Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»

чрезвычайно  популярный  в  древнерусской  резьбе  (по дереву и
камню), в буквицах и миниатюрах рукописных книг  (см.:  История
русского  орнамента  с  Х по ХVI столетие по древним рукописям.
М., 1870). В свою очередь, орнамент подобного типа  сопрягается
с  обычным  бытовым  плетением (например, корзин), и плетением,
имеющим магический или ритуальный смысл.
     И  так  продолжалось  на   протяжении   многих   веков   и
тысячелетий.  Спиралевидные  коды  передавались  от поколения к
поколению,   от   народа   к   народу,   от   мировоззрения   к
мировоззрению, от религии к религии. Так, в Констанце (Румыния)
существует  старинный  православный  храм, где фреска Страшного
суда обрамлена все тем же  меандрово-спиралевидным  орнаментом.
Мозаичные  лабиринты  выкладывались  также  на  полу  некоторых
готических соборов (рис.70). Не может не  удивить  и  бронзовая
фигурка древнего Божества со спиралью на груди, сидящего верхом
на  волке;  она  найдена  на  территории  России, в Прикамье, и
хранится в Историческом музее в Москве (рис.71). Нет сомнения в
тотемическом содержании данной композиции. Фантазировать насчет
ее первоначального смысла затруднительно.  Зато  нет  сомнения:
перед   нами   первообраз   известного   сказочного  сюжета  об
Иване-царевиче и Сером Волке.
     Исключительный   интерес   представляет    хранящаяся    в
Мюнхенском  музее  урна  в  виде  модели  древнего храма, фасад
которого  украшен  спиралями  (рис.72).  Макеты  святилищ  были
чрезвычайно  распространены  в  Древнем  мире: по свидетельству
Павсания, одна из  моделей  Дельфийского  храма,  сделанная  из
пчелиного воска и перьев, была в свое время послана Аполлоном в
качестве  дара  на  его  историческую  Прародину  -- Гиперборею
(Павсаний, X 5, 5). Представляется, что в случае  спиралевидной
символики   на   фасаде   вышеупомянутого  индоевропейского  (а
возможно -- и доиндоевропейского) храма ее  смысловая  нагрузка
сродни  той,  которую  несут  кресты на церквях и полумесяцы на
мечетях.  Космическая  кодировка   спиралевидных   символов   и
лабиринтов  не  вызывает сомнений. Впрочем, крест и полумесяц в
дохристианскую  и  домусульманскую  эпоху  также  выступали   в
качестве  космических  символов:  Солнца  и  огня (крест), Луны
(серп).
     Наиболее близкое к истине объяснение смысла  и  назначения
Соловецких   лабиринтов   (как,   впрочем,  и  всех  остальных,
разбросанных  по  Северу  Европы)  дал  известный   в   прошлом
отечественный  историк  и популяризатор науки, в течение многих
лет возглавлявший русский  астрономический  и  природоведческий
журнал  "Мироведение", Даниил Осипович Святский (1879 --
1940). По его  мнению,  ходы  лабиринта,  заставляющие  путника
долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его
наружу,  являются  не  чем  иным,  как  символизацией блуждания
Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня
по кругам или, вернее,  по  большой  спирали,  проецируемой  на
небесный  свод.  В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались
процессии,  чтобы  символически  изобразить  блуждание  Солнца,
подобно   тому,   как  и  в  позднейших  культурах  совершаются
торжественные процессии, вокруг храма или алтаря. Соловецкие  и
прочие  лабиринты не только служили для хождения внутри них, но
также выступали и  в  качестве  схемы-напоминания  для  ведения
магических  хороводов.  Подковообразные  лабиринты, тип которых
часто встречается на Соловках, вполне могли кодировать движение
Солнца в высоких широтах по большей части круга, остающейся над
или под горизонтом в период летнего или зимнего  солнцестояния.
Гипотеза о связи лабиринтов с астральным культом была выдвинута
в   Германии  в  1891  г.  Эрнестом  Краусом,  считавшим
спиралевидные мегалиты  остатками  храмов  в  честь  Солнечного
Божества,  но  с полярными представлениями о нем, перенесенными
на юг в глубокой древности с далекого Севера69.
     В свете сказанного  особый  интерес  представляют  русские
спиралевидные  (навивающие) хороводы, исполняемые исключительно
женщинами во время семикских гуляний. Танцевальный ритуал так и
называется -- "Навивать". Сначала девушки ходят по кругу, затем
круг разрывается и один его  конец  останавливается,  а  другой
продолжает  ходить  и  постепенно  завиваться вокруг неподвижно
стоящей девушки.  При  этом  поется  песня  (в  этнографических
записях   прошлого   века  она  не  сохранилась).  Когда  пение
заканчивается,  хоровод  полностью  завивается  в  спираль.   В
завершение   всего  кто-то  из  стоящих  с  краю  шутя  толкает
сгрудившихся девушек, и они со смехом падают на траву70.  Можно
предположить,   что   последний   акт  символизирует  окончание
какого-либо цикла (возможно, природно-небесного или жизненного)
и  начало  следующего.  Тем  самым  в  спиралевидных  семикских
хороводах сохранились сакральные рудименты древнейших ритуалов.
     В   научной   литературе   менандры  и  спирали  считаются
разновидностью одного и того  же  древнего  символа,  глубинный
космический   смысл  которого  неоднократно  подчеркивался  как
отечественными,  так  и  зарубежными   авторами71.   Древнейшие
верования,   восходящие   к   гиперборейским  и  доиндоарийским
временам  и   запечатленные   в   каменных   спиралях-символах,
впоследствии получили отголоски и в христианской традиции. Так,
мозаичные  лабиринты  воспроизводились  на  полу  средневековых
католических храмов (наиболее известный  из  них  --  собор  во
французском   городе   Аррасе),   и   от  верующих  требовалось
преодолеть замысловатый путь на коленях. Точно так  же  и  спор
старообрядцев  с  никонианцами,  как  следует совершать обход в
храме -- по Солнцу (посолонь) или навстречу Солнцу,  --  уходят
своими корнями в языческую древность.
     В  целом  вся  мировая  культура  (в  Европе  -- вплоть до
раннего   средневековья,    пока    здесь    окончательно    не
восторжествовал   крест)   пронизана   спиралевидным   символом
Полярной Прародины -- Знаком Вселенной (так как в нем  отражено
в  обобщенно-схематической  форме  движение  светил на Северном
небосклоне). Чтобы убедиться в этом, достаточно  открыть  любой
из   альбомов,   посвященных   искусству   Древности.   Так,  в
антологическом томе "Искусство Древнего  Востока"  (М.,  1968),

Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси