Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»

цивилизаций  --  Кецалькоатля  (Пернатого  Змея),  известные по
знаменитому  храму-пирамиде  в   мертвом   городе   Теотиуакане
(Мексика).  Спиралевидные  мотивы  в  искусстве  индейцев Южной
Америки  зафиксированы  также   в   культурах   майя,   Тайрона
(Колумбия)  и Чавин (Перу) (см., напр., рис. в кн.: Исчезнувшие
народы. М., 1987. С. 126 -- 127, 138).
     Для полноты картины можно дать  еще  одну  иллюстрацию  --
золотую  статуэтку индейского Птицебога-спираленосца, играющего
на флейте: в  качестве  жертвы  она  была  брошена  когда-то  в
священный  колодец Чичен-Ица (Мексика, п-ов Юкатан) и извлечена
оттуда   археологами   (рис.61).   Как   нетрудно    убедиться,
американский   спиралевидный   узор   мало  чем  отличается  от
аналогичных орнаментов Старого Света.
     Все это само по  себе  является  лучшим  свидетельством  в
пользу    общего    происхождения    культур   Древнего   мира.
Меандрово-спиралевидные  изображения   восходят   ко   временам
палеолита:  одна  из  древнейших  спиралей,  выбитых  на  бивне
мамонта и имеющих космическое содержание, найдена на территории
Западной    Сибири    (рис.62).    Аналогичные    спиралевидные
(меандровые)  мотивы  запечатлены  на стилизованных статуэтках,
обнаруженных при раскопках Мезинской  стоянки  на  берегу  реки
Десны  (рис. 63). Известны и более поздние каменные памятники с
мотивом лабиринта, обнаруженные в Псковском  и  Тверском  краях
(рис.64).
     В  дальнейшем  меандрово-спиралевидная тематика, в которой
закодирован  глубочайший  и  древнейший   вселенско-космический
смысл,  трансформировалась  в самых неожиданных формах. Имеются
во  множестве   рельефные   изображения   Горгоны   Медусы   со
спиралевидными   завитками   волос.   Известны   позднеантичные
скульптуры Юпитера-спираленосца (рис.65). Тот же мотив  и  даже
поза  повторяются  в  чудом  уцелевшей  бронзовой средневековой
статуэтке литовского  языческого  Бога  Перкунаса  (коррелят  и
синоним русского Перуна) -- он точно так же держит в руке пучок
спиралей.  Спирали  запечатлены  на  капителях  античных колонн
(ионический ордер) (рис.66),  в  прическе  древнего  кельтского
Божества  (рис.67)  и  т.д.  и  т.п. В древнерусских украшениях
спирали постоянно встречаются в виде височных колец и  подвесок
(рис.68).  Точно  такая  же спиральная конфигурация у некоторых
древнегреческих    фибул    (застежек)    и     в     орнаменте
древнескандинавских  диадем  (полукорон).  Некоторые из золотых
украшений, найденных Шлиманом в Трое (браслет, брошь, заколки),
сплошь испещрены  мельчайшими  спиралями  высокохудожественного
исполнения.
     В  коллекциях  Русского  музея  (Санкт-Петербург)  и Музея
народного  искусства  (Москва)  экспонируются  изумительные  по
технике   исполнения  кованые  сечки  XVII  --  ХVIII  веков  с
множеством выкованных больших и малых спиралей -- числом до  20
(рис.  69).  Спиральный  орнамент  был  широко  распространен в
русских традиционных вышивках  --  на  полотенцах,  передниках,
подолах  рубах  и  т.д. (см. фото: Маслова Г.С. Орнамент
русской народной  вышивки  как  этнографический  источник.  М.,
1978.  С.95,  103,  131).  Приверженность  народных  мастеров к
мировой художественной традиции позволила уверенно  говорить  о
"русских  меандрах" (см.: Виолле-ле-Дюк. Русское искусство, его
источники, его составные элементы,  его  высшее  развитие,  его
будущность.  М.,  1879.  Здесь  же  приводятся  образцы русских
меандров).
     Спиралевидная символика, почерпнутая пра-предками русского
народа   в   общекультурном   источнике   далекой    Прародины,
практически  нетронутой  дожила до нынешних времен (см., напр.,
фото в кн: Русакова  Л.М.  Традиционное  изобразительное
искусство  русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989. Рис. 48,
51,  63,  64,  67  и  др.).  Новгородский   головной   убор   с
многовитковыми  спиралями  (с лицевой стороны их 8) представлен
на редкой фотографии в  альбоме  "Русский  народный  орнамент",
изданном  фотографом-эмигрантом Юрием Новоселовым в Риге
в 1928 г. В целом же спиралевидные  мотивы  в  древнерусской  и
сопряженных  с  ней  культурах  разносторонне  представлены  на
рисунках, фотографиях и  прорисовках  в  известных  монографиях
Б.А.Рыбакова   "Язычество   древних  славян  (М.,  1981.
С.90-91, 155, 159,  165,  167,  253,  345,  499,  509,  517)  и
"Язычество  древней  Руси"  (М.,  1987.  С.199,  715). В данных
книгах   большинство   солярных   и    астральных    прорисовок
заимствовано  из фундаментального и не имеющего других аналогов
фотографического свода А.А.Бобринского "Народные русские
деревянные  изделия"  (Вып.   1-12.   М.,   1910-1914).   Здесь
содержится  множество  и  других  иллюстраций  с  космической и
праотеческой символикой, украшавшей русскую утварь  и  предметы
домашнего  обихода:  прялки,  ковши,  спинки  скамей, кроватей,
тележные борта, дуги, киоты, клиросы и др.
     И это --  лишь  малая  часть  из  поистине  неисчерпаемого
культурного  наследия наших предков и прапредков. Спиралевидные
знаки и символы, запечатленные  только  на  предметах  древнего
славяно-русского  быта, исчисляются многими десятками и сотнями
(см., напр.: Седов В.В. Восточные славяне в VI  --  XIII
в.в.  М.,  1982.  С.72 -- 73, 210-211, 229, 233, 249, 281, 283,
цветные вклейки  между  С.  96  и  97,  112  и  113).  Особенно
привлекает  насыщенностью двустворчатых спиралей (8 двойных и 2
одинарных)  металлическая  фибула   из   Мартыновского   клада,
найденного  на  реке  Рось (см. фото в кн.: Очерки истории СССР
(III  --  IX  в.).  М.,  1958.  С.  754).  Правда,   вопрос   о
принадлежности  данной  фибулы именно славяно-русским (антским)
мастерам  остается  открытым,  так  как  аналогичные   застежки
известны  и в античной традиции: они находились, к примеру, при
раскопках в  Керчи  (Пантикапее)  (см.  фото  в  кн.:  Известия
государственной  академии  материальной  культуры.  Вып 100. //
Сборник статей к 45-летию  науч-ной  деятельности  Н.Я.  Марра.
Вклейка между С. 592 и 593).
     Имеются  достаточные  основания считать отголоском древних
меандрово-спиралевидных   традиций   переплетенный    орнамент,

Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси