|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 » »» чрезвычайно популярный в древнерусской резьбе (по дереву и
камню), в буквицах и миниатюрах рукописных книг (см.: История
русского орнамента с Х по ХVI столетие по древним рукописям.
М., 1870). В свою очередь, орнамент подобного типа сопрягается
с обычным бытовым плетением (например, корзин), и плетением,
имеющим магический или ритуальный смысл.
И так продолжалось на протяжении многих веков и
тысячелетий. Спиралевидные коды передавались от поколения к
поколению, от народа к народу, от мировоззрения к
мировоззрению, от религии к религии. Так, в Констанце (Румыния)
существует старинный православный храм, где фреска Страшного
суда обрамлена все тем же меандрово-спиралевидным орнаментом.
Мозаичные лабиринты выкладывались также на полу некоторых
готических соборов (рис.70). Не может не удивить и бронзовая
фигурка древнего Божества со спиралью на груди, сидящего верхом
на волке; она найдена на территории России, в Прикамье, и
хранится в Историческом музее в Москве (рис.71). Нет сомнения в
тотемическом содержании данной композиции. Фантазировать насчет
ее первоначального смысла затруднительно. Зато нет сомнения:
перед нами первообраз известного сказочного сюжета об
Иване-царевиче и Сером Волке.
Исключительный интерес представляет хранящаяся в
Мюнхенском музее урна в виде модели древнего храма, фасад
которого украшен спиралями (рис.72). Макеты святилищ были
чрезвычайно распространены в Древнем мире: по свидетельству
Павсания, одна из моделей Дельфийского храма, сделанная из
пчелиного воска и перьев, была в свое время послана Аполлоном в
качестве дара на его историческую Прародину -- Гиперборею
(Павсаний, X 5, 5). Представляется, что в случае спиралевидной
символики на фасаде вышеупомянутого индоевропейского (а
возможно -- и доиндоевропейского) храма ее смысловая нагрузка
сродни той, которую несут кресты на церквях и полумесяцы на
мечетях. Космическая кодировка спиралевидных символов и
лабиринтов не вызывает сомнений. Впрочем, крест и полумесяц в
дохристианскую и домусульманскую эпоху также выступали в
качестве космических символов: Солнца и огня (крест), Луны
(серп).
Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения
Соловецких лабиринтов (как, впрочем, и всех остальных,
разбросанных по Северу Европы) дал известный в прошлом
отечественный историк и популяризатор науки, в течение многих
лет возглавлявший русский астрономический и природоведческий
журнал "Мироведение", Даниил Осипович Святский (1879 --
1940). По его мнению, ходы лабиринта, заставляющие путника
долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его
наружу, являются не чем иным, как символизацией блуждания
Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня
по кругам или, вернее, по большой спирали, проецируемой на
небесный свод. В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались
процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца,
подобно тому, как и в позднейших культурах совершаются
торжественные процессии, вокруг храма или алтаря. Соловецкие и
прочие лабиринты не только служили для хождения внутри них, но
также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения
магических хороводов. Подковообразные лабиринты, тип которых
часто встречается на Соловках, вполне могли кодировать движение
Солнца в высоких широтах по большей части круга, остающейся над
или под горизонтом в период летнего или зимнего солнцестояния.
Гипотеза о связи лабиринтов с астральным культом была выдвинута
в Германии в 1891 г. Эрнестом Краусом, считавшим
спиралевидные мегалиты остатками храмов в честь Солнечного
Божества, но с полярными представлениями о нем, перенесенными
на юг в глубокой древности с далекого Севера69.
В свете сказанного особый интерес представляют русские
спиралевидные (навивающие) хороводы, исполняемые исключительно
женщинами во время семикских гуляний. Танцевальный ритуал так и
называется -- "Навивать". Сначала девушки ходят по кругу, затем
круг разрывается и один его конец останавливается, а другой
продолжает ходить и постепенно завиваться вокруг неподвижно
стоящей девушки. При этом поется песня (в этнографических
записях прошлого века она не сохранилась). Когда пение
заканчивается, хоровод полностью завивается в спираль. В
завершение всего кто-то из стоящих с краю шутя толкает
сгрудившихся девушек, и они со смехом падают на траву70. Можно
предположить, что последний акт символизирует окончание
какого-либо цикла (возможно, природно-небесного или жизненного)
и начало следующего. Тем самым в спиралевидных семикских
хороводах сохранились сакральные рудименты древнейших ритуалов.
В научной литературе менандры и спирали считаются
разновидностью одного и того же древнего символа, глубинный
космический смысл которого неоднократно подчеркивался как
отечественными, так и зарубежными авторами71. Древнейшие
верования, восходящие к гиперборейским и доиндоарийским
временам и запечатленные в каменных спиралях-символах,
впоследствии получили отголоски и в христианской традиции. Так,
мозаичные лабиринты воспроизводились на полу средневековых
католических храмов (наиболее известный из них -- собор во
французском городе Аррасе), и от верующих требовалось
преодолеть замысловатый путь на коленях. Точно так же и спор
старообрядцев с никонианцами, как следует совершать обход в
храме -- по Солнцу (посолонь) или навстречу Солнцу, -- уходят
своими корнями в языческую древность.
В целом вся мировая культура (в Европе -- вплоть до
раннего средневековья, пока здесь окончательно не
восторжествовал крест) пронизана спиралевидным символом
Полярной Прародины -- Знаком Вселенной (так как в нем отражено
в обобщенно-схематической форме движение светил на Северном
небосклоне). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой
из альбомов, посвященных искусству Древности. Так, в
антологическом томе "Искусство Древнего Востока" (М., 1968),
Страницы: «« « 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |