великую Богиню безотносительно  к  ее
религиозной  принадлежности,  и  на русских православных иконах
(рис. 159).
     Здесь  кончается  предыстория   Матери   Сырой   Земли   и
начинается  история  ее жизни в русской литературе и философии.
Нет, пожалуй, никакой другой языческой темы, которая бы так  ни
притягивала  разных  русских  мыслителей  и  писателей, красной
нитью проходя через все русское мировоззрение.
     Образ Матери Сырой Земли в русской литературе и  философии
восходит  к  древнейшим  дохристианским  верованиям  и  устному
народному  творчеству.  В   известном   духовном   стихе   "Как
расплачется  и  расступится  Мать сыра земля перед Господом..."
Земля исповедывается перед Богом о тяжести своей доли  --  быть
покровительницей  грешного  рода  людского.  В  другом духовном
стихе "Уж как каялся молодец сырой земле...", напротив, человек
исповедывается Земле-матери в совершенных грехах.
     В "Сказании о "Мамаевом побоище"  есть  потрясающее  своим
гуманизмом  место,  когда  Мать-земля  перед Куликовской битвой
плачет о детях своих -- русских и татарах, которым  только  еще
предстоит погибнуть в кровавой сече. Один из сподвижников князя
Дмитрия  Донского  --  тоже  Дмитрий  Волынец -- приник к земле
правым ухом и услышал  "землю  рыдающую  двояко:  одна  сторона
точно  женщина  громко  рыдает  о  детях  своих на чужом языке,

Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси