Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 1042
Размер файла: 5316 Кб
Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»

убеждал единодушно исповедовать УСТАНОВЛЕННУЮ НА СОБОРЕ ВЕРУ" [338],
т.41, с.  71-72.

   Итак, считается, что одновременно с установлением
православно-католической веры (позднее разделившейся, но в те времена
еще единой), первый Никейский собор сразу же  определил
правила празднования христианской пасхи, то есть  церковный
календарь-пасхалию.

               1.3. ЧТО ТАКОЕ ПАСХАЛИЯ

  Расскажем подробнее, что представляет из себя  церковный
календарь-пасхалия. См. [361], листы 615-650.

   Это --- последовательность таблиц, определяющих взаимную зависимость
ряда календарных величин, многие  из которых (но не все) имеют
астрономический смысл, связанный со сменой лунных фаз.  Вот
некоторые из них:  индикт, круг солнцу, круг луне, эпакта,
основание, ключ альфа, ключ границ, вруцелето и т.д.  Одна из
этих таблиц дает дату пасхи. Входом этой таблицы является так
называемый "ключ границ" данного года, который необходимо
предварительно определить, пользуясь другими таблицами
пасхалии.

    Составители пасхалии считали, что совокупность всех
календарных величин, используемых в пасхалии, повторяется с
периодом 532 года. Этот период называется "великим индиктионом".
Полные пасхальные таблицы включают в себя обширный перечень
календарных параметров на весь текущий 532-летний "великий
индиктион".  Начало "первого" великого индиктиона совмещено (и
конечно --- не случайно) с началом византийской эры "от Адама",
или, как ее еще называют "эры от сотворения мира".

  Любопытно, что последней из пасхальных таблиц является полный
лунный календарь (таблица лунных фаз), называемый в
церковно-славянской пасхалии "лунным течением" [361], листы
640-650.  Эта таблица указывала дату и время всех новолуний и
полнолуний на каждый год из 19-ти летнего лунного цикла (круга
луне). Уже давно было замечено, что в юлианском календаре
через каждые 19 лет даты лунных фаз повторяются.  Однако --- не
совсем точно, хотя ошибка очень мала. Лишь примерно через 300
лет величина этой ошибки, постепенно накапливаясь, достигает
целых суток. В связи с этим таблица "лунного течения",
по-видимому, время от времени обновлялась.  В издании [361],
например, эта годовая лунная таблица в точности соотвествует
астрономической обстановке эпохи издания (1652 год). Подчеркнем,
что таблица лунных фаз пасхалии НИКАК НЕ СВЯЗАНА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ДНЯ ПАСХИ (как это можнет показаться на первый взгляд, поскольку
пасха --- событие, дата которого, по определению, связана с Луной
--- см.  ниже). Но нет --- для определения дня пасхи в пасхалии
служат совсем другие таблицы.  По-видимому, таблица лунных фаз
имела какое-то другое, совершенно самостоятельное значение.

   Таким образом,  в пасхалии обновлялась и
изменялась только упомянутая выше годовая таблица "лунного
течения", НО НЕ ТАБЛИЦЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДЕНЬ ПАСХИ. В частности,
ОСТАВАЛСЯ НЕИЗМЕННЫМ  и 19-ти летний  цикл лунных фаз,
используемый для определения дня пасхи (в пасхалии он называется
"КРУГ ЛУНЕ"). Получилось, что среди таблиц пасхалии
присутствовало сразу две таблицы 19-ти летнего цикла лунных фаз:
одна --- неизменная, условная, уже давно не отвечающая
реальной астрономической обстановке, --- она использовалась
для определения дня пасхи ("круг луне"), а другая --- постоянно
обновляемая и поэтому соотвествующая реальному положению дел на
небосводе, --- но для определения пасхи не используемая ("лунное
течение").  Причины этого будут объяснены ниже.  Здесь мы лишь
подчеркнем, что с принятием пасхалии день пасхи превратился из
АСТРОНОМИЧЕСКОГО события в событие КАЛЕНДАРНОЕ.  Другими
словами,  наступление пасхи определяли не глядя на небо, а ПО
КНИГАМ, пользуясь вполне определенными правилами, связанными с
церковыным (юлианским) календарем.

    Кстати, в пасхальных таблицах упоминалась не только пасха, но и
некоторые другие праздники. Какие же это праздники? Вот их полный
перечень:

Рождество Христово,

Благовещение,

память Георгия Победоносца (23 апреля стар.ст.),

память Иоанна Богослова (8 мая стар.ст.),

день Петра и Павла (29 июня стар.ст.),

а также следующие мартовские праздники: память св.  Евдокии --- начало
мартовского года (1 марта стар.ст.), память 40-ка севастийских
мучеников (9 марта стар.ст.) и память Алексия, человека Божия (17
марта стар.ст.).  См.  [361], листы 615-616 и 633-640. Остальные
праздники в пасхалии в то время (XVI-XVII века) не упоминались.

  Может быть это --- главные христианские праздники времен Первого
вселенского собора, когда утверждали пасхалию?

   Надо сказать, что сегодня этот список праздников, упоминаемых в
пасхалии, звучит несколько странно. Конечно, Рождество Христово и
Благовещенье и сегодня являются наиболее чтимыми после Пасхи
христианскими праздниками, поэтому их присутствие в этом (очень
коротком!) списке неудивительно. Но вот, что касается остальной части

Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фоменко А.Т., Новая хронология